место в рейтинге
  • 72918
  • 323
  • 41
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 1920-1940-х ГОДОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТЫ

Да вот решила понемногу выкладывать исследование, которым занималась. Для чего выкладываю? Возможно этот материал поможет дополнить наше знание о культурной обстановке в стране в один из самых переломных периодов, а может поможет в аргументации тем, кто сейчас ищет факты о Казахстане. Это я о нашумевших спорах по поводу казахского-неказахского, нагыз-казахов и шала-казахов, латинского-антироссийского :)))

Материалом статей можно свободно пользоваться, надеюсь всем будет интересно.

 

Работа большая, делю е на кучу статеек поменьше. Итак, сегодня часть 1.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА 1920-1940-х ГОДОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТЫ

Особенности историко-культурного развития Казахстана

 

В истории и культуре Казахстана первая половина ХХ века – период во многом особенный. Как промежуточный, он соединил в себе черты двух эпох – уходящей старой и вторгающейся новой, древней традиционной и молодой зарождающейся.

Начало периода – заключительные страницы “золотого века” самобытной казахской музыки, поднятой на вершину Олимпа Биржаном, Аханом, Абаем, Курмангазы, Даулеткереем, и в то же время – исток большинства современных музыкальных явлений. Эти десятилетия подытожили классический этап развития казахской народно-профессиональной традиции и стали одновременно своеобразным поворотным пунктом, отправной точкой последующих художественных процессов.

Избранный этап стал и одним из самых противоречивых в истории и культуре страны. С одной стороны, буквально за два-три послереволюционных десятилетия в Казахстане был резко нарушен многовековой культурно-хозяйственный уклад жизни людей с его уникальным мировосприятием и системой эстетических, нравственных, культурных ценностей. Традиции, которые отшлифовывались столетиями и заключали в себе все накопленные знания казахского народа – генеалогию, историю, этические и религиозные воззрения и обычаи, подверглись коренной переоценке. Политика геноцида, насильственные экономические реформы аула, трагедия 1930-х годов привели к разрушению традиционного казахского общества и нарушению механизма функционирования духовной культуры.

С другой стороны, согласно целенаправленной политике государства, в 1920-1940-е годы активно развивается искусство нового типа, создается сеть специальных музыкально-образовательных и концертных учреждений, возникают формы ансамблевого, хорового, оркестрового исполнительства. На базе европейской, формируется профессиональная композиторская и исполнительская школы, в русле которых возникают музыкальные произведения, синтезирующие национальные и интернациональные стилевые черты. Особое место в новой культуре Казахстана заняла радиокультура.

Изучение архивных документов – протоколов частных совещаний и допросов, рапортов, прошений, отчетов, писем, циркуляров и телеграмм[1] (многие из которых долгое время были запрещены для издания и опубликованы только в последние годы), позволило констатировать, что три глобальных для Казахстана общественно-исторических “потрясения” начала и середины ХХ столетия – восстание 1916 года, послереволюционные преобразования и Великая Отечественная война – явились тремя последовательными “ударами”, оказавшими разрушительное воздействие на традиционную культуру и все механизмы ее функционирования. По свидетельству ученых-историков, демографов, многочисленные (в том числе непродуманные) экономические реформы, репрессивная политика – и в то же время, интенсивное развитие промышленности и транспорта, оживление торговых отношений, приток свободной рабочей силы из других регионов страны и другие факторы привели к глобальному уменьшению числа коренного населения и разрушению его этнической целостности, дисбалансу в “экономической экосистеме” аула [1, С.302] и др., что непосредственно сказалось на состоянии всей национальной культуры.

Естественно, что в ситуации, когда страна находилась в тяжелейших исторических, политических и особенно экономических условиях, носители устно-поэтической культуры были поставлены на грань исчезновения: нарушились основные принципы функционирования традиции – певец и композитор уже не мог получить достаточную материальную стимуляцию своей творческой деятельности, которая позволила бы ему существовать; в ситуации, когда происходила массовая миграция людей, массовое истребление, закономерно нарушалась связь “учитель-ученик” и др.

Приведем только несколько фамилий акынов, жизнь которых оборвалась в 1916 году и которые, не будь восстания и последующих за ним репрессий, могли бы развивать национальную музыкально-поэтическую традицию и передавать свои знания ученикам: Карибоз Кантарулы (1865-1916) – один из организаторов национально-освободительного восстания 1916 года, погиб от пули царского солдата; Ажек Мырзаулы (1885-1934) – в 1916 году вместе с кочующим народом ушел в Китай, в 1917 вернулся, а в 1932 году, когда началась сталинско-голощекинская политика “Малого Октября”, снова мигрировал в Китай, где умер в 1934 году. В это же время погиб и Асан Бармесбекулы (1866-1916) [2].

