Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
10:15, 21 октября 2012

Спасёт ли мир красота?

Известное изречение о том, что красота спасёт мир, почему-то приписывают Ф.М. Достоевскому; хотя принадлежит оно герою одного из романов писателя, что не одно и то же. Но это к слову.

Чтобы ответить на поставленный в заглавии вопрос, необходимо рассмотреть основные, так сказать, носители этой самой красоты, существующие на нашей планете. А их два - природа и человек. Начнём со второго.

Кто из нас не знаком с прекрасной и изящной поэзией, воспевающей женскую красоту, превозносящей её до идеала совершенства, даже до божественности. Вот как писал, скажем, А.С. Пушкин:

 

- Я помню чудное мгновенье:

передо мной явилась ты,

как мимолётное виденье,

как гений чистой красоты…

Наверное, многие из мужчин в юные годы сочиняли стихи, посвящённые своей избраннице… Женская красота вдохновляла её поклонников и на героические поступки; литературных героев, иллюстрирующих это, немало…

А теперь вспомним “Сказку о Золотом Петушке” того же Пушкина. Где поведано о том, как Шамаханская царица без единого выстрела, одной лишь своей красотой, погубила сначала двух сыновей царя Дадона, а после и его самого.

Взять того же Достоевского. В его романе “Идиот” Аглая Епанчина, взирая на портрет Настасьи Филипповны, утверждает:

- Такая красота – сила… с этакою красотой можно мир перевернуть…

А что в итоге? “Перевернулся” он, этот мир? Да куда там! Именно эта красота привела к тому, что князь Мышкин сходит с ума; Рогожин гибнет сначала нравственно, а затем физически; а “прекрасное” тело самой Настасьи Филипповны в конце концов становится пристанищем для…мухи – немаловажная деталь, подчёркнутая автором.

А вот и приговор этой красоте, который вынес другой герой Достоевского:

- Красота – СТРАШНАЯ и УЖАСНАЯ вещь!.. Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Ещё страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны…

И далее:

- Что уму представляется ПОЗОРОМ, то сердцу сплошь красотой…

Всё это цитаты из “Братьев Карамазовых”, кн. 3, гл. III.

Вот вам и “спасительница” мира!

Согласно христианским преданиям, бесы являются людям чаще не в безобразном и ужасном виде, а принимая ангельски прекрасный лик. Затуманивая человеку не только глаза, но и сердце. И чарующая женская красота есть их практически безотказная наживка, на которую попадаются многие из мужчин. В художественной литературе подобных примеров множество. Достаточно вспомнить, как боролся с искушением герой романа Л. Толстого “Отец Сергий”: в последний миг он даже ударил по своему пальцу руки топором.

Поклонение женской красоте нередко перерастает в ревность и супружеские измены, приводя к личным трагедиям (включая убийства и самоубийства), а также возникновению так называемых неполных семей. А отсюда - к неполноценному воспитанию детей. Известно, что именно из “безотцовщин” чаще всего и вырастают так называемые трудные подростки, которые впоследствии во многих случаях становятся преступниками. А это уже не просто не спасение, а прямое РАЗРУШЕНИЕ как отдельной личности, так и общества в целом.

Красота же мужская чаще всего ассоциируется с наличием атлетического телосложения и мощной мускулатуры. Почему-то людям внушается (особенно детям и подросткам, душа каждого из которых представляет собой практически чистый лист, на который можно нанести всё, что угодно!), что любую свою проблему можно решить, не утруждая себя поиском ответов на нравственные вопросы, а сломав ближнему челюсть или отправив его на тот свет! Всевозможные боевики с нескончаемыми элементами насилия – одна из причин всё возрастающей подростковой преступности в странах!

И всё же есть спасительная сила красоты. Но какая?

