место в рейтинге
  • 1453539
  • 3612
  • 168
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Из пустыни к умирающему морю - Легенды Казахстана (день 15-16)

В своем описании экспедиции хотелось бы рассказать об актуальных событиях и перенестись немного вперед. Я остановился на шестом дне и обязательно расскажу вам чуть позже и в подробностях о том, что происходило и как прошли последние девять дней. Но сейчас хотелось бы рассказать о двух последних днях. Начнем с пятнадцатого дня экспедиции. Если кратко пересказать предшествующие события, то мы благополучно добрались до Астаны, проехались по северу посетив Боровое, Костанай. Из Актобе мы выехали в Уральск, где сделали довольно длительную остановку и затем двинули в Атырау. Проехавшись по Атырауской области мы заночевали в городе Бейнеу и на утро решили посетить святые места Мангыстау и плато Устюрт. Затем вернувшись в Бейнеу и переночевав там мы двинулись на восток - домой. Вот здесь пожалуй я и начну рассказ.

На утро мы встали достаточно бодрыми ведь нас ждал долгий путь домой. Мы должны были проехать еще через целый ряд интересных мест Казахстана, но все же после полумесячного отсутствия начинаешь скучать по дому, по родному городу. Мы двинулись рано утром чтобы не терять времени.

Дорога от Бейнеу до Бозоя - города недалеко от Аральского моря представляла из себя колею в полупустынной степи. Мелкая пыль лежала тут слоем в несколько метров. Из машшины не возможно было выйти не утонув в ней. Дорога конечно показалась относительно мягкой по сравнению с "трассой" Атырау - Актау, но ехать все равно здесь было не просто.

Наши машины не без труда но все же скользили по этой пыльной поверхности оставляя за собой шлейф мешающий обзору у машины идущей следом. Нашей колонне пришлось разбиться и разъехаться, чтобы проехать тут. Средняя скорость в этот день не превышала 40 км в час.

По пути нам попадается довольно примечательный солончак. Настоящее небольшое озеро поверхность которого полностью состоит из соли. Соленоватый воздух прочищает дыхательные пути и привкус соли после прогулки по солончаку остается еще долго. Это место хоть и безжизненно, но по своему прекрасно.

Мы решили проверить выдержит ли соль наши машины, но тут же пожалели об этом, та как одна из машин завязла. С помощью троса и другой машины мы быстро вытянули нашу и поехали дальше.

На берегу этого солончака нами были найден целый ряд могильников неизвестного происхождения и датировки. На камнях четко были видны письмена и знаки рода, но к сожалению даже наши географы не смогли определить их происхождения. Ясно только то, что они достаточно древние. Рядом были не большие каменные курганы.

Эти надписи напомнили мне египетские иероглифы. К сожалению не совсем понятно, что они означают. Был бы очень признателен если бы нашелся человек, который смог бы мне это объяснить.

Иной раз наши машины увязали в этой густой и глубокой пыли и приходилось и вытягивать. Если быть точнее то нашему экипажу пришлось два раза вытягивать машины и один раз тащили уже нас.

Вообще Актюбинская область показалась мне очень разнообразной. От степей с густой растительностью и приветливого, развивающегося города Актюбинска на севере, до этой дикой полупустыни - по сути настоящем море пыли с дорогой-колеей на юге. Как я позже узнал это были пески Большие Барсуки.

В этой пустынной местности чуть ли не самым примечательным объектом на горизонте оказывается газовая труба торчащая из под земли.

На этой сложной дороге нас вновь преследуют поломки. Снова спустило колесо и мы достаем одну из последних запасок, ведь большинство из них мы оставили на острых камнях Устюрта.

Здесь как и в проеденной нами Мангыстауской области многое напоминает о добыче полезных ископаемых. Тут это природный газ. Вдоль дороги по которой мы ехали проходит газопровод "Бейнеу - Бозой - Шымкент" и стоит множество объектов с ним связанных, различных труб и подземных газохранилищ. Эти объекты способствуют экономическому развитию малых и отдаленных регионов вроде городка Бозой мимо которого мы проезжали.

В целом Бозой выглядит застрявшим во времени поселком. Даже бензоколонки тут из 70-х. Кстати мы так и не заправились на них, так как цена на бензин у местных спекулянтов (официальной продажи нет) составляет 1 доллар за литр топлива. Это почти вдвое больше, чем мы заправлялись в других местах и нам показалось очень накладным.

