Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
13:21, 06 ноября 2012

Постановка «Севильский цирюльник» Россини в ГАТОБ им Абая.

Севильский Цирюльник в ГАТОБе.

Эта заметка пишется под впечатлением прошедшей 31 октября оперы.

В репертуаре ГАТОБ Россини  представлен только этой оперой, «Цивильским Серюльником».

Любимых композиторов много. Россини  - идет отдельно. Это не любимый композитор, это наркотик! От его опер сносит крышу. В животе машут крыльями бабочки, по хребту спинному стекают потоки, муравьи бегают под кожей. И это происходит не только со мной. Если зайти на оперные форумы разных стран, то встретишь похожие восклицания. По всему миру созданы фан-клубы Россини! Фестиваль в Пезаро, родине композитора,  происходит регулярно много лет, и там ставят все подряд, даже мало-известные и не всегда удачные его оперы. Больше давайте Россини, больше-больше!  Все-таки маэстро халтурил. Торопился. Писал оперу за две недели, или еще меньше. Брал целые куски из других опер,  вставлял их в новые, поменяв тональность. Но от лучших его опер вставляет как ни от каких!

Blog post image

Первую свою оперу написал в 18 лет. Севильского цирюльника он написал в 24 года, за двадцать дней, будучи уже маститым композитором. Был балагуром, острословом и шутником. К себе относился без всякого пиетета. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Хорошо готовил. Кстати, после премьеры как раз Цирюльника, кто-то начал петь ему дифирамбы и превозносить его композиторский талант, он ответил: «Да ладно – опера! Вы лучше отведайте паштет по моему рецепту, тогда скажете какой я композитор!».  Ну тут игра слов, если кто не понял, композиционе – это составление, состав, смесь, как же хорошо он составил и смешал паштет! Веселый, добрый человек.  Помогал молодым и нуждающимся композиторам.  Например, молодому и неприкаяному  Беллини в Париже.  К концу жизни – ужасно растолстел из-за своего гурманства. Родился он в високосный год, 29 февраля. Так что ему всего только 55 лет! (Годы жизни 1792-1868)

Музыка Россини – веселая, живая, легкая необыкновенно. У Моцарта был такой же солнечный дар. Но Россини интреснее Моцарта музыкально, мелодии и оркестровки Россини богаче, красивей и сложней. Это мое мнение, основанное на прослушивании обоих. Читала книгу о Марии Каллас, оказывается и она была такого же мнения. Оперы Россини – эта сплошной каскад красивейших мелодий, все 3 часа оперы, переходящей одна в другую, хочешь нажать стоп и повторить, а там дальше ещё лучше и красивее. Обалденные сольные партии, офигенные дуэты, терцеты, квартеты... и все вместе – тутти. Как грянут! Темп быстрейший, Россиниевский. А в чем же крышесносность? А в том, что у него певцы поют – частят, колоратурят-фиоритурят, выпевая каждую шестнадцатую. И все в вместе с оркестром создает такой эффект на психику, ну и божественные гармонии. Очень сложно вокально! Не все могут петь Россини. Поэтому во всех театрах есть Севильский цирюльник – опера довольно простенькая и малолюдная. А Семирамиду или Армиду – может позволить себе поставить только первоклассный театр с большим бюджетом (Метрополитен, например), и то, певцов собирают со всего света!

Blog post image

Россини волшебник, чародей, гений, обожаю его.

В недрах интернета раскопала одну историю. (Юрий Арбатский , «Этюды по истории русской музыки. Изд-во им. А.П.Чехова. Нью-Йорк, 1956 г.)  Некий современник композитора Верстовского, автора «Аскольдовой могилы» писал, что видел переписку Верстовского и Россини. Верстовский хотел прославиться, а Россини необходимо было заплатить крупный карточный долг. Прошелся по опусу Верстовского рукой гения, исправил что мог. Получил деньги и вернул осторожному Вестовскому всю переписку. Потому что ее не нашли! До сих пор Верстовский ничем себя не проявлял, а тут такой успех и фурор, как пишет художник Серов: «В Верстовском есть легкость, веселость, живость, разнообразие, опыт в распоряжении сценой...», и ещё: «Нельзя не согласиться с почитателями вдохновения Верстовского, что собственно-мелодическим изобретением оно богаче Глинки, что мелодия струится в нем свободнее, и что мелодия эта затрагивает такие струны русской души, до которых Глинка не прикасался». Ага, ага! Только это больше подходит для Россини! Ибо остальная музыка Верстовского – это угрюмая чугунная гиря!!!

Вот что такое Россини!

Севильский цирюльник – очень милая смешная опера-буффо. Сам Россини предрекал этой опере сценическое долголетие (ещё «Вильгельму Теллю»). На эту тему была написана опера Паизиелло. Она шла тогда с большим успехом. А оперу молодого Россини освистали. Но он к этому привык. У него почти все премьеры – со свистом и провалом, второе и последующие представления – с триумфом, публика все-таки дура. Паизиеловскую оперу – все забыли, она милая, конечно, я ее послушала из интереса, но до шедевра Россини не дотягивает. За 30 лет до этого Моцарт написал «Женитьбу Фигаро». А Россини вернулся в более ранние времена этой истории, в женитьбу самого графа Альмавива. Не буду про сюжет.

Расскажу про постановку ГАТОБ.

