Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
8
18:01, 02 октября 2012

Из пустыни к умирающему морю - Легенды Казахстана (день 15-16)

В своем описании экспедиции хотелось бы рассказать об актуальных событиях и перенестись немного вперед. Я остановился на шестом дне и обязательно расскажу вам чуть позже и в подробностях о том, что происходило и как прошли последние девять дней. Но сейчас хотелось бы рассказать о двух последних днях. Начнем с пятнадцатого дня экспедиции. Если кратко пересказать предшествующие события, то мы благополучно добрались до Астаны, проехались по северу посетив Боровое, Костанай. Из Актобе мы выехали в Уральск, где сделали довольно длительную остановку и затем двинули в Атырау. Проехавшись по Атырауской области мы заночевали в городе Бейнеу и на утро решили посетить святые места Мангыстау и плато Устюрт. Затем вернувшись в Бейнеу и переночевав там мы двинулись на восток - домой. Вот здесь пожалуй я и начну рассказ.

На утро мы встали достаточно бодрыми ведь нас ждал долгий путь домой. Мы должны были проехать еще через целый ряд интересных мест Казахстана, но все же после полумесячного отсутствия начинаешь скучать по дому, по родному городу. Мы двинулись рано утром чтобы не терять времени.

Blog post image

Дорога от Бейнеу до Бозоя - города недалеко от Аральского моря представляла из себя колею в полупустынной степи. Мелкая пыль лежала тут слоем в несколько метров. Из машшины не возможно было выйти не утонув в ней. Дорога конечно показалась относительно мягкой по сравнению с "трассой" Атырау - Актау, но ехать все равно здесь было не просто.

Blog post image

Наши машины не без труда но все же скользили по этой пыльной поверхности оставляя за собой шлейф мешающий обзору у машины идущей следом. Нашей колонне пришлось разбиться и разъехаться, чтобы проехать тут. Средняя скорость в этот день не превышала 40 км в час.

Blog post image

По пути нам попадается довольно примечательный солончак. Настоящее небольшое озеро поверхность которого полностью состоит из соли. Соленоватый воздух прочищает дыхательные пути и привкус соли после прогулки по солончаку остается еще долго. Это место хоть и безжизненно, но по своему прекрасно.

Blog post image

Мы решили проверить выдержит ли соль наши машины, но тут же пожалели об этом, та как одна из машин завязла. С помощью троса и другой машины мы быстро вытянули нашу и поехали дальше.

Blog post image

На берегу этого солончака нами были найден целый ряд могильников неизвестного происхождения и датировки. На камнях четко были видны письмена и знаки рода, но к сожалению даже наши географы не смогли определить их происхождения. Ясно только то, что они достаточно древние. Рядом были не большие каменные курганы.

Blog post image

Эти надписи напомнили мне египетские иероглифы. К сожалению не совсем понятно, что они означают. Был бы очень признателен если бы нашелся человек, который смог бы мне это объяснить.

Blog post image

Иной раз наши машины увязали в этой густой и глубокой пыли и приходилось и вытягивать. Если быть точнее то нашему экипажу пришлось два раза вытягивать машины и один раз тащили уже нас.

Вообще Актюбинская область показалась мне очень разнообразной. От степей с густой растительностью и приветливого, развивающегося города Актюбинска на севере, до этой дикой полупустыни - по сути настоящем море пыли с дорогой-колеей на юге. Как я позже узнал это были пески Большие Барсуки.

Blog post image

В этой пустынной местности чуть ли не самым примечательным объектом на горизонте оказывается газовая труба торчащая из под земли.

Blog post image

На этой сложной дороге нас вновь преследуют поломки. Снова спустило колесо и мы достаем одну из последних запасок, ведь большинство из них мы оставили на острых камнях Устюрта.

Blog post image

Здесь как и в проеденной нами Мангыстауской области многое напоминает о добыче полезных ископаемых. Тут это природный газ. Вдоль дороги по которой мы ехали проходит газопровод "Бейнеу - Бозой - Шымкент" и стоит множество объектов с ним связанных, различных труб и подземных газохранилищ. Эти объекты способствуют экономическому развитию малых и отдаленных регионов вроде городка Бозой мимо которого мы проезжали.

