Процесс формирования конкурентной стратегии помимо результатов исследований и прогнозирования конкурентной ситуации, учитывающей конкурентные особенности отрасли, специфику рыночного поведения конкурентов и потребностей, динамику и уровень спроса, рассмотренных нами в предыдущей главе исследования, включает объективную оценку внутренних возможностей компании.
Оценка внутренних возможностей компании, его сильных и слабых сторон предполагает рассмотрение реальных и потенциальных конкурентных преимуществ компании , эффективности деятельности компании по сравнению с конкурентами, особенностей его организационной структуры, системы управления и процедуры контроля за реализацией стратегии, сложившегося стиля руководства и принятия решений, квалификации и профессиональных навыков руководящих кадров и специалистов компании .
В настоящее время компания испытывает недостаток в оборотных средствах, обусловленный в значительной степени дебиторской задолженностью.
Только в апреле 2007 года руководство компании приняло решение о создании службы маркетинга, считая, что в нем нет необходимости.
На практике же появляется необходимость в проведении конкретных маркетинговых исследованиях, анализе спроса и предлагаемого конкурентами ассортимента услуг, поиске незанятых рыночных ниш, опробовании различных форм и методов торговли, организации выставок продаж и т.д.
Стратегия организационных изменений потребует совершенствования системы управления компания, повышения квалификации управленческого персонала, соответствия занимаемой должности и объему поставленных задач.
Важным аспектом является умелое управление издержками компании , ознакомление и изучение возможностей по использованию современных методов управления издержками, применяемых в компаниях стран развитых рыночных отношений, в первую очередь американских и японских.
Среди существующих новых процедур определения, калькулирования и регулирования производственных расходов с учетом их возможной адаптации к отечественным условиям функционирования компаний, следует выделить следующие методы: запланированных затрат, на основе затрат по отдельным процессам, на базе сравнения с лучшими показателями конкурентов, стратегическое управление затратами.
Метод запланированных затрат представляет собой стратегическое средство целевого управления себестоимостью. Плановые издержки устанавливаются в три этапа. Первый предполагает расчет плановых цен на продукцию по результатам маркетинговых исследований. На втором этапе рассчитывают желаемый размер прибыли от реализации продукции. На третьем этапе находят разницу между ценой и суммой дохода, т.е. определяют максимально допустимые издержки. Возможен расчет плановых издержек как для производимой, так и предполагаемой к выпуску продукции.
Указанный метод представляет собой эффективное средство управления издержками с учетом влияния рыночной ситуации на функционирование компании.
Метод определения затрат по процессам предполагает распределение общих затрат компании по процессам или видам деятельности, оказывающих сильное влияние на величину совокупных расходов компании , т.е. указанный метод представляет собой средство более точной калькуляции общехозяйственных накладных расходов компании . Под процессами или видами деятельности в данном случае понимают деятельность, затрагивающую все компания , например, сбыт продукции.
Использование этого метода позволяет добиться большей "прозрачности" косвенных затрат компании и определить причины их возникновения.
Однако применение этого метода требует новой структуризации и анализа содержания видов деятельности, формирующих общие издержки компании . Возникают затруднения в получении основных данных, которые должны изыскиваться заново, так как не могут быть заимствованы из традиционной системы калькуляции издержек.
Метод лучших показателей относительно прост в применении и предполагает постоянное сравнение показателей компании с аналогичными показателями конкурентов. Определяется отставание компании по отдельным, имеющим значение для успешной деятельности компании , показателям (например, качеству, цене, издержкам и т.д.). Далее изыскиваются причины и разрабатываются мероприятия по преодолению отставания.