Сам городок мелкий и пыльный, но видно что работа у людей есть, так как на улицах встречаются весьма не плохие машины. Дома тоже стоят новые, хотя говорят, что лет пять назад все было совсем по другому и Бозой был будто выписан из средневековья. Как говорят это связанно именно со строительством газопровода и предприятий связанных с его обслуживанием. В городе довольно цивильная школа и нам на пути встретилось множество младшекласников в нарядной школьной форме. Местные жители приветливы. Они интенсивно махали руками на прощание вслед уезжающей колонне.

Мы заночевали в палатках в степи недалеко от Бозоя, приготовив ужин на горелках. Все сделали быстро и организованно имея уже опыт ночевки в палатках на Устюрте.

К утру мы рано собрали лагерь и сразу двинулись в путь. С утра пошел небольшой дождь и пыль скопившаяся и проникшая всюду немного осела. По дороге из окна иногда открывались удивительные картины взаимодействия природы и человека. Дорогу нам перегородил бегущий куда-то табун лошадей. Мы на время остановили наших "железных" коней, чтобы пропустить их живых собратьев.

Мы подъехали к месту где виден берег Большого Арала. Нашему взору предстало мрачное зрелище. Все вокруг и даже дорога по которой мы ехали отмечена на старых картах, как дно Аральского моря. Все что нас окружало по идеии должно находится под водой. Теперь лишь ветер разносит песок - последнее напоминание о морском берегу. Отсюда нам видно, что кромка воды Арала теперь лежит в паре километров отсюда. По линиям земли, а точнее их потемнению четко видно, как постепенно море отступало.

Погода там как нельзя лучше соответствовала нашему настроению. Мрачные тучи и облака, темный песок и полоска стремительно исчезающей будто мираж воды вдалеке.

Это часть Арала в целом производит удручающее впечатление. Там где было море сейчас гуляют верблюды и лежит песок. Ландшафт тут неровный, видимо оставшийся таким еще в тех времен когда он был дном моря. Кругом виднеются скалы о которые раньше видимо разбивались морские волны. На камнях видны следы ракушек и раковины моллюсков. Но даже в этой местности есть своя необъяснимая красоты и притягательность. Странное чувство накатывает, когда думаешь, что ходишь по морскому дну.

Тут заканчивается безжизненная пустыня и по степи гуляют огромные стада верблюдов. Корабли пустынь мирно проплывают мимо нас, неспешно шагая по равнине по пути перекусывая кустарником и травой.

Располагавшийся когда-то у самого берега моря поселок Акбасты затерян теперь среди песков. Очень экзотично смотрятся эти небольшие домики в песке. Когда-то наверное поселок был рыбацким, ведь тут до сих пор валяются следы старых сетей. Теперь сложно даже сказать чем живет это село. Здесь очень малолюдно. Думаю, что Арал играл большую роль в жизни этих людей.

Проехав еще дальше мы выехали к перешейку. Здесь соединяются Малый и Большой (Серный и Южный) Арал. Между ними стоит мощное гидросооружение - Кокаральская плотина. Через девять водосбросов  вода попадает в Южный Арал из Северного. Вообще то это очень полезное для региона сооружение. которое дает нам надежду на сохранение хотя бы части Арала.

Плотина была построена с целью сохранения Малого Арала, находящегося на территории Казахстана. Дело в том, что в результате обмеления моря он отделился от Южной части. Тем не менее в Малый Арал продолжала впадать Сырдарья, поддерживая уровень воды. Для того, чтобы вся вода не перетекла в пересыхающий Большой Арал началось возведения плотины. После трех попыток в 2005 году плотина была окончательно сооружена. Уровень воды в Малом Арале стал регулируемый и в результате с того времени он поднялся на 12 метров. Минерализация воды снизилась — с 23 до 17 граммов соли на литр.

Увеличилось количество рыбы. Малый Арал не только удалось спасти от высыхания, но и улучшить экологическую ситуацию в регионе уменьшив выбросы соли и химикатов разносимых ветром со дна пересыхающего озера.

То что Арал вырос говорят местые жители, но это видно и так. Озеро потихоньку возвращается в свои первоначальные берега хотя бы с Северной стороны.