Красота мудрости, прощения, смирения, но главное – СОСТРАДАНИЯ. Для меня, скажем, морщинистый лик сгорбленного Серафима Саровского со старческими ласковыми глазами в миллионы раз красивее накрашенной и напудренной физиономии какой-нибудь кокетливой блондинки или амбала с мышцами, как у Шварцнеггера. Для меня человек, который не видит в людях красоты душевной и не понимает её вообще - САМЫЙ НЕСЧАСТНЫЙ В МИРЕ! Ибо его идеалы близки “идеалам” мартовского кота, у которого, как говорят в народе, в определённое время в одном месте ЗАЧЕСАЛОСЬ и который поэтому загорелся желанием разодрать другому коту – своему конкуренту - морду!

Наступит момент, неизбежный для каждого из нас, когда маски будут сброшены! И форма нашего нового, духовного, тела станет полностью соответствовать внутреннему содержанию, которое мы взрастили в себе за период земной жизни. И у многих, ныне обладающих гармоничной внешностью, она может оказаться БЕЗОБРАЗНОЙ!

Подумайте, господа поклонники внешнего лоска, что превратило одного из героев “Аленького цветочка” - уродливого чудища - в прекрасного молодца. И почему жена Ксанфа растерянно пробормотала мудрецу Эзопу, лицо которого было обезображено:

- Некрасивый человек, ты… ПРЕКРАСЕН…

И если иметь в виду красоту человеческой души, то она безусловно является спасительной. Однако подавляющее большинство людей под термином “красота” подразумевает совершенство именно формы. Чрезмерное поклонение которой в мире, изуродованном грехом, не только не спасительно, но и опасно…

И в этом смысле показательно отношение к другому носителю красоты – природе.

Восторженных стихов, посвящённых прекрасным пейзажам, ничуть не меньше, чем воспевающих женскую красоту. Природа восхищала и одаривала вдохновением целую плеяду талантливых русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета и т.д. Вспомним опять из Пушкина:

 

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

в багрец и золото одетые леса…

 

А Николай Кирсанов, герой романа Тургенева “Отцы и дети”, созерцая красоту лесов и полей, в порыве умиления возблагодарил Бога за подаренную ему радость…

Многие известные писатели и философы признавали таинственную связь ощущения красоты окружающего мира с нравственностью. “Есть основание предполагать, - пишет И. Кант, - что у того, кого непосредственно интересует красота природы, имеются по крайней мере задатки морального образа мысли”. Ещё категоричнее утверждал В. Белинский: “Прекрасный пейзаж очищает от скверны”. Заметьте, всё это было сказано до появления на Земле крупных городов и мегаполисов, и главное – когда природа ещё сохраняла свои первозданные естество и чистоту.

Но вот в истории появляются деятели вроде Е. Базарова (“Отцы и дети” И. С. Тургенева), утверждающие, что “природа – не храм, а МАСТЕРСКАЯ”; и начинается безумная вакханалия по отношению к ней. Итог стал заметен только в конце двадцатого столетия: воздух, почва, реки и озёра отравлены; человеческому существованию угрожает “парниковый эффект”; а бесконечное асфальтовое покрытие, промышленные зоны, потоки машин, шум, реклама и иные подобные атрибуты нашего времени привели к резкому возрастанию серьёзных душевных заболеваний. В психиатрии даже появился термин - “синдром большого города”. Который констатирует, что среди бездушной мишуры, среди городской “мертвечины”, вне связи с живой природой, человека охватывают приступы сильнейшего стресса и смертельной тоски (так называемой депрессии). Заглушить которые (“отвести душу”, “расслабиться”) люди пытаются алкоголем, наркотиками, пошлым юмором, распутством, азартными играми, немотивированной агрессией и прочими негативными явлениями, которые в наше время приняли катастрофические масштабы. Спасла цивилизацию красота окружающего мира? Ответ очевиден. Человеческая алчность, желание комфорта в ущерб экологии, стремление ко всё большему количеству удовольствий и развлечений оказались СИЛЬНЕЕ воздействия на душу людей красоты природы. А следовательно, совершенство формы не является инструментом духовно-нравственного роста человека.

Красота может не только спасти мир, но и сгубить его. И эта грань, между красотой спасительной и губительной, очень тонка...

1
322
1