Трагически сложились жизни многих известных во всем Казахстане музыкантов, переживших восстание 1916 года и продолжавших творить. Так, Кенен Азербаев, сражался в 1916 году в отряде Али Нургожаева и своими произведениями разоблачал произвол царской власти, поддерживал боевой дух, воодушевлял повстанцев, звал их на борьбу. В результате жестокого подавления восстания часть отряда была казнена, часть (в том числе и Кенен) бежала в другие губернии или в Китай. На родину он вернулся только после октябрьской революции.

У великой домбристки Дины Нурпеисовой в 1916 году мобилизовали старшего сына Журунбая. К 1922 году, чтобы прокормить детей, Дине приходилось собирать дикое просо, ездить по аулам, исполняя кюи.

Известный казахский кюйши Казангап, из-за бедности практически не имевший личного имущества, был лишен возможности уехать в более спокойные регионы страны в то время, когда восстание было подавлено, и гонимые страхом перед репрессиями со стороны царского правительства люди бросились бежать [3].

Известный акын Кодек Маралбайулы (1988 – 1937) в 1916 году также был среди сарбазов, сочинил дастан «Он алтыншы жыл туралы». В 1918 участвовал в Гражданской войне на стороне Красной Армии. В 1920-1932-х состоял в союзе «Қосшы», а еще через несколько лет был назван «иностранным агентом», обвинен и вынужден уехать в Китай, где вскорее ушел из жизни. Жыршы, собиратель народного творчества Жусупбек Шайхысламулы (1857 – 1937), принимавший участие в восстании 1916 года после проигрыша национально-освободительнгого движения вынужден был уехать в Китай, где в казахских аулах вел просветительскую и врачебную деятельность, по некоторым документам умер в Синцзяньском округе [4, С.109, 677].

 

[1] См. например: Грозный 1916 год. Сборник документов и материалов. – А.: Қазақстан 1998. – 423 с.

 
alkinskaya alkinskaya
Нифига не блоггер.
18 декабря 2012, 20:47
2045

Loading...