Планируется, что объём воды в Северном Арале увеличится с 27 км³ до 59 км³. Город Аральск снова станет морским портом. Улов рыбы в Малом Арале достиг 10 тысяч тонн к 2012 году. Для сравнения в 2007 он составил всего 1910 тонн.

В общем есть еще надежда на спасение и возрождение хотя бы Северной части Аральского моря.

 

 

В Малом Арале кстати вода действительно пресная и практически не имеет даже солоноватого привкуса. В этой части озера как мне показалось пляжи хорошо подходят для купания, что и было мной проверенно. Песчаный берег без камней, теплая вода прозрачная до дна в которой видно плещущуюся рыбу. Так оно и есть - берег у плотины отлично подходит для купания. Вода здесь прозрачна и имеет глубокий синий цвет. море чаек слетается при виде мальков. Лодка одиноко стоит у берег. Солоноватый воздух доносит настоящий запах моря. Волны мирно накатывают на берег. В этой части Арала действительно похож на море, причем южное и теплое.

 

 

 

У плотины собирается большое количество рыбы и особенно змееголовов. Соорудив не хитрую снасть из лески и крючка мы решили для интереса пару раз забросить ее. Результат нас поразил. За короткое время мы вытянули десяток 1,5 - 2 килограмовых змееголовов. Они бросались буквально на голый крючок. Тянуть их было одно удовольствие но вскоре нам нужно было отправляться, так что мы бросили это занятие. В Малом Арале сейчас разводят даже осетров. К сожалению рыба часто пересекает плотину через водосброс и уплывая в Большой Арал погибает там от высокого уровня соли в воде.

 

Дельту Сырдарьи тоже стараются обводнить. Так после строительства Аклакского гидроузла водой заполнилось множество озер в бассейне Сырдарьи. Это небольшие живописные озерца, где может жить большое количество рыбы. Количество этих озер за последнее время возросло со 130 до 213.

 

Проехав Арал мы поехали по новой хорошо асфальтированной (к сожалению пока кусками) дороге. Это часть грандиозной автомагистрали Западный Китай - Западная Европа. Она пройдет по Казахстанской территории от Чимкента до Самары, пройдя через Кызылорду, Тараз, Кордай, Алмату и Актобе.

 

Ближе к повороту на Кызылорду мы заметили большое скопление вышек. Все они тянут сотни проводов в одну сторону и мы уже догадывались в какую. Проехав мимо поворота на Кызылорду проводов вдоль дороги стало еще больше. Все они тянулись мимо села Тюратам к знаменитому городу и космической станции Байконуру - месту нашей будущей ночевки.

 

 

Здесь в Байконуре даже тарифы на сотовую связь особенные. Кстати примечательно, что у КПП въезда на территорию города стоит большая золотая мечеть. Она и послужила нам ориентиром при встрече с человеком, который должен был выдать нам пропуска на территорию города.

 

 

Дело в том, что Байконур закрытый город, к тому же являющийся юридически территорией Российской Федерации. Тут есть свой таможенный контроль. В город мы благополучно проехали и остались ночевать в гостинице "Центральная" - главной гостинице города. Весьма не плохо поужинав мы отправились по номерам спать. За все это время нам удалось проехать порядка 9000 километров. Нас ждет еще три тысячи впереди. Надеюсь завтра прогуляться по городу, а может нам даже удастся получить разрешение на проход в космодром. В любом случае обо всем об этом постараюсь рассказать вам завтра.

Антонов Святослав svant
Корреспондент блог-платформы yvision.kz. Журналист и репортер
3 октября 2012, 6:01
6240

Загрузка...

Комментарии

svant
0
0
да, только не я а наш водитель. вообще мы много информации собрали и думаю, что она станет общедоступной
Станислав, хорошо пишите, легко читается. Прочитал все, как книгу.. Слежу за событиями.
Бездорожные маршруты на восток от Бейнеу и Опорного - действительно рай для археолога или Клондайк для черных копателей. Мы с шефом как-то заблудились в той пустыне и набрели на огромный земляной курган, окруженный такими же вот тесанными камнями с высеченными родовыми знаками на них. У нас не было с собой лопат, но суеверие все равно не дало бы нам сделать и шагу на эту гору. Особенно вечатлил самый большой идеально гладкий камень с танбой в виде трезубца. Кажется, у Чингиз-Хана был такой на знаменах. А вдруг этот курган и есть его последнее пристанище?

