Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
11:03, 07 декабря 2012

Не о феминизме

Идея написать эту заметку возникла во вторник – первый рабочий день после новоприобретенных выходных. Возникла не на пустом месте, а после краткой переписки в сети.

- Что делала на выходных?

- Занималась домом.

- Короче, бездельничала. А я, представляешь, хотел видео монтировать, а там…..

Дальше шел ряд идиоматических предложений, описывающих как силой ума можно одолеть технику.

«Бездельничала»…..

Словосочетание «заниматься домом» я стала использовать лет 5 назад в знак протеста против этого «бездельничала». А еще лет за 5 до этого я прочитала интересное культурологическое исследование американской жизни до Гражданской войны. Среди прочего, в нем рассказывалось о том, как воспитывали женщин в богатых южных семьях. С самого детства из них делали «хозяйку поместья». Женщина должна была уметь управлять домашней прислугой, рабами на плантациях, знать, сколько и чего нужно посадить и посеять, разбираться в ценах на сельхозсырье, воспитывать детей, вести дом и еще много чего, НО у всех окружающих, при этом, должно было складываться мнение, что «хозяйка» занята исключительно «подбором ниток для своей вышивки».

В Германии со времен Бисмарка считалось, что жизнь женщины можно описать тремя К: Kuche, Kinder, Kirchen (кухня, дети, церковь). На клавиатуре нет немецкого алфавита, поэтому первое слово написано неправильно.

Разнузданный германский либерализм, конечно, значительно потрепал устои, заложенные в этой формуле, да и церковь давно сменил офис.

Нет, я не про феминизм. Мужчина и женщина изначально не равны, и это прекрасно. К тому же, я не считаю, что женщин у нас в чем-то ущемляют.

Только почему все-таки «бездельничала»?

Вроде бы, все революции уже пробушевали над нашими головами: буржуазные, гендерные, сексуальные. Женщины, отстояв свои права на все и вся, отвоевали свое место на рынке труда, возможность носить черные брючные костюмы, и адаптировались в мужском мире.

А до сих пор  - «бездельничала».

Рискуя плюнуть в душу модным дизайнерам, все-таки предположу: главным трендсеттером у нас является государство. А государство смотрит на женщину только с прикладной точки зрения, утилитарно, как на инструмент решения одной из главных своих задач: демографический рост. Вся официальная пропаганда, так или иначе затрагивающая женский вопрос, работает только на одно: повышение рождаемости. Как будто смертность мы уже победили. Или вопросы материнского здоровья решили. Или детсадов с детскими больницами понастроили. Или хоть как-то озаботились о качестве нынешней и будущей жизни тех детей, которых женщины должны нарожать уже сегодня.

Вообще, наша официальная пропаганда представляет собой затейливый микс из неолиберальных и неоконсервативных ценностей. Собственно либерализм выгоден государству только до определенного уровня: государству нужны люди, которые заботятся о себе, не требуют высоких пособий, пенсий, а сами могут зарабатывать и налоги платить. Однако люди, которые заботятся о себе сами, сами и решают все в своей жизни, в частности, сколько и когда им рожать детей, и стоит ли это, вообще, делать, стоит ли заводить семью. На этом логическом моменте государство начинает либеральный дискурс менять, вплетая в него консервативные и патриархальные ценности: семья – это хорошо, а многодетная семья – еще лучше, главное в жизни женщины – это семья и дети, и им она должна посвящать все свое время. Правда, ничего более государство и не обещает: родили – хорошо, но дальше сами.

Подобная пронаталисткая позиция «верхов», спускаясь в «низы», неизменно трансформируется в кухонный шовинизм: «сидишь дома с пятью детьми – ничего не делаешь», «сидишь дома без детей - вообще, бездельница».

Мне нравится заниматься домом ровно настолько, насколько мне нравится моя работа. Я получаю от этого такое же удовольствие, как от процесса, так и от полученного результата, и не считаю домашнюю работу «засасывающей рутиной». Занятие домом занимает довольно внушительную часть моей жизни и времени, и это весьма плодотворная часть.

5
305
9