Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
01:19, 31 октября 2012

Татуировка алтайского вождя

Татуировка алтайского вождя, вероятнее всего, отмечала его знатное происхождение или его мужество, или то и другое вместе. С другой стороны, не случайно изображение на груди, в области сердца, львиной или грифоновой головы - основной фигуры во всей татуировке. Это изображение, как и все остальные рисунки фантастических зверей, могло иметь апотропическое назначение. Наличие бегущих горных козлов как бы указывает на то, что на данном этапе развития горно-алтайского общества татуировке придавалось и чисто декоративное значение.

На основании исследования накожной живописи можно сделать вывод, что у народа, проживающего на территории Горного Алтая 2400 лет назад, тату состоялась как разновидность художественного и культово-магического, сакрального творчества. Сюжеты брались из мифологии, с символико-аллегорическими персонажами реального и фантастического животного мира. Технология нанесения красящего вещества в глубокие слои мягких тканей (эпидермально-дермальных покровов) уже соответствовала современному уровню операционного процесса. Свойства символов и образов накожной живописи как способа передачи информации говорят об их высоком зрительно-языковом, семантическом восприятии и понимании окружающим кровно-родоплеменным и враждебным, чужим социумом. Изобразительная манера выполняемого рисунка (пейзажа) осуществлялась в контурно-штриховом, графическом и полутоновом стиле, что также близко к современному жанру исполнения тату.

Татуировки на теле погребённого в Пазырыкском кургане Рисунки зверей здесь выполняли, вероятно, роль оберегов (рис1). Понятно при этом стремление художника-татуировщика покрыть тело рисунками так, чтобы они «вжились» в него, составили его гармоническое покрытие, защитный покров, не просто «накинутый» на человека, а ставший частью его плоти, его сущности. Татуировка рук такова, что на внешнюю сторону их попадают головные части животных, обильно украшенные спиралями и несущие главную тяжесть «зооморфных превращений». Именно в этих частях происходит слияние деталей различных зверей (рис 2).

Blog post image

рис1.

Blog post image

рис2.

Животные с оленьими головами и телом имеют грифоний клюв, хвосты хищников, а из огромных рогов прорастают стилизованные птичьи головки. Те части животных, которые оказываются на внутренней стороне руки, переданы одним контуром. Характерна татуировка на правой руке. Художник поместил мелкие изображения в самом низу, у запястья, выше расположил более крупные фигуры, но всё же дробно орнаментированные, а у плеча — самое крупное изображение фантастического зверя (рис.3).

Blog post image

рис3.

Тонкие движения кисти руки находят отклик в этих расположенных внизу мелких, динамичных рисунках, более спокойные и сильные мускулы плеча покрыты более статичным и крупным изображением зверя. Последний как бы живёт вместе с человеком. Передние ноги животного расположены так, что одна попадает на руку, другая — на грудь. Если человек поднимает и опускает руку, ноги этого животного приходят в движение. Рассмотрим теперь правую ногу того же погребённого. Единство покрывающих её рисунков с телом человека и здесь бросается в глаза. Большая неподвижная часть голени подчёркивается крупной схематически представленной рыбой. Подвижная часть ноги у щиколотки покрыта мелким динамичным изображением какого-то зверька, а мускулы икр — четырьмя фигурами бегущих баранов: передние ноги одного касаются задних ног другого. Создаётся чёткий ритм движения этих фигур. Они постепенно увеличиваются снизу вверх. Кажется, что на ноге, по мускулам икр проходит какое-то движение, лёгкая судорога.

Все изображение стилизованны своим неповторимым способом. Татуировки нанесены в стиле графики, пятновым способом (полное заполнение краской некоторых элементов). Линии в рисунках плавные, много завитков. Соблюдена симметрия в композиции, но отсутствует пластическая анатомия. Композиция образует четырехугольник, выражает противодействие сил активных пассивным для установления равновесия, и вот почему он служит преимущественно изображением формы.

2
860
0