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Самый дешевый перелет в жизни. Впечатления от полета на российском лоукостере «Победа»

Самый дешевый перелет в жизни. Впечатления от полета на российском лоукостере «Победа»

Делюсь впечатлениями о полете на российском лоукостере Победа. Маршрут: Алматы – Самара – Москва и обратно. Туда – в субботу утром, обратно – вечером в воскресенье. Стоимость билета - 11000 тенге.
Nikk
22 дек. 2016 / 17:15
  • 3381
  • 11
Любимый Тайланд. Правящий король называет Паттайю «черным пятном на репутации страны»

Любимый Тайланд. Правящий король называет Паттайю «черным пятном на репутации страны»

Тайланд мы впервые посетили в декабре 2012 года. Полученные эмоции настолько были яркими, что в конце 2015 года мы решили еще разок слетать в Тайланд. Вспоминая Тай, первое о чем я думаю - горячий...
zhainar_d
17 янв. 2017 / 11:11
  • 2643
  • 21
[Не]путеводитель по Текели. Во времена ВОВ из текелийского свинца делалась каждая 8-я пуля

[Не]путеводитель по Текели. Во времена ВОВ из текелийского свинца делалась каждая 8-я пуля

Текели - уютный город в живописных предгорьях Джунгарского Алатау, который одновременно может быть и промышленным, и туристическим.
theYakov
11 янв. 2017 / 17:15
  • 1430
  • 11
Путешествие в Камбоджу. Накаркала себе приключений:)

Путешествие в Камбоджу. Накаркала себе приключений:)

Помните, в прошлом посте я писала о том, что сделала нам электронные визы в Москве через интернет? Когда мы увидели очереди на паспортном контроле, то у меня аж рот открылся. Это было вавилонское...
tatianaksii
23 дек. 2016 / 21:52
  • 1530
  • 5
Подгорица – самая скучная столица Европы

Подгорица – самая скучная столица Европы

В Подгорице вероятность умереть от скуки в несколько раз больше шанса умереть от инфаркта. Помните Министерство правды из романа Оруэлла "1984". Оно всё-таки существует! В Черногории.
theYakov
5 янв. 2017 / 16:46
  • 1189
  • 21
Новый выпуск передачи «Прогулки по жизни». Хостелы Алматы: что делать и кто виноват?

Новый выпуск передачи «Прогулки по жизни». Хостелы Алматы: что делать и кто виноват?

Очередной выпуск передачи "Прогулки по жизни" затронул важную тему, тему размещения туристов в Алматы во время Универсиады-2017. Ожидается гостей 30000 человек, а койко-мест по факту всего 6000!
Almazoff
23 дек. 2016 / 18:26
  • 1399
  • 4
Путешествие за 92 евро. Еда в Хельсинки очень уж дорогая для студента из Казахстана

Путешествие за 92 евро. Еда в Хельсинки очень уж дорогая для студента из Казахстана

Как я потратила 92 евро в одной из самых дорогих стран. Сейчас я нахожусь в Таллине, Эстония. Жизнь забросила меня в эту прибалтийскую страну в начале этого года по работе.
altinka
17 янв. 2017 / 10:44
  • 1067
  • 4
Как подать документы на туристическую визу Австралии. Постарался учесть ошибки прошлого

Как подать документы на туристическую визу Австралии. Постарался учесть ошибки прошлого

Три года назад я уже подавал на австралийскую визу и получил отказ. На этот раз постарался учесть все ошибки прошлого и теперь жду нового ответа от австралийского посольства в Москве.
Almazoff
22 дек. 2016 / 13:56
  • 1133
  • 4
Рождество в Амстердаме. Не забыли сходить и на улицу красных фонарей...

Рождество в Амстердаме. Не забыли сходить и на улицу красных фонарей...

Рождество в Европе, в частности, в Амстердаме - это особый праздник, который перемещает людей из обычной повседневной рутины в мир сказок и фантазий! Нам невероятно повезло оказаться там в канун...
Darmesha
22 дек. 2016 / 15:51
  • 1100
  • 0