Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
2
03:48, 19 декабря 2012

Очерк о к/ф «Персонаж» (Stranger Than Fiction)

Blog post image

ПЕРСОНАЖ

Оригинальное название: Stranger Than Fiction 
Режиссер: Марк Форстер 
Сценарий: Зак Хельм 
Оператор: Роберто Шэфер 
В ролях: Уилл Ферелл, Мэгги Джилленхол, Дастин Хоффман, Эмма Томпсон, Куин Латифа и др. 
Жанр: "Трагикомедия = Кометрагедия"

Вопрос - "Причина вездесущей мысли о безысходности?"

В пятой полнометражной работе американского режиссера Марка Форстера, известного прежде всего по фильму "Бал Монстров" (по большей части популярной среди широкой публики ураганной постельной сценой) и нарушающему традиции Бондианы "Кванту Милосердия", разыгрывается  весьма интересная история о том, как характерный "белый воротничок" - представитель среднего звена - Гарольд Крикк (Уилл Феррелл), работающий старшим налоговым инспектором и питающий к статистике нездоровую страсть, живет схематической, выверенной до секунды жизнью, когда вдруг начинает слышать голос писательницы Керрен Эйфелл (Эмма Томпсон), изысканно комментирующей все с Гарольдом творящееся. Он просит помощи у профессора литературы Джойлса Хильберта (Дастин Хоффман) в местном университете, который предлагает ему понять в каком же романе он находится. Гарольду приходится менять все на 180 градусов. Он влюбляется в одну женщину, владелицу кондитерской лавки (Мэгги Джиленхолл), которая много задолжала по налогам. Гарольд постепенно чувствует вкус жизни, но в один момент слышит голос автора, утверждающей о его скорой смерти...

Blog post image

"Персонаж" перекликается с "Шоу Трумана" и скажем, "Гринбергом", вышедшим позже, но на самом деле за любопытным сюжетом и остроумной стилистикой со всплывающими цифрами и вычислениями прямо в кадре о том сколько раз Гарольд прошагал до рабочего места и т.д, разворачивается философская и очень правильная история о назначении человеческого бытия. Данная лента не пытается громко величать о своих посылах, а так, словно тот же авторский голос в воздухе, нашептывает умные вещи. Хотя может все в "Персонаже" сводится к иронии над современными писателями /сценаристами, или гаджетомании среднестатистического американца, которая здесь и судьбы вершит и жизни спасает.

Blog post image

Псевдосуществование или "Мысли вслух"

Как уверяет нас профессор Хильберт в том, что абсолютно все истории на свете сводятся к одному типичному концу, строго зависящему от принадлежности внешней, поверхностной и внутренней, к комедии или трагедии, так же прямолинейно и выстраивается сюжет "Персонажа", сменяющий настроение от "Офисного Пространства" до экзистенциальных исповедей. Однако, намеренно теряющаяся, где то еще в завязке, мысль об однотипности и безысходности жизни человека медленно, но верно, подобно метаморфозам главного героя, перетекает в реальную "земную", без прикрас, а вовсе не в аллегоричную литературную трагедию. Пускай даже с каноничным нравоучительным отступлением и счастливой концовкой.

Ловко обыгрывая тот момент, когда герой Уилла Ферелла, в кои то веки сыгравшего в драматическом амплуа, довольно неплохо к слову, переступает через порог серого "чердачного" существования и осуществляет детскую мечту научиться играть на гитаре, по традициям комедийного жанра, повествование должно было обрасти конфликтами, но режиссер делает знаменательную паузу, идеально выдержав для сего момента хронологический порядок, и выдает потрясающую метафору.

Blog post image

Размеренная жизнь Гарольда Крика дает сбой, бросается на утек, и уносится ветром беспамятства, затем однако снова оседая, будто специально возвращается в тех же знакомых "образах" систематической жизни героя, напротив наполненных лирикой и чувствами, тем самым недвусмысленно говоря - чтобы  обрести смысл для себя в окружающей действительности, не обязательно крушить балки, подпирающие хрупкое создание человеческого существования, как и не достаточно заниматься лишь самовнушением, грезя о сюжетных перипетиях своей жизни, представляясь на месте персонажа художественного романа. Гарольд в сценарии ставит не точку, или восклицательный знак, он вообще выбрасывает из головы затею о планировании будней и выходных. Порой нужно осознать что люди не герои трагических рассказов или поэтичных стихов о любви. Они животные с инстинктами, как те, которых Гарольд видит на экране телевизора, но в отличии от них, земных тварей, способны вершить свою судьбу. Вот только злоупотреблять этим не стоит, строя в пустых внутренних мыслях и мечтаниях бестселлер, где ты актер всего спектакля! Необходимы и незаменимы второстепенные актеры, массовка, которые всеми стараниями подыгрывают главному герою. Каждый вносит свою лепту, и так вершиться история, не терпящая когда лезут из под основания на вершину. И почему то здесь, Дастин Хоффман не по причине профессионального стажа или таланта, а в пользу главной аллегории ленты, сопутствуя рефлексии героя Уилла Ферелла, играет лучше.

Blog post image

Действительно без-жанровое кино на почве притчи о неизбежности смерти и цене шанса изменить жизнь начинает творить и играть мутными красками пессимистического видения всего. Несмотря на твердый, вполне логичный "хэппи энд" без которого вся затея теряла бы смысл, "Персонаж" перечеркивает кажущуюся комедийность и невозможность фантастического сюжета, и возвышает примирение главного героя со своим, как бы банально не звучало, "предназначением". Ряд кадров под музыку греческого композитора Вангелиса "La Petite Fille de la Mer", в которых Гарольд Крикк уверенно шагает к смерти, уже свыкнувшись с мыслью о ее неотвратимости, через грустные мотивы композиции обращает весь скрытый безрадостный взгляд на жизнь в чувство необходимости, нужности свеого обитания здесь, среди людей. Любить - так простушку, работать - так там, где ты по настоящему хорош, даже если это всеми ненавистная налоговая инспекция, играть на гитаре - пусть на самой простецкой. Только жаль что в отличии от обретающего счастье Гарольда, большинству людей это не свойственно.

Ответ - Мы все глядим в Наполеоны.

Blog post image

Хотя, безусловно, будет самым правильным сказать, что Гарольд нарушает характерность своего персонажа только потому, что он полюбил. "Персонаж" становится скромной, возвышающей одой великому чувству. И никаким пессимизмом тогда здесь не пахнет, как нет его и в самой запоминающейся композиции фильма "Реклесс Эрика", где он поет как готов на все, дабы найти ту единственную, хоть на Багамах, хоть в Тульсе.


 


2
405
7