Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
08:47, 18 декабря 2012

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 1920-1940-х ГОДОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТЫ

Да вот решила понемногу выкладывать исследование, которым занималась. Для чего выкладываю? Возможно этот материал поможет дополнить наше знание о культурной обстановке в стране в один из самых переломных периодов, а может поможет в аргументации тем, кто сейчас ищет факты о Казахстане. Это я о нашумевших спорах по поводу казахского-неказахского, нагыз-казахов и шала-казахов, латинского-антироссийского :)))

Материалом статей можно свободно пользоваться, надеюсь всем будет интересно.

 

Работа большая, делю е на кучу статеек поменьше. Итак, сегодня часть 1.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 1920-1940-х ГОДОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТЫ

Особенности историко-культурного развития Казахстана

 

В истории и культуре Казахстана первая половина ХХ века – период во многом особенный. Как промежуточный, он соединил в себе черты двух эпох – уходящей старой и вторгающейся новой, древней традиционной и молодой зарождающейся.

Начало периода – заключительные страницы “золотого века” самобытной казахской музыки, поднятой на вершину Олимпа Биржаном, Аханом, Абаем, Курмангазы, Даулеткереем, и в то же время – исток большинства современных музыкальных явлений. Эти десятилетия подытожили классический этап развития казахской народно-профессиональной традиции и стали одновременно своеобразным поворотным пунктом, отправной точкой последующих художественных процессов.

Избранный этап стал и одним из самых противоречивых в истории и культуре страны. С одной стороны, буквально за два-три послереволюционных десятилетия в Казахстане был резко нарушен многовековой культурно-хозяйственный уклад жизни людей с его уникальным мировосприятием и системой эстетических, нравственных, культурных ценностей. Традиции, которые отшлифовывались столетиями и заключали в себе все накопленные знания казахского народа – генеалогию, историю, этические и религиозные воззрения и обычаи, подверглись коренной переоценке. Политика геноцида, насильственные экономические реформы аула, трагедия 1930-х годов привели к разрушению традиционного казахского общества и нарушению механизма функционирования духовной культуры.

С другой стороны, согласно целенаправленной политике государства, в 1920-1940-е годы активно развивается искусство нового типа, создается сеть специальных музыкально-образовательных и концертных учреждений, возникают формы ансамблевого, хорового, оркестрового исполнительства. На базе европейской, формируется профессиональная композиторская и исполнительская школы, в русле которых возникают музыкальные произведения, синтезирующие национальные и интернациональные стилевые черты. Особое место в новой культуре Казахстана заняла радиокультура.

Изучение архивных документов – протоколов частных совещаний и допросов, рапортов, прошений, отчетов, писем, циркуляров и телеграмм[1] (многие из которых долгое время были запрещены для издания и опубликованы только в последние годы), позволило констатировать, что три глобальных для Казахстана общественно-исторических “потрясения” начала и середины ХХ столетия – восстание 1916 года, послереволюционные преобразования и Великая Отечественная война – явились тремя последовательными “ударами”, оказавшими разрушительное воздействие на традиционную культуру и все механизмы ее функционирования. По свидетельству ученых-историков, демографов, многочисленные (в том числе непродуманные) экономические реформы, репрессивная политика – и в то же время, интенсивное развитие промышленности и транспорта, оживление торговых отношений, приток свободной рабочей силы из других регионов страны и другие факторы привели к глобальному уменьшению числа коренного населения и разрушению его этнической целостности, дисбалансу в “экономической экосистеме” аула [1, С.302] и др., что непосредственно сказалось на состоянии всей национальной культуры.

Естественно, что в ситуации, когда страна находилась в тяжелейших исторических, политических и особенно экономических условиях, носители устно-поэтической культуры были поставлены на грань исчезновения: нарушились основные принципы функционирования традиции – певец и композитор уже не мог получить достаточную материальную стимуляцию своей творческой деятельности, которая позволила бы ему существовать; в ситуации, когда происходила массовая миграция людей, массовое истребление, закономерно нарушалась связь “учитель-ученик” и др.

Приведем только несколько фамилий акынов, жизнь которых оборвалась в 1916 году и которые, не будь восстания и последующих за ним репрессий, могли бы развивать национальную музыкально-поэтическую традицию и передавать свои знания ученикам: Карибоз Кантарулы (1865-1916) – один из организаторов национально-освободительного восстания 1916 года, погиб от пули царского солдата; Ажек Мырзаулы (1885-1934) – в 1916 году вместе с кочующим народом ушел в Китай, в 1917 вернулся, а в 1932 году, когда началась сталинско-голощекинская политика “Малого Октября”, снова мигрировал в Китай, где умер в 1934 году. В это же время погиб и Асан Бармесбекулы (1866-1916) [2].

Трагически сложились жизни многих известных во всем Казахстане музыкантов, переживших восстание 1916 года и продолжавших творить. Так, Кенен Азербаев, сражался в 1916 году в отряде Али Нургожаева и своими произведениями разоблачал произвол царской власти, поддерживал боевой дух, воодушевлял повстанцев, звал их на борьбу. В результате жестокого подавления восстания часть отряда была казнена, часть (в том числе и Кенен) бежала в другие губернии или в Китай. На родину он вернулся только после октябрьской революции.

У великой домбристки Дины Нурпеисовой в 1916 году мобилизовали старшего сына Журунбая. К 1922 году, чтобы прокормить детей, Дине приходилось собирать дикое просо, ездить по аулам, исполняя кюи.

Известный казахский кюйши Казангап, из-за бедности практически не имевший личного имущества, был лишен возможности уехать в более спокойные регионы страны в то время, когда восстание было подавлено, и гонимые страхом перед репрессиями со стороны царского правительства люди бросились бежать [3].

Известный акын Кодек Маралбайулы (1988 – 1937) в 1916 году также был среди сарбазов, сочинил дастан «Он алтыншы жыл туралы». В 1918 участвовал в Гражданской войне на стороне Красной Армии. В 1920-1932-х состоял в союзе «Қосшы», а еще через несколько лет был назван «иностранным агентом», обвинен и вынужден уехать в Китай, где вскорее ушел из жизни. Жыршы, собиратель народного творчества Жусупбек Шайхысламулы (1857 – 1937), принимавший участие в восстании 1916 года после проигрыша национально-освободительнгого движения вынужден был уехать в Китай, где в казахских аулах вел просветительскую и врачебную деятельность, по некоторым документам умер в Синцзяньском округе [4, С.109, 677].

 

[1] См. например: Грозный 1916 год. Сборник документов и материалов. – А.: Қазақстан 1998. – 423 с.

 
0