Комментарии

а в 2000 - 2012 гг есть музыкаль- культура?
В смысле, традиционная? Конечно есть! В течение последний пары десятилетий она пошла вверх, слава Богу,другое дело, что 15 лет назад было больше энтузиазма, на мой взгляд. Сейчас все уже как-то устаканилось. Да и многие из совсем стареньких виртуозов-домбристов к сожалению уже не с нами... Зато сыбызговая школа расширилась, изучение региональных особенностей эпических и песенных школ в науке прогрессирует... Да много чего делается, другое дело, что я как-то от этого отошла уже...
А чем сыбызгы отличается от татаро-башкирского курая? я всегда считал, что это один и тот же инструмент. но у казахов по-моему есть несколько видов сыбызгы?
и еще один вопрос. У нас есть кюйши, которые играют на 3-х и 4-х струнной домбре?
Да все инструменты то суть похожие, особенно варган (шанкобыз казахский) вообще во всех странах мира был, только во многих культурах исчез из употребления :)))
Не могу отвечать на 100 точно, но исполнитель на татарском курае играет мелодию соло, а на казахском еще была традиция в момент игры издавать на диафрагме горловые звуки, получался эдакий бурдон :))) Если хотите, я могу попробовать Вам поискать координаты Талгата Мукушева, он один из сильных кураистов, авторитет, причем не только играющий, но и пишуший.
По второму пункту: лет 5 назад точно большинство играло на 2струнной домбре. Трехструнная считалась редкостью, чуть ли не аназронизмом, а про 4 струнную я даже не слышала, увы. Возможно, это что-то из современных модификаций? Если Вы что-то знаете, сообщите мне пожалуйста, ладно? В традиционной инструментальной культуре (казахов-кочевников) домбра мыслилась как КАМЕРНЫЙ инструмент, впрочем как и все другие, Поэтому 2 струн с лихвой хватало :) Да и форма старинной домбры была иная - намного более плоская, чем современная. Современный такой "выпуклый" корпус инструмента был создан уже при Советской власти, когда в оркестрах необходим был более сильных звук и резонанс. В итоге звук получился более громким, но... гулким каким-то. Можно почитать Б. Сарыбаева, это очень интересно!
Блин, память подводит, вроде была же книга Верткова-Благодатов-Язовицкая про инструменты атлас и еще какая-то... вот незадача, а то бы дала название, вдруг Вам попадется в руки...
Я почему-то был уверен, что в Казахстане есть 4-х струнная домбра. 3-х струнную я видел, но не видел как на ней играют. Я в детстве видел 4 -х стр. домбру с выпуклым корпусом, на которой играл один старик-казах из соседнего аула. Хотя, возможно, это была не домбра, а саз. В общем я не специалист в этом деле, но думаю, что было несколько видов домбры. А вот, например, в музее г.Семипалатинск есть 3-х струнная домбра то ли Кунанбая, то ли Шакарима, и она с выпуклым корпусом.
А в 2004 г. я был Сурхандарье, Узбекистан. Там у сурханских узбеков была домбра 2-х стр. и плоская. И такие же я в Казахстане встречал.
насчет кураистов спасибо, но я лишь интересовался разницей этих инструментов. Почему сыбызгисты не играют соло?
Скорее всего, это была не домбра, или очень редкая ее разновидность, поскльку мне такая не попадалась и мои педагоги о такой нам не говорили. Жаль, что ВЫ тогда у этого Аташки не поинтересовались :) Официально считается, что 2струнная - самая универсальная, 3струнная - более редкая, которая во временем вышла из состава общеупотребительных инструментов, равно как и жетыген, асатаяк, дабыл, дауылпаз... Почему я упомянула книгу Болата Сарыбаева, потому, что в свое время он много работал как раз в лаборатории, в которой реконструировали все эти инструменты и очень интересно о них писал :)
За кураистов - не стоило благодарности, сыбызгисты играют соло, но часто - с вот таким бурдоном :)))
Вариант 3струнной доб\мбры имеется у Киргизов, но называется КОМУЗ и является у них самым распространенным инструментом. Единственное, что комузовые кюу в отличие от казахских кюев не подразумевают философскую тематику и больше о природе, портреты, веселые, а среди казахских много глубоко философских и трагичных.
Вообще, я то не самый "крутой знаток" (могу назвать фамилии тех, кто занимается целенаправленно упорно изучением культуры, если захотите почитать их вещи или пообщаться, могие из них, хоть уже и в возрасте - находимы в Скайпе или на общественных сайтах), хотя училась очхорошо и казахскую культуру, обычаи, музыку понимаю, люблю очень... а Вам если попадется книга Едыге Даригуловича Турсунова - почитайте, понравится :) Она не про инструменты, а про становление жыршы, жырау, акынов салов, серэ с приязкой почему именно в таком-то веке и в таких-то общественно-исторических условиях они появились.
есть еще книжка, точнее мне попадалась в виде диссера в Пушке якутская тетечка о мифологических представлениях тюркоязычных народов и как это сказалось на всей музыкальной концепции горлового пения тюрков (ну она то на примере своих якутов, но и к нам многое применимо) там собственно ужас интересно не само горловое пение, а сама глава о тюркском сакральном мире/мирах...
Спасибо за подробный ответ. Я по мере возможности постараюсь поискать книги, которые вы посоветовали.
Если бы эти книги были в электронном виде, в интеренете со свободным доступом для всех,то было бы совсем замечательно.
а на счет домбры, то летом планирую сьездить в родные края, попути заскачу в тот самый аул, в котором жил тот дед. дед наверняка помер, а вот домбра надеюсь жива, если это домбра конечно.
Для Вас всегда пожалуйста :)))
Турсунова 100 процентов найдете :)
якутская работа: Халтаева Лариса Афанасьевна: "Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений Тюрко-Монгольских народов". СТРАШНО интересная вещь. Не бурдоном, а началом, где о космогонии написано :)
У меня были выписки, но надо к маме идти за ними, а холодно у нас... если в инете найдете - хорошо, нет - я когда (мой 1 руководитель подружка Халтаевой была и у нее диссер весь был) до мамы доберусь - перепечатаю и Вам вышлю.
Я вот знаю певицу ,которая была
Жанна Исина.
в 90 - е Жанна Исина
и Гуля Тулегенова. Юоже как пели.
Сейчас одни шлюхи на эстраде.
Shpak
0
0
Чувствуется Вы специалист по культуре Казахстана, думаю выложить всех народных артистов Казахстана, начиная с 1920 года вам не составит труда.
это к Анарбеку :)))
а если честно как то мне не приходилось об этом думать, наверное в инете уже есть?
Если нет, попробую поискать по своим.
Shpak
0
0
Было бы в инете нашел бы сам...
Обратился к Вам как к специалисту культурологу...
Думаю именно так вы себя позиционируете...
Я себя позиционирую как жену, маму и любителя домашних штучек :))) Это самое хорошее позиционирование. Если Вам сильно надо, могу попробовать поспрашивать у знакомых... мне самой надобности не было собирать сколько у нас Народных артистов и кто...
могу попробовать поспрашивать у знакомых...
=
А это кто? Надежные источники?
Да каждый же своими научными делами занимается, может кто и собирал себе такие сведения. Другое дело, что их найти надо... Можно будет сходить в ЦГА если будешь в Астане, на Левом берегу смешное здание такое... пока он, ЦГА был в Алматы оттуда можно было почерпнуть кучу документов.
Да в инете же есть, самая же первая ссылка открылась, вот:
ru.wikipedia.org
а вот с 1995 по 1999 годы ?????
с 1991 по 1995 гг ??? Например про группу АБК??
ДА у них свой официальный сайт наверное есть, по крайней мере, в инете про них много сказано :)))
Что касается традиционной культуры, то про современный период лет 5 назад вроде никто не писал, надо бы конечно поузнавать...
Если мне память не изменяет, то АБК появилась в году 97. Точно никак не в 91-95 г.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Известные казахи, женившиеся на русских женщинах

