• 76499
  • 778
  • 32
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Для тех, кто не понимает философию. Что такое мышление? Видео философского диалога

Отвечает ли человек за то, что он произнес? А, может быть, он отвечает за то как его поняли ? Что мог иметь в виду собеседник, когда сказал что-то? Как уточнить смысл услышанного? И вообще, как мыслить мысль? Что такое мышление? Представляю вашему вниманию выдающийся диалог о мышлении в передаче Гордона. В студии ведут диалог два человека, один из которых философ, индолог, лингвист, культуролог, буддолог Александр Моисеевич Пятигорский.

Гордон - Диалоги: Мышление о мышлении.
Участники: доктор философских наук Александр Пятигорский (1929- 2009) к.ф.н. Владимир Калиниченко

Пятигорский Александр Моисеевич (30 января 1929, Москва — 25 октября 2009, Лондон) — русский философ,востоковед, филолог, и писатель. Один из основателей Тартуско-московской семиотической школы.

Родился в Москве в семье инженера-сталелитейщика. Великую Отечественную войну провел в эвакуации в Нижнем Тагиле.В 1951 году закончил философский факультет МГУ и уехал работать учителем истории средней сталинградской школы, куда получил направление его отец. С 1956 года начал работать в институте востоковедения, где с 1957 года его руководителем становится Ю. Н. Рерих. В 1960 году выходит первая книга Пятигорского (в соавторстве). В 1962 году защитил в институте востоковедения кандидатскую диссертацию на тему «Из истории средневековой тамильской литературы». В 1963 году по приглашению Ю. М. Лотмана участвовал в исследованиях по семиотике, проводившихся в Тартуском университете. Занимался правозащитной деятельностью. В 1973 году эмигрировал из СССР.С 1974 года жил в Великобритании. Профессор Лондонского университета. Лауреат премии Андрея Белого (2000) за роман «Вспомнишь странного человека». Создатель первого тамильско-русского словаря. Знаток санскрита и тибетского, переводчик древних индусских и буддийских священных текстов.

Выступал с лекциями во многих странах мира. В феврале 2006 года посетил Москву и прочитал цикл лекций по политической философии, выступил с публичной лекцией на тему «Мифология и сознание современного человека», дал несколько интервью в печатных СМИ и на телевидении, выступил на Чтениях памяти своего друга Г. П. Щедровицкого.Снялся в роли магараджи в фильме Отара Давидовича Иоселиани «Охота на бабочек», стал героем латвийского документального фильма Улдиса Тиронса " The Philosopher Escaped"(«Беглый философ») (2005) и фильма Валерия Балаяна "Чистый воздух твоей Свободы" (2004). Принимал участие в съемках документального фильма, посвященного Георгию Ивановичу Гурджиеву — «Сталин, Ленин и Гурджиев» (РТР. 2007) В октябре 2009 года принял участие в съемках нового фильма Отара Иоселиани. Скончался в своем доме в Лондоне 25 октября 2009 года от сердечного приступа.

Труды * Пятигорский А. М., Рудин С. Тамильско-русский словарь. — М., 1960 * Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. — М., 1962 * A. Piatigorsky, D. Zilberman The Emergence of Semiotics in India (1976) * Пятигорский А. М., Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. — Иерусалим, 1982 (переиздание М.: Школа «Языки русской культуры», 1997) * Пятигорский А. М., Мамардашвили М. К. Три беседы о метафизике сознания. // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971, т. V, с.345-376 * A. Piatigorsky Buddhist Studies: Ancient and Modern (1983) * A. Piatigorsky The Buddhist philosophy of thought. — Totowa, N. J., 1984 * A. Piatigorsky Mythological Deliberations. — London, 1993 Русский перевод: Пятигорский А. М. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. — М., 1996 * Пятигорский А. М. Избранные труды. — М., 1996 * A. Piatigorsky Who’s Afraid of Freemasons? The Phenomenon of Freemasonry. — London, 1997 * A. Piatigorsky The Bhagavat Gita (Element Classic of World Spirituality Editions (1997). * Пятигорский А. М. Лекции по буддийской философии. // Непрекращаемый разговор. — СПб.: «Азбука-классика», 2004. — C. 38-102. * Пятигорский А. М. Избранные труды. — М.: 2005 * Пятигорский А. Что такое политическая философия. — М.: Европа, 2007. — 152 с. — ISBN 978-5-9739-0125-7. (рецензия И. В. Смирнова) * Пятигорский А. М. Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства. / Авториз. перевод с английского К. Боголюбова. Под общ. ред. К. Кобрина. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-86793-663-1.

