Европейская интеграция в сфере высшего образования началась в 70-х годах, но важнейшим событием в этом направлении было подписание представителями 29 стран Болонской декларации в июне 1999-го года. На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 47 стран, в т.ч. не только европейские. В 2005 году к Болонскому процессу присоединилась Украина.
Причины, которые побудили начать процесс унификации высшего образования в Европе, следующие:
- постепенное утрачивание своих позиций европейской системой высшего образования среди других образовательных систем;
- регулирование соотношения будущих специалистов на рынке труда стран Евросоюза.
Первая причина вела к тому, что европейские университеты начали проигрывать в борьбе за потенциальных студентов (в первую очередь, конкурентам из США). Прямое следствие этого - потеря прямых инвестиций в образовательную систему (образование во многих европейских ВУЗах платное). Более отдалённые (но не менее важные) последствия – потенциальная потеря высококвалифицированных кадров.
Необходимость регулирования рынка труда (вторая причина создания единой системы) становится всё более актуальной в современной экономической ситуации в Европе.
Теперь более подробно о самой Болонской системе… Высшее образование предполагает два цикла обучения: предварительный и выпускной. Предварительный цикл обучения длится минимум 3 года и соответствует степени бакалавра. Эта степень является базовым высшим образованием, и диплом бакалавра даёт возможность его обладателю устраиваться на работу именно как специалисту с высшим образованием. Кроме того, бакалавр имеет возможность продолжить обучение (ещё 2 года) и получить степень магистра (полное высшее образование). Есть ещё один образовательный цикл – аспирантура, но этот цикл не входит в программу, регулируемую Болонской системой. Сроки обучения могут различаться в разных странах и разных университетах по продолжительности, поскольку общая система образования пока не предполагает полного унифицирования. Кроме этого, сохраняется понятие престижности университета, и, как следствие, сохранение сложившихся в них традиций, что уже само по себе подразумевает различия в обучении. Поэтому единая европейская система достаточно условная в своей унификации.
Подробнее о системе оценок ECTS можно почитать здесь http://euroeducation.com.ua/article/40-razlichnaya-topics/55-european-higher-education-system.html