Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
08:24, 09 декабря 2012

Женщины в политике и науке: казахстанские реалии и перспективы

Интересный доклад был представлен на втором дне Social Camp  Astana 2012. Заместитель председателя Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан Кусаинова Лаззат Абаевна поделилась своим видением нынешней ситуации гендерного равенства в политике и науке в Казахстане и за рубежом.

Доклад

«Борьба за права женщин в целом выиграна.»

(М.Тэтчер, из выступления в

Электротехническом институте, 26 июля 1982 г.)[i]

Усиление роли женщин в политике вплоть до избрания их президентами и премьерами постепенно становится символом времени. Такие тенденции обусловлены ростом требования населения к качеству жизни и переходом общества к новой ступени своего развития – информационному обществу, основанному на «экономике знаний». Наблюдаются тенденции перехода развитых государств к новым, современным функциям государства, связанных, прежде всего, с политикой государства в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука.

В этой связи, развитие современного государства требует восстановления гендерного баланса в руководстве государством и создания более рационального механизма управления страной на всех уровнях. Именно поэтому продвижение женщин во власть рассматривается в настоящее время как инструмент стабильного, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики.  О подлинной демократии можно говорить только тогда, когда обеспечено полное равноправие женщин вплоть до паритета с мужчинами в правительствах, парламентах и во всех институтах государства, обеспечивающих социальную справедливость и стабильность в обществе.

Статистика свидетельствует, что государства, имеющие в своих парламентах и правительствах меньше 25-30% женщин, плохо справляются с проблемами охраны материнства и детства, прав ребенка, социальной защиты.

Как в сравнительной перспективе выглядит представительство женщин во власти в нашей стране и в мире в целом?

Женщин в мире живет свыше 3 миллиардов человек, в Казахстане, по данным Агентства по статистике – 8 млн.632,6 из общего числа 16 млн.675,4 человек. В среднем они составляют половину или немногим более половины населения любой страны. Избирательное право в большинстве стран женщины получили позднее мужчин. Например, в США мужчины – с 1870 г., а женщины – с 1920 г., в Японии мужчины – с 1925 г., женщины – с 1945 г. Посмотрим на данные IPU (Inter-Parliamentary-Union) о представительстве женщин в национальных парламентах зарубежных стран[ii] и Казахстана.

Представительство женщин в национальных парламентах(в % от общего числа парламентариев)

Таблица 1.

№№

Страна

Парламент

Нижняя

Палата

Сенат

1.

Швеция

47

2.

Норвегия

36.1

3.

Дания

38

4.

Финляндия

41.5

5.

Бельгия

35.3

38

6.

Германия

31.6

21.7

7.

Австрия

32.8

24.6

8.

Испания

36.6

23.2

9.

Польша

20.4

8

10.

Франция

18.2

18.2

11.

Италия

17.3

14

12.

Канада

21.3

34.4

13.

Россия

14

4.7

14.

США

16.8

16

15.

Казахстан

21

17.8

4.3

16.

Япония

9.4

18.2

Данные показывают, что многим странам удалось добиться представительства женщин в парламентах на уровне одной трети и более от общего числа депутатов. За вторую половину ХХ века процент женщин в законодательных органах власти в странах, имеющих парламенты, вырос в 4 раза.

 

Для сравнения рассмотрим представительство женщин в законодательной, исполнительной и судебной власти Казахстана[iii].

Таблица 2.

Всего

Распределение по полу (%)

Женщины                          Мужчины

чел.

%

чел.

%

Депутаты Сената Парламента

46

2

4.3

44

95.7

Депутаты Мажилиса Парламента

 

107

 

19

 

17.8

 

88

 

82.2

Депутаты районныхмаслихатов

 

2 124

 

368

 

17.3

 

1756

 

82.7

Депутаты городскихмаслихатов

 

615

 

130

 

21.1

 

485

 

78.9

Депутаты областныхмаслихатов

 

542

 

59

 

10.9

 

483

 

89.1

Государственные

служащие

(полит./адм.)

49 493

женщин

304 п.г.с.

2 905

п.г.с.

37 925

мужчин

49 189

а.г.с.

35 020

а.г.с.

Судебная система

7 461

4 798

64.3

2 633

35.7

 

Представительство женщин в системе политической государственной службы

Таблица 3.

Наименование должности

Количество политических государственных служащих, в т.ч.