Художественные произведения и эссеистика * Пятигорский А. М. Философия одного переулка (London, 1989; М., 1994) * Пятигорский А. М. Вспомнишь странного человека (М., 1999) * Пятигорский А. М. Рассказы и сны. (М., 2001) * Пятигорский А. М. Древний человек в городе (М., 2001) * Пятигорский А. М. Мышление и наблюдение (Рига, 2002) * Пятигорский А. М. Непрекращаемый разговор (М., 2004).

Страница в Википедии


Бейбит Саханов BeibitSakhanov
Журналист, философ, специалист по мировоззрениям
13 ноября 2012, 10:45
638

Loading...

Комментарии

Вот, навеяло что-то, словом "философия".

Вспомнил про древних греков, про Сократа и Платона, и про то, что читал недавно о "рядовых древних греках"))

Мне были особенно интересны темы их "застольных ученых разговоров"

Михаил Гаспаров

"Занимательная Греция"

...Быт был прост: роскоши неоткуда было еще взяться. Ни на жилище, ни на одежду, ни на еду много не тратились. Дворцов в демократическом городе не было — были только глиняные дома и каменные храмы. Мраморные храмы высились над домами, беспорядочно теснившимися на кривых улицах. Улицы были такие узкие, что, выходя со двора, нужно было стукнуть в дверь, чтобы, распахнув ее, не зашибить прохожих. Строились дома из необожженного кирпича: их легко было сломать и легко восстановить. Такие стены даже не взламывались, а прокапывались: воры взломщики назывались по гречески «стенокопы».

Дома стояли спиной к улице и лицом во двор — как и сейчас на Востоке. На улицу выходили глухие стены или, в лучшем случае, открытые лавки или мастерские. По такой улице человек шел, как по коридору. Окон по сторонам не было: даже слова для обозначения окна не было в греческом языке. Лишь под крышами виднелись узкие форточки для освещения комнат.

Войдя с улицы в дверь, человек по узкому темному проходу попадал в солнечный открытый дворик, обнесенный колоннадой. Здесь стоял алтарь Зевсу Домашнему, здесь проходила вся дневная хозяйственная суетня. С двух сторон к дворику примыкали две главные комнаты дома — большая мужская и поменьше женская. Это разделение было твердым. В мужской комнате стоял домашний очаг, здесь обедали; в женской стояли прялки и ткацкие станки, здесь работали.

Маленькие каморки по сторонам служили для кухни, бани, чуланов, кладовок; низенький второй этаж, похожий на чердак под черепичной крышей, занимали спальни.
Мебели, на наш взгляд, было удивительно мало. Столы были маленькие, переносные, для каждого отдельный. За работой сидели на маленьких стульях или табуретах, ели и спали на «ложах» — деревянных скамьях с изголовьями, покрытых толстыми шерстяными покрывалами; подушки были, но тюфяки подкладывать стали лишь позднее. Шкафов не было — вместо них для одежды и утвари стояли сундуки, а для съестных припасов в кладовой — глиняные кадки. Что нужно было иметь под рукой, развешивали на стенах. Стены были голые, штукатуреные; когда их начали расписывать узорами, это казалось отчаянной роскошью.

Одежда была так проста, что в Греции, по существу, не было портных: все делалось дома. И мужская, и женская одежда состояла только из двух частей, рубахи и плаща: «хитона» (у женщин — «пеплоса») и «гиматия». Хитон был без рукавов, на плечах он сшивался или даже только скреплялся, а на талии подпоясывался; гиматий накидывали сверху, свободно драпируясь по вкусу и моде. Пуговиц еще не изобрели — были только пряжки. В дорогу надевали широкополую шляпу и подвязывали подошвы — сандалии.