Постановка старая, но хорошая. Опера идет на русском, всем понятно, поэтому интересно и смешно. Раньше Партию Альмавивы исполнял незабвенный Султан Байсултанов, но я эти времена не застала. Сейчас Альмавиву исполняют по очереди теноры Мурат Шалабаев, Дархан Жолдыбаев и приглашенный тенор из Ташкента Нурмомин Султонов. Все они лирические – то есть облегченные (блеющие) тенора. Играют все хорошо, да только не все хорошо поют! Из всех – мне больше нравится Дархан Жолдыбаев. Для зрения картинка еще та – все невысокие, кривоногие, в чулочках и санкюлотах, противные донельзя и женоподобные! Комический эффект достигается, но не таким же путем! Хочется увидеть бравого, здоровенного тенора с большим диапазоном. Раз Султан пел, Франко Корелли – пел, пускай Медет Чотабаев и Меир Байнешев споют!

Оперу в ГАТОБе купировали донельзя. Выкинули арию Фиорелло – это молодой-баритон, слуга графа, он пел как ему хорошо на службе у графа. Выкинули партию Берты – это служанка Доктора Бартоло, она пела – как ей плохо на службе у скупердяя, смешная ария. Выкинули партию самого доктора Бартоло.  Я ее люблю, она интересная! Это потому, что басу Кайрату Омирбекову – просто слабо спеть Россини. Он и так целые куски проглатывает, гортань неподвижная. Хотя играет – театр Лермонтова отдыхает, такой буфон. Вместо песенки Розины за пианином – воткнули арию Линды Шамуни Доницетти. Я спрашивала на сайте ГАТОБа, кес ке се? Мне ответили, что дескать, Россини партию Розины писал для меццо, красоту голоса сопрано этой песенкой не продемонстрируешь. Пришлось взять Доницетти. Действительно, эта партия красивая, бравурная, веселая и в то же время – технически не очень сложная, я бы поставила рейтинг ВВ. Но! Почему бы для интереса, ГАТОБу не поставить Цирюльника на меццо-сопрано? Есть Салтанат Муратбаева и Дина Хамзина. А партия всего навсего на секунду ниже будет и фиоритуры другие, полегче! Мне меццовая Розина нравится больше. Тем более, что для меццо-сопрано мало больших главный ролей, а певицы, первоклассные, простаивают и пропадают зря. Выкинули финальную, сложную арию Альмавивы. Россини эту арию аж в три оперы вставлял. Она красивая до невозможности, но сложная. (Кому интересно – это ария для контальто в опере «Золушка» и для сопрано в «Свадьбе Пелея и Фетиды»). Продолжая тему заимствований, ну чтобы во всей красе показать разгильдяйство Россини, скажу что увертюру Цирюльника он использовал в опере «Елизавета Английская»  и «Аврелиан в Пальмире». А ария Розины похожа на арию Елизаветы Английской. Да! Но это не умаляет его огромных заслуг перед человечеством!!!

Продолжу про постановку. Розину  у нас исполняют сопраны Джамиля Баспакова, Лада Кысыкова – если вы увидите этих певиц на афише – идите на них. Это лучшие Розины. Ещё вы можете напороться на других – Торгын Смайлову или Аиду Часовитину, тогда удовольствие не получите. Свернете челюсти. Эти девушки что Виолетту Валери, что Мими, что искрометную Розину – исполняют одинаково – умирающими от чахотки, ну и голосовые проблемы там.

Две басовые партии: доктор Бартоло – эта роль отдана на откуп Кайрату Омирбекову, и Базилио, монах - учитель музыки. Эту партию исполняет великолепный Беимбет Кожебаев. Хороший певец и артист. Я придерусь – дыхание у него короткое стало. Но это не мешает. Это один из лучших басов ГАТОБа. Если Кайрат Омирбеков – характерный бас, то Беимбет – просто бас. (Насчет характерны голосов хорошо написал Кирилл Веселаго, оперный критик из С.Петербурга http://www.prav-rul.ru/lib.php?id=322: «Если вы хоть однажды слышали звук, который издает ослик, писающий на лист жести, то с идентификацией характерного голоса у вас проблем не будет...»).

Наконец, главный герой, баритон, красавец мужчина, балагур Фигаро – эту партию исполняет чаще всего Болат Жомартов и Андрей Трегубенко. Андрей – лучший. Голос у него звучный, красивый, комический дар – незаурядный. Сам красавец-мужчина, это важно!

В прошлую постановку Фигаро исполнил Болат Жомартов, певец с заслугами. А Фиорелло исполнил молодой певец, только из Италии, Айдос Жабагин.  Красавец, голос красоты неописуемой, большой голос, послушайте меня, я предсказываю – это будущая звезда! Но в театре жесткая дедовщина. Деды поют главные партии (и бабки)! Я бы хотела услышать в партии Фигаро его, Айдоса. Когда это будет?

Резюмирую. Прошлая постановка от 31 октября прошла средне. Певцы были не в голосе, что Жамиля, что Болат. Они распелись только к концу оперы. Фигаро должен был исполнять Андрей Трегубенко – его заменили на Болата. Сильного – на среднего. Альмавиву должен был исполнять Мурат Шалабаев, его заменили на Дархана – слабого на среднего. И все было средненькое. Обсуждали оперу мы тут:  http://ct.kz/topic/29159-opera/page__st__1860

1
929
8