Blog post image

В целом Бозой выглядит застрявшим во времени поселком. Даже бензоколонки тут из 70-х. Кстати мы так и не заправились на них, так как цена на бензин у местных спекулянтов (официальной продажи нет) составляет 1 доллар за литр топлива. Это почти вдвое больше, чем мы заправлялись в других местах и нам показалось очень накладным.

Сам городок мелкий и пыльный, но видно что работа у людей есть, так как на улицах встречаются весьма не плохие машины. Дома тоже стоят новые, хотя говорят, что лет пять назад все было совсем по другому и Бозой был будто выписан из средневековья. Как говорят это связанно именно со строительством газопровода и предприятий связанных с его обслуживанием. В городе довольно цивильная школа и нам на пути встретилось множество младшекласников в нарядной школьной форме. Местные жители приветливы. Они интенсивно махали руками на прощание вслед уезжающей колонне.

Мы заночевали в палатках в степи недалеко от Бозоя, приготовив ужин на горелках. Все сделали быстро и организованно имея уже опыт ночевки в палатках на Устюрте.

Blog post image

К утру мы рано собрали лагерь и сразу двинулись в путь. С утра пошел небольшой дождь и пыль скопившаяся и проникшая всюду немного осела. По дороге из окна иногда открывались удивительные картины взаимодействия природы и человека. Дорогу нам перегородил бегущий куда-то табун лошадей. Мы на время остановили наших "железных" коней, чтобы пропустить их живых собратьев.

Blog post image

Мы подъехали к месту где виден берег Большого Арала. Нашему взору предстало мрачное зрелище. Все вокруг и даже дорога по которой мы ехали отмечена на старых картах, как дно Аральского моря. Все что нас окружало по идеии должно находится под водой. Теперь лишь ветер разносит песок - последнее напоминание о морском берегу. Отсюда нам видно, что кромка воды Арала теперь лежит в паре километров отсюда. По линиям земли, а точнее их потемнению четко видно, как постепенно море отступало.

Blog post image

Погода там как нельзя лучше соответствовала нашему настроению. Мрачные тучи и облака, темный песок и полоска стремительно исчезающей будто мираж воды вдалеке.

Blog post image

Это часть Арала в целом производит удручающее впечатление. Там где было море сейчас гуляют верблюды и лежит песок. Ландшафт тут неровный, видимо оставшийся таким еще в тех времен когда он был дном моря. Кругом виднеются скалы о которые раньше видимо разбивались морские волны. На камнях видны следы ракушек и раковины моллюсков. Но даже в этой местности есть своя необъяснимая красоты и притягательность. Странное чувство накатывает, когда думаешь, что ходишь по морскому дну.

Blog post image

Тут заканчивается безжизненная пустыня и по степи гуляют огромные стада верблюдов. Корабли пустынь мирно проплывают мимо нас, неспешно шагая по равнине по пути перекусывая кустарником и травой.

Blog post image

Располагавшийся когда-то у самого берега моря поселок Акбасты затерян теперь среди песков. Очень экзотично смотрятся эти небольшие домики в песке. Когда-то наверное поселок был рыбацким, ведь тут до сих пор валяются следы старых сетей. Теперь сложно даже сказать чем живет это село. Здесь очень малолюдно. Думаю, что Арал играл большую роль в жизни этих людей.

Blog post image

Проехав еще дальше мы выехали к перешейку. Здесь соединяются Малый и Большой (Серный и Южный) Арал. Между ними стоит мощное гидросооружение - Кокаральская плотина. Через девять водосбросов  вода попадает в Южный Арал из Северного. Вообще то это очень полезное для региона сооружение. которое дает нам надежду на сохранение хотя бы части Арала.

Blog post image

Плотина была построена с целью сохранения Малого Арала, находящегося на территории Казахстана. Дело в том, что в результате обмеления моря он отделился от Южной части. Тем не менее в Малый Арал продолжала впадать Сырдарья, поддерживая уровень воды. Для того, чтобы вся вода не перетекла в пересыхающий Большой Арал началось возведения плотины. После трех попыток в 2005 году плотина была окончательно сооружена. Уровень воды в Малом Арале стал регулируемый и в результате с того времени он поднялся на 12 метров. Минерализация воды снизилась — с 23 до 17 граммов соли на литр.