женщин

мужчин

Премьер Министр, его заместители

 

-

 

3

Руководитель Администрации Президента РК*

 

-

 

1

Заместитель Руководителя

Администрации Президента РК

 

-

 

3

Руководитель Канцелярии  Премьер-Министра*, его заместители

 

2

 

5

Министры, их заместители

6

65

Ответственные секретари министерств

 

4

 

12

Помощники Президента РК*

-

2

Председатель* и члены Конституционного Совета

 

1

 

6

Руководители госорганов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту РК, их заместители

 

1

 

18

Уполномоченный по правам человека*

-

1

Центральная избирательная комиссия

2

5

Счетный комитет по контролю за исполнением бюджета*

 

-

 

9

Чрезвычайный и Полномочные Послы

 

2

 

41

Заведующие отделами и руководители иных структурных подразделений Администрации Президента, их заместители

 

2

 

43

Государственные инспекторы Администрации Президента

 

-

 

20

Руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, их заместители

 

1

 

18

Руководитель Агентства по делам государственной службы, его заместители

 

-

 

3

 

Женщины в большинстве своем не занимают в этой системе руководящих должностей. Хотелось бы, обратить внимание на должности, обозначенные под «звездочкой». Это позиции, в системе государственной службы Республики Казахстан, на которые никогда не назначались женщины.

Примечательно то, что в уполномоченном органе по делам государственной службы, с момента его создания в 1999 году, на должности Председателя и его заместителей, также не назначались женщина.

Полагаю, что данная тенденция сохранится на ближайшие 5-10 лет,

Объясняется это тем, что вторая волна проводимой реформы государственной службы, как собственно и сама Концепция государственной службы, не предусматривает механизма, обеспечивающего принцип равенства (паритета) между женщинами и мужчинами в политической государственной службе.

По всей видимости, данные сведения, следует рассматривать как следствие слабости развития институтов гражданского общества, возможно, невысокой политической активности самих женщин, недостаточный уровень развития демократии, и это при наличии достаточно хорошо разработанной нормативно-правовой базе. Фактор, существенно сдерживающий продвижение женщин нашей страны в политику и власть – это устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных стереотипов.

Следует отметить, что в странах, где целенаправленно ведется работа по внедрению демократических ценностей в общественное сознание, наблюдается постепенный процесс замещения прежних ценностей и практик, связанных с продвижением женщин во власть.

Если посмотреть на посткоммунистические страны – Хорватию, Литву, Польшу, то они демонстрируют схожие тенденции с Западной Европой – после периода «бархатных революций» и перехода к свободным выборам наблюдается падение численности женщин в представительных органах власти, затем, благодаря значительным системным усилиям, происходит рывок, а далее наблюдается консервация численности на уровне 10% - 14%. Хотя Польша отличается в лучшую сторону (показывает больше 26% вместе в верхней Палатой, практически также, как Англия).

Опыт европейских стран показывает, что велика роль партий в продвижении женщин в политическую жизнь. Современные социологические исследования подметили тенденцию, что большинство женщин в последнее время избирается в европейские парламенты от левых партий - социалистических, социал-демократических и зеленых.

Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан 2012 года показали, что от 7политических партий, зарегистрированныхЦентральной  избирательной  комиссией Республики Казахстан, были выдвинуты 362 кандидата в депутаты Мажилиса Парламента, из которых только 77 женщин.

Из 9 зарегистрированных кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, выдвинутых Советом Ассамблеи народа Казахстана,  только 2 женщины.

Таким образом, для Казахстана все еще является актуальным вопрос - реализации пассивного избирательного права женщин, позволяющего быть избранными в законодательный орган страны.

Равное количество депутатов-женщин в Парламенте республики позволило бы влиять на принятие политических решений при обсуждении и принятии законодательных актов, посредством парламентских механизмов отстаивать интересы казахстанских женщин  и их семей.

Например, один из обсуждаемых сегодня вопросов, увеличение рабочего времени, повышение пенсионного возраста, поддержка не только многодетных матерей, но и женщин, самостоятельно воспитывающих детей, это те немногие вопросы, которые можно было решать в случае соблюдения паритетности полов в Парламенте.

Сенатор от Демократической партии США Барбара Микульски, трижды побеждавшая на выборах в Сенат от штата Мэриленд, говоря о себе и о Мадлен Олбрайт, так охарактеризовала женский путь в политику: «Для «внезапного» успеха нам понадобилось всего двадцать пять лет».

Наша республика блестяще прошла свой двадцатилетний путь становления независимого государства, целью которого является построение истинно демократического общества. Полагаю, что именно сейчас, когда начинается вторая волна реформирования системы государственной службы Казахстана,  настало время продвижения женщин во власть, в систему управления всех уровней, это должно стать важнейшим направлением государственной политики. Должны быть выработаны новые меры государственной поддержки, связанные с расширением механизмов продвижения женщин во власть.

