Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-8
11:45, 06 ноября 2012

Дорога мимо жюри

Что скрывается за отсутствием Гран-при на кинофестивале «Евразия»?

Blog post image

Прошло чуть больше месяца со дня закрытия кинофестиваля "Евразия", который уже который год является ярким событием в культурной жизни Алматы и всего Казахстана. Но всё ещё не остывает горячая актуальность вопроса: почему в этот раз, впервые в истории кинофорума, не было картины, удостоенной Гран-при? Вместо фильма-победителя, по традиции демонстрируемого в день завершения фестиваля, была показана кинокартина Ахана Сатаева "Жаужүрек мың бала", – но на правах почетной гостьи. Эта киноработа, получившая народную поддержку, будет участвовать в конкурсе на соискание «Оскара». Поэтому в конкурсе «Евразия» она не участвовала. Но значит ли это, что значимых фильмов в этом году не было? Мы решили рассказать о двух казахстанских фильмах и выяснить, почему они остались вне конкурса фестиваля.

Динамичное, но не успевшее кино

В последние годы в Казахстане снимается много картин, и фестивали являются тем местом, где можно было бы их обсуждать и оценивать. Однако недавно снятый фильм Мухита Нарымбетова "Дорога домой" остался вне конкурса. Причину мы решили выяснить у режиссёра.

Blog post image

- Мухит, чем объясняется то, что какие-то отечественные фильмы попали в конкурсную программу кинофестиваля, а ваш – нет?

- Мы не успели подать заявку, поскольку были заняты подготовкой к премьере. Поздно опомнились. В общем – забегались. Поэтому картина была показана в разделе "Динамичное кино Казахстана".

Загадка доброго фильма

Фильм Мухита Нарымбетова, кстати, являющегося сыном мэтра казахстанского кинематографа Сатыбалды Нарымбетова, один из наиболее удачных в ряду отечественных картин, показанных в информационной программе фестиваля. Пожалуй, он не совершенен, но есть в нём какая-то изящность, внушающая доверие и оптимизм.

Blog post image

- Я хотел снять доброе, красивое кино, - говорит Мухит Нарымбетов. - И актёров пригласил красивых. Наверное, вы сами в этом убедились. Это наши казахстанские звёзды кино, телевидения и эстрады, да и просто талантливые, замечательные актёры: Гульнара Дусматова, Ерик Жолжаксынов, Гайникамал Байгушкарова, Дулыга Акмолда, Маржан Козыбаева, Аша Матай, Асель Садвокасова, Жулдыз Сапаргалиева, Габит и Сабит Мустафа.

- Будет ли ваш фильм участвовать в конкурсных прграммах других кинофестивалей?

- Любой режиссёр, конечно, об этом мечтает. Если бы я снял фильм на свои деньги и обладал бы правами на его прокат, то я через интеренет нашёл бы всё. Но в моём случае этим занимается продюсерский центр «Казахфильма».

- Ваш фильм коммерческий или арт-хаусный?

- Фильм коммерческий, динамичный. Я не понимаю тех режиссёров, которые снимают арт-хаусные фильмы по одной только причине: они снимают фильм для себя. А я снял этот фильм, могу смело сказать, для народа.

- Почему же тогда его не запускают в прокат?

- Это для меня большая загадка.

 

Шу-Чу по-взрослому

Blog post image

Между тем есть казахстанский фильм, который уж точно мог бы занять достойное место в конкурсной программе Евразийского кинофестиваля. Это картина "Шу-Чу", сделанная казахстанским шоуменом, музыкантом, певцом, а теперь уже и режиссёром Жантемиром Баймухамедовым, известным также как Жантик.

Blog post image

Интересно, что в некоторых кинотеатрах показ этого фильма проходил с аншлагом, а в двух – был запрещён к показу и снят с ротации. Якобы за черезмерную романтизацию темы Чуйской долины. Сам Жантик так вспоминает об этих метаморфозах:

- Да, были такие настроения: "Это же растление... Да что это такое? Да как он себе это позволяет?»

- Жантик, вот ты снял фильм, который делал на протяжении пяти лет, ради которого даже заложил собственную квартиру. Теперь его нужно продвигать, посылать на фестивали?

- Конечно. Я его посылал на кое-какие фестивали соответствующего формата. В 2010 году на одном из них ему был присуждён бронзовый приз. Это было в Мексике.

- А предлагал ли ты его на наш кинофестиваль «Евразия»?

- Я его показывал директору «Казахфильма» Ермеку Аманшаеву. Но он ничего не сказал.

- Но ведь подборкой фильмов к фестивалю занимается комиссия, куда, например, входит арт-директор Гульнара Абикеева. Смотрела ли она его?

- Этого я не знаю.

Кому нужно такое кино?

Мы решили узнать мнение об этом фильме у людей, имеющих репутацию личностей, добившихся успехов в деятельности на стыке творчества и бизнеса.

Серик Буксиков, скульптор, художник, креативный директор рекламного агентства:

- Тарантино, сняв "Криминальное чтиво", никого не копируя, сделал совершенно аутентичный фильм, создав таким образом новый жанр. Я считаю, что Жантик проделал аналогичную работу. Мне кажется, его фильм "Шу-Чу" можно поставить на одной планке с фильмом "Игла".

Алим Сайлыбаев, эксперт в области инновационных проектов, исполнительный директор Фонда Transparency International:

- Этот фильм – салем из прошлого - адресован поколению, которому под сорок или чуть-чуть за сорок. Это – мы, которым дальше двигать страну. Агашки уйдут, придём мы. А кто мы? Это очень важно с точки зрения идентификации. И было бы очень хорошо, если бы в университетах этот фильм смотрели студенты, а затем ещё и обсуждали в своих студенческих клубах и говорили, что они поняли из этого фильма. Чтобы они сами сказали, что хорошо, а что плохо.

 

Трудно не согласиться с прозвучавшими мнениями. Таким образом, внешняя бравада Жантика, как и приписываемая ему романтизация игры с переступанием порога, дозволенного законом, - всего лишь гротескно-режиссёрский приём.

Бог един

Blog post image

Одним из главных моментов картины является призыв уважать душу человека, его особенности, кем бы он ни был - питерцем, алматинцем, казахом или русским. В картине на передний план выходят простые общечеловеческие ценности: понятия чести, дружбы, достоинства, любви. Императивы, для которых нет рамок и границ. Они - вне институтов государства. Ибо стремление системы навязать свою точку зрения отдельно взятому индивидууму уже есть начало авторитарной идеологии. Удивительно, что Жантемиру Баймухамедову удалось поднять такие глобальные вопросы без всякой демагогии, без лозунговых штампов и натуги.

"Бог един" – в какой-то момент фильма говорит один из героев картины Жантика. И эти слова прозвучали во времени и пространстве так просто, ясно и жизненно, что их свет до сих пор озаряет нашу действительность, делая её чище.

Опубликовано в газете "Аргументы и факты/Казахстан, 31 октября 2012"

-8