Увеличилось количество рыбы. Малый Арал не только удалось спасти от высыхания, но и улучшить экологическую ситуацию в регионе уменьшив выбросы соли и химикатов разносимых ветром со дна пересыхающего озера.

Blog post image

То что Арал вырос говорят местые жители, но это видно и так. Озеро потихоньку возвращается в свои первоначальные берега хотя бы с Северной стороны.

Планируется, что объём воды в Северном Арале увеличится с 27 км³ до 59 км³. Город Аральск снова станет морским портом. Улов рыбы в Малом Арале достиг 10 тысяч тонн к 2012 году. Для сравнения в 2007 он составил всего 1910 тонн.

В общем есть еще надежда на спасение и возрождение хотя бы Северной части Аральского моря.

 

Blog post image

 

В Малом Арале кстати вода действительно пресная и практически не имеет даже солоноватого привкуса. В этой части озера как мне показалось пляжи хорошо подходят для купания, что и было мной проверенно. Песчаный берег без камней, теплая вода прозрачная до дна в которой видно плещущуюся рыбу. Так оно и есть - берег у плотины отлично подходит для купания. Вода здесь прозрачна и имеет глубокий синий цвет. море чаек слетается при виде мальков. Лодка одиноко стоит у берег. Солоноватый воздух доносит настоящий запах моря. Волны мирно накатывают на берег. В этой части Арала действительно похож на море, причем южное и теплое.

 

Blog post image

 

Blog post image

 

У плотины собирается большое количество рыбы и особенно змееголовов. Соорудив не хитрую снасть из лески и крючка мы решили для интереса пару раз забросить ее. Результат нас поразил. За короткое время мы вытянули десяток 1,5 - 2 килограмовых змееголовов. Они бросались буквально на голый крючок. Тянуть их было одно удовольствие но вскоре нам нужно было отправляться, так что мы бросили это занятие. В Малом Арале сейчас разводят даже осетров. К сожалению рыба часто пересекает плотину через водосброс и уплывая в Большой Арал погибает там от высокого уровня соли в воде.

Blog post image

 

Дельту Сырдарьи тоже стараются обводнить. Так после строительства Аклакского гидроузла водой заполнилось множество озер в бассейне Сырдарьи. Это небольшие живописные озерца, где может жить большое количество рыбы. Количество этих озер за последнее время возросло со 130 до 213.

Blog post image

 

Проехав Арал мы поехали по новой хорошо асфальтированной (к сожалению пока кусками) дороге. Это часть грандиозной автомагистрали Западный Китай - Западная Европа. Она пройдет по Казахстанской территории от Чимкента до Самары, пройдя через Кызылорду, Тараз, Кордай, Алмату и Актобе.

 

Ближе к повороту на Кызылорду мы заметили большое скопление вышек. Все они тянут сотни проводов в одну сторону и мы уже догадывались в какую. Проехав мимо поворота на Кызылорду проводов вдоль дороги стало еще больше. Все они тянулись мимо села Тюратам к знаменитому городу и космической станции Байконуру - месту нашей будущей ночевки.

 

Blog post image

 

Здесь в Байконуре даже тарифы на сотовую связь особенные. Кстати примечательно, что у КПП въезда на территорию города стоит большая золотая мечеть. Она и послужила нам ориентиром при встрече с человеком, который должен был выдать нам пропуска на территорию города.

 

Blog post image

 

Дело в том, что Байконур закрытый город, к тому же являющийся юридически территорией Российской Федерации. Тут есть свой таможенный контроль. В город мы благополучно проехали и остались ночевать в гостинице "Центральная" - главной гостинице города. Весьма не плохо поужинав мы отправились по номерам спать. За все это время нам удалось проехать порядка 9000 километров. Нас ждет еще три тысячи впереди. Надеюсь завтра прогуляться по городу, а может нам даже удастся получить разрешение на проход в космодром. В любом случае обо всем об этом постараюсь рассказать вам завтра.

8
4560
8