Одним из таких механизмов включения женщин во власть может быть механизм квотирования.  В свое время данный метод позволил в короткие сроки решить сразу две проблемы - получить женщинам среднее специальное и высшее образование и стать надежным инструментом продвижения в партийные и советские органы управления. По примеру европейских стран, которые широко применяют этот метод и в настоящее время.

Например, в Швеции, начиная с 1994 г. политические партии, идущие на выборы, включают в свои избирательные списки одинаковое количество мужчин и женщин. Результат проведенной работы сегодня впечатляет: Швеция – первая страна в мире, в которой в составе правительства 50% женщин. В Норвегии закон о квотах распространяется на все общественные организации и на участие женщин в руководстве компаниями. Законодательством Франции для политических партий, принимающих участие в выборах, предусмотрена норма, по которой в списках кандидатов должно быть не более 50% лиц одного пола. Квоты женского представительства на выборах в органы государственной власти введены в Аргентине и Индии. В Бразилии, Греции, Коста-Рике, Доминиканской Республике, Перу, Индонезии, Парагвае, Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории в парламенте резервируются места для женщин.[iv]

Законодательное закрепление данного механизма, может обеспечить гендерный баланс в структуре власти, что позволит уровнять возможности мужчин и женщин в политическом управлении.

В противном случае, гендерное неравенство в сфере политики останется одним из самых существенных препятствий на пути дальнейших демократических преобразований в Казахстане.

 

Лучшим образом выглядит судебная система Казахстана и научная сфера. В частности, 64,3 % судей республики составляют женщины, из 18000 ученых, 9200 женщин занимаются научной, научно-технической деятельностью. При этом, женщин кандидатов наук – 76,2%, женщин докторов наук – 16,2%, женщин докторов PhD -7,6%.

Вместе с тем, при наличии фактически равного количества женщин в науке, как правило, руководителями научных организаций выступают мужчины. Также примечательно, что с момента создания уполномоченного органа в области науки___ руководителем и его заместителями назначались исключительно мужчины. За период с 2009 года по настоящее время на должность Председателя Комитета науки МОН РК были назначены 4 мужчин. За все время существования Комитета науки на должностьзаместителя Председателя Комитета науки была назначена только одна женщина.

Наука и инновации – новый  тренд казахстанской экономики. По поручению Президента страны был разработан и 18 февраля 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О науке», которым начата реформа научной сферы Казахстана. Изменилась система государственного управления данной сферы, система финансирования научной, научно-технической деятельности, научные исследования выведены из процедур государственных закупок, выработан механизм, позволяющий ученому, получить государственное финансирование под любые новые научные идеи.

В связи с чем, у женщин-ученых Казахстана имеются реальные возможности начать собственные научные исследования, в том числе и вне стен научных организаций и ВУЗов. Единственное требование – активность, креативность и упорство.

В сентябре 2010 года в г.Куала-Лумпур (Малайзия) состоялась всемирная конференция женщин ученых мусульманских государств «Женщины в науке Исламского мира». В работе конференции приняли участие 3500 женщин со всего мира, но женщин-ученых Казахстана на данном форуме не было. От имени женщин Республики Казахстан был зачитан доклад представителями дипломатической миссии Казахстана в Малайзии.

Данный факт говорит о том, что женщины ученые нашей страны должны занимать более активную позицию. В условиях глобализации не  достаточно заниматься кабинетными исследованиями, необходимо активно обмениваться мнениями с учеными различных государств, выступать инициаторами подобных форумов, обсуждать самые смелые научные идеи, предлагать инновационные решения, активно публиковаться, выступать экспертами в международных научных программах, принимать участие в совместных научных экспедициях, одним словом созидать. Для этого создана законодательная база, развивается национальная научная система.

Для консолидации сил и продвижения новых инициатив женщин-ученых Казахстана, в том числе и за пределы Республики Казахстан, с целью представления и защиты их научных интересов, возможно, настало время создать общественную организацию женщин-ученых Казахстана.

Для обеспечения прав ученых можно рассмотреть возможность учреждения поста Уполномоченного по правам  в области науки. Основной задачей, которого было бы обеспечение соблюдения прав ученых на реализацию творческого труда, получения справедливого и достойного вознаграждения, в том числе и от реализации прав интеллектуальной собственности.

В одном из интервью радиопрограмме Би-би-си, Маргарет Тэтчер сказала: «Многие женщины не используют те возможности, которые у них есть… или слишком легко примиряются с выполняемой работой и не стремятся забраться на дерево повыше… Иногда считают, будто делать карьеру – не женское занятие.».

Я полагаю, что мы находимся в интересном историческом периоде развития нашего общества, когда само время и обстоятельства дают великий шанс сделать свою жизнь ярче, добиваться признания и успехов только благодаря собственным достижениям, так как для этого у нас есть права и условия.

0
1656
0