Днем обычно дома хозяйничали только женщины; мужчины работали в мастерских, торговали на рынке, бегали по делам или просто прохаживались по улицам и площадям, разузнавая, нет ли новостей. Когда хотели сказать: «Перед полуднем», говорили: «Когда площадь полна народа». В полуденный зной заходили домой перекусить, а под вечер собирались к обеду. Обеды были не семейные, а дружеские: собирались в гости, приносили складчину в корзинках или сообща нанимали повара. Хозяйка с дочерьми если и выходила, то лишь к началу угощения и ненадолго.

Греческий стол показался бы нам бедным и невкусным. Мясо подавали лишь по праздничным случаям, когда приносились жертвы. Обычно ели рыбу, овощи и плоды (особенно маслины и фиги) и, конечно, хлеб, все остальное считалось лишь «приварком» к хлебу. Масло было только растительное, а не сливочное; сыр был мягок и похож на творог. Тыквы и огурцы были новинкой; орехи, которые будут названы «грецкими», были еще привозным лакомством; ни рис с гречихой, ни дыня с арбузом, ни персик с абрикосом, ни лимон с апельсином еще не пришли из Азии, ни помидор с картофелем — из Америки. Вместо сахара был мед. Для питья не было ни чая, ни кофе, ни какао, ни даже пива. Пили только вино. Но это не было пьянство: вино смешивали с водой так, чтобы воды было больше (часто — вдвое), чем вина. По существу, это было лишь средство обеззаразить нездоровую воду греческих колодцев.

Для угощения сдвигали обычно три больших ложа, а с четвертой стороны рабы подносили столики с едой. Была поговорка: «Застольников должно быть не меньше числа Харит и не больше числа Муз» (от трех до девяти, иначе будет тесно). Ни ложек, ни вилок не было, ели руками, объедки бросали на пол. Перед тем как переходить к вину, умывали руки, надевали венки и делали возлияния богам; а затем у молодых людей начинался самый веселый разгул, а у пожилых — самые интересные беседы. Несколько сочинений лучших греческих прозаиков называются «Пир» и написаны в форме ученой застольной беседы; а греческим словом «симпозий» (которое и означает «пир» или даже «попойку») в наши дни называются небольшие научные конференции.

Спать ложились обычно рано, но в застолье засиживались и до полуночи. Свечей не было, но глиняные масляные лампы (часто с несколькими фитилями) давали достаточно света. Расходясь по темным немощеным улицам, освещали себе дорогу факелами: об уличном освещении никто еще не помышлял.

Застольные вопросы

Мы сказали, что на пирах греки развлекались не только вином, но и ученым разговором. О чем? Это смотря кто пировал. Платон описал пир с участием Сократа и с разговором о том, что есть истинная любовь; и это — одно из самых знаменитых сочинений Платона. А какие темы обсуждали люди ученые и просвещенные, но все же не такие мудрые, когда они отдыхали за вином, пересказал нам поздний писатель Плутарх. В его книге «Застольные беседы» пересказано 95 таких разговоров.
Вот темы некоторых из них — почти подряд по ее оглавлению:

Уместно ли на пиру рассуждать о философии?
Должен ли хозяин задавать тему для разговора или пусть ее выбирают гости?
Почему старикам вкуснее неразбавленное вино?
Почему старикам легче читать издали?
Почему пресная вода для старика лучше, чем морская?
Почему под осень люди обжорливей?
Что появилось раньше, курица или яйцо?
Почему у овцы, покусанной волком, мясо вкуснее, а шерсть хуже?
Что лучше за столом, давать ли каждому его часть или брать с общего блюда?
Почему женщины пьянеют мало, а старики сильно?
Почему полупьяные хуже держатся на ногах, чем вовсе пьяные?
Почему пьют три чаши или пять чаш, но никогда не четыре?
Почему мясо быстрее портится на лунному свету, чем на солнечном?
Какая пища легче для желудка, смешанная или одинаковая?
Почему считается, что спящих молния не поражает?
Почему иудеи не едят свинины: почитают они свинью или презирают?
Почему нам приятно смотреть на актеров, изображающих гнев и страдание, и неприятно на тех, кто действительно гневается или страдает?
Почему у фигового дерева сок горький, а плод вкусный?
Почему Гомер называет соль «божественной»?
Почему голод от питья слабеет, а жажда от еды усиливается?
Почему, чтобы вода была холодной, в нее бросают камешки?
Почему жертвенное мясо, повисев на фиговом дереве, становится мягче?
Почему у Гомера для всех жидкостей есть эпитеты, а для масла нет?
Почему вино в сосуде лучше брать из середины, мед снизу, а масло сверху?
Если человека позовут с пира на пир, то принимать приглашение или нет?
О днях рождения знаменитых людей.
Почему Платон сказал, что бог всегда занимается геометрией?
Почему ночью звуки слышнее, чем днем?
Почему плавающие по Нилу черпают из него воду не днем, а ночью?
Могут ли появиться новые, еще неизвестные болезни и почему?
Почему в осеннее время сны снятся несбывчивые?
Почему буква А в азбуке первая?
Почему лунные затмения чаще солнечных?
Что общего у поэзии с пляской?
Четное число звезд на небе или нечетное?...
Пятигорский, по-моему, хороший человек был, как и Мамардашвили, светлая им память.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Многие клиенты, вздыхая о харамном ссудном проценте местных банков, сокрушались по поводу отсутствия у нас халяльного кредитования. Поддержка исламского банкинга на уровне МФЦА есть...
DanaJarlygapova
24 марта 2017 / 18:28
  • 15654
  • 50
Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Первую пересадку сердца Рокфеллер пережил в 1976 году на 62-м году жизни. Последнюю пересадку ему сделали в августе 2016 года. Пересадка сердца такому старому пациенту не имеет аналогов...
Timur_Tregulov
21 марта 2017 / 23:10
  • 7010
  • 52
Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

LG Electronics объявляет о начале предварительного заказа онлайн на новый смартфон LG G6. Оформить предзаказ можно на сайтах магазинов электроники до 16 апреля 2017 года.
LG Electronics
24 марта 2017 / 14:20
  • 4773
  • 0
Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Мои волшебные 9 месяцев протекали в новой среде и далеко от всех родственников и подружек. Никто из моих знакомых в США на тот момент не успел обзавестись малышом, поэтому мне не с кем было...
Zarema_
23 марта 2017 / 9:25
  • 4494
  • 16
Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Париж, Рим, Барселона, Лондон, Алматы, Венеция – выберите город, который на ваш взгляд кажется лишним в этом списке. Если бы не было слова "урод", было бы легче определиться?
corridere
21 марта 2017 / 14:59
  • 4640
  • 75
Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Шестиминутный ролик про строительство автомобильной дороги в США - это как острый нож в пузо нашим чиновникам. Они же подавятся бешбармаком, увидев его! Похлеще любого пропагандистского фильма...
Timur_Tregulov
24 марта 2017 / 11:26
  • 3897
  • 33
Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Многие уверенны на 100%, что сказка «Красавица и Чудовище» - это интересная выдумка ее создателей. Однако, действия, происходящие в мультфильме и фильме, имели место в истории, и у главных героев...
Naomi_K
24 марта 2017 / 18:42
  • 4188
  • 34
Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Вы думаете о переезде за границу, но постоянно откладываете дату, потому что вас беспокоит тысяча мелочей, которые могут пойти не так? У меня есть семь причин, почему пора перестать мотать нервы...
Lesch
24 марта 2017 / 17:50
  • 3004
  • 14
Посчитав сколько я смогу сэкономить на еде, я понял, что это очень приличная сумма

Посчитав сколько я смогу сэкономить на еде, я понял, что это очень приличная сумма

Именно сейчас я начинаю понимать, как себя чувствуют иногородние студенты, которые живут общежитиях у нас в Алматы. Я не говорю, что они живут плохо, но многие из них рассчитывают только на свои...
noyanovmyras
23 марта 2017 / 0:18
  • 3022
  • 59