Известные казахи, женившиеся на русских женщинах

Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит женщина. А еще говорят что, все великие люди меняют судьбу своего народа. Так давайте узнаем больше о русских женщинах, навсегда изменивших жизнь...
Shala-Kazakh
17 февр. 2017 / 23:21
  • 30149
  • 81
«Мурашки по коже». Выступление Димаша Кудайбергенова впечатлило иностранцев

«Мурашки по коже». Выступление Димаша Кудайбергенова впечатлило иностранцев

21-го января сообщество "Казахстан разместило на своей странице фейсбук видео с выступлением Димаша Кудайбергенова c песней "S.O.S" на китайском конкурсе Singer 2017.  Данное видео стало вирусным...
Levlion999
15 февр. 2017 / 15:06
  • 23568
  • 5
Келин XX века vs келин XXI века. Если сейчас легче жить, то почему разводов стало больше?

Келин XX века vs келин XXI века. Если сейчас легче жить, то почему разводов стало больше?

Часто слышу от пожилых «апашек» слова разочарования, когда они в очередной раз узнают новость про развод семьи. В основном рассуждения начинаются с фразы «біздің кезімізде»...
socium_kzo
15 февр. 2017 / 15:47
  • 6531
  • 82
«Мужчины, живущие с родителями после 25 лет». Опрос набирает популярность в сети

«Мужчины, живущие с родителями после 25 лет». Опрос набирает популярность в сети

"Как вы относитесь к мужчинам, которые в 25+ еще живут с родителями?". Опрос, который набирает популярность в соцсетях. Хотелось бы узнать, что же думаете вы по этому поводу?
Muchacho55
15 февр. 2017 / 18:51
Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Среди моих знакомых есть одна милая девушка, она тоже молодая мама как и я. Очень открытая, видная, недавно вышла на работу. У нее счастливая семья и все, тьфу-тьфу, складывается хорошо.
Roza_pvl
19 февр. 2017 / 11:49
  • 4732
  • 30
Утверждён график выходных дней для жителей Казахстана в марте

Утверждён график выходных дней для жителей Казахстана в марте

Казахстанцы отдохнут около полумесяца в грядущем марте. В связи с праздниками в марте ожидается четыре дополнительных выходных дня. Первый, разумеется, выпадает на главный женский день в году, а...
Seattle
17 февр. 2017 / 13:20
  • 4289
  • 4
«Казахстанцы больше не смогут приобрести недвижимость за рубежом»

«Казахстанцы больше не смогут приобрести недвижимость за рубежом»

Так мог бы звучать заголовок этой публикации, откажись Европа, Турция, ОАЭ, США и другие от фундаментального права человека на имущество. Пост про то, кто заработает на поправках в Конституцию РК...
lyalusha
16 февр. 2017 / 14:45
  • 3546
  • 23
Секреты женского оргазма или Почему вокруг так много фригидных женщин

Секреты женского оргазма или Почему вокруг так много фригидных женщин

Просьба отключить режим высокой морали и узколобия, а внять советам, дабы сделать немножко счастливей и свою жизнь, и жизнь партнера. Всем уят! :D
kami_princesska
16 февр. 2017 / 11:39
Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Итак, по просьбам трудящихся и по крикам души коллективного бессознательного решила я написать пост на эту тему. Вводные данные: 1) нет имущества, которое можно продать для покупки собственного...
DanaJarlygapova
20 февр. 2017 / 16:17
  • 3020
  • 43