Руслан Жангазы
политолог
Современное состояние национальной безопасности характеризуется усилением явных угроз во внутренней жизни страны, и еще более маскирующимися рисками по внешнему периметру.
Видимая защищенность национальных интересов оказалась зыбкой, она создавала иллюзию отсутствия враждебных устремлений как со стороны внешних сил, так и со стороны отдельных субъектов внутри страны, действия которых направлены на нанесение ущерба потенциалу нашего государства.
Другим немаловажным аспектом остается объективные факторы, такие как – глобальный финансово-экономический кризис, техногенные катастрофы, а также другие процессы и явления, способные ослабить состояние национальной безопасности.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности испытывают неоднозначное воздействие феномена, связанного, прежде всего, с особенностями развития информационного общества, когда расширяется возможность добывания важной для интересов Казахстана информации в открытых источниках, и одновременно затрудняются задачи по защите сведений, составляющих государственные секреты.
Классическая теория национальной безопасности уже не способна отвечать современным реалиям. Военное могущество и экономический потенциал государства отныне не являются определяющими факторами национальной безопасности. Международную субъектность получили транснациональные корпорации и сетевые террористические группы. Тем самым, угрозы видоизменились, они стали еще более асимметричными, подверглись мутации и обрели форму «гибридов».
Системы национальной безопасности большинства государств мира не поспевают за столь драматическими изменениями и зачастую ценою подобных медленных трансформаций становятся человеческие жизни.
На современном этапе Совет Безопасности, образуемый Президентом Республики Казахстан, является консультативно-совещательным органом для выработки предложений и содействия реализации Главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан.
Некоторое время назад его координирующая роль в системе сил обеспечения национальной безопасности несколько ослабла, что является недопустимым в условиях возрастания нетрадиционных системных угроз. Ситуация изменилась с возвращением Марата Тажина в Совет Безопасности. Так, Совет Безопасности снова стал местом концентрации прогнозно-аналитической работы системы государственного управления.
Приведу лишь один пример, некоторое время назад прошла информация о том, что Управление стратегических разработок Канцелярии Премьер-Министра Японии проводит исследования, направленные на разработку промежуточной общественно-экономической формации – между капитализмом и социализмом…
На этом фоне «глубина» и направления аналитической работы государственных структур Казахстана выглядят блекло.
На основании вышеприведенного и исходя из необходимости усиления ведущей роли Совета Безопасности, повышения его статуса, представляется целесообразным выработать меры по формированию новой функциональной модели Совета Безопасности с целью укрепления системы национальной безопасности.
Первое. Разработать новую концепцию Совета Безопасности.
В результате последовательных и решительных реформ Совет Безопасности трансформируется в принципиально новый орган стратегического развития в интересах национальной безопасности и конкурентоспособности. Государство сознательно наделяет Совет Безопасности беспрецедентными полномочиями и исключительными функциями с тем, чтобы создать в его лице «единого оператора» по распределению ресурсов национальной безопасности.
Согласно основным приоритетам национальной безопасности подразделения Совета Безопасности целесообразно разделить на сектора:
- стратегического планирования и прогнозно-аналитической разработки;
- оборонной политики и военной безопасности;
- внешней политики, геостратегии и международной безопасности;
- мониторинга социально-политической ситуации;
- информационной, идеологической и кибер безопасности;
- экономической, энергетической и продовольственной безопасности;
- научно-технологической и промышленной безопасности;
- противодействия нетрадиционным вызовам и угрозам.
Второе. Наделить Совет Безопасности функциями и полномочиями органа стратегического управления внутренней, внешней и военной политикой.
В целях модернизации Совета Безопасности в сторону повышения его системности, согласно теории стратегического менеджмента необходимо деятельность СБ разделить на:
- анализ – подготовка и проведение специальных научно-прикладных исследований по стратегическим направлениям обеспечения национальной безопасности и государственности;
- планирование – разработка общенациональных программных документов, касающихся долгосрочного государственного и военного строительства, укрепления государственного суверенитета и независимости;
- контроль – осуществление стратегического политического надзора за неукоснительным исполнением политики Главы государства в сфере национальной безопасности и обороны, а также инспектирование ключевых объектов и силовых структур.
Третье. Определить режимы функционирования Совета Безопасности. В зависимости от изменений внешних факторов и/или внутренних условий, функционирование Совета Безопасности целесообразности разделить на следующие режимы:
- «координация» – проводится в условиях благоприятной внешнеполитической и социально-политической обстановки, при этом Совет Безопасности осуществляет плановую деятельность;
- «регулирование» – ухудшение некоторых параметров системы национальной безопасности стимулирует оперативную разработку мер по нейтрализации и пресечению угроз;
- «управление» – объявление военного или чрезвычайного положения, Совет Безопасности переходит на режим усиленного контроля оперативной обстановки.
Четвертое. Политически и административно усилить влияние Совета Безопасности. Это должно подразумевать значительное укрепление управляющего воздействия на систему органов государственной власти. Для этого необходимо:
- повысить уровень политического статуса Аппарата Совета Безопасности путем выведения его из состава Администрации Президента;
- закрепление за Советом Безопасности контрольных функций за реализацией основополагающих документов в сфере обеспечения национальной безопасности;
- структурное укрепление за счет формирования НИИ по каждому направлению обеспечения национальной безопасности.
Пятое. Утвердить зоны ответственности между уровнями безопасности.
Первый уровень – Система национальной безопасности Республики Казахстан – силы и средства, органы и учреждения обеспечения национальной безопасности.
Второй уровень – Система региональной безопасности Центральной Азии – учреждение институционального механизма коллективной безопасности Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Третий уровень – Система континентальной безопасности Евразии – выстраивание долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений: Россия, Китай, Индия, мусульманские страны.
Четвертый уровень – Система трансатлантической безопасности США и ЕС – стратегическое партнерство с США и ЕС в сфере обеспечения гарантий ядерной безопасности, продвижения процесса разоружения и других мирных инициатив Республики Казахстан.