Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
13
23:30, 30 сентября 2012

Рынок стоматологических услуг в Алматы

Как часто вы ходите к стоматологам? Если честно, то я хожу только в экстренных случаях. Знаю, что это неправильно, но иногда не хватает собрать силу волю в кулак, денег в карман и найти время. К чему это я? В общем недавно обратился один клиент с просьбой проанализировать рынок стоматологических услуг в Алматы. Так уж мы договорились, что некоторые выкладки их своего исследования я покажу в блоге. Может кому-то реально будет интересно.

Общие характеристики

Стоматология является одним из наиболее востребованных видов медицинской деятельности. Рынок стоматологических услуг г. Алматы является самым крупным в Казахстане как по количеству клиник так и по объему их доходов, являясь также высококонкурентным. При этом доля государственных услуг в секторе составляет не более 10%.

Развитие рынка стоматологии в Казахстане началось в 90-х годах, когда проходила волна приватизации в переходный период. Уход стоматологических клиник из государственного сегмента повлек за собой рост числа частных стоматологий и ослабление влияния государства на рынок стоматологических услуг. В то же время ежегодно в стране отмечается снижение доступности данного вида помощи широким слоям населения и дефицит стоматологических кадров вследствие ликвидации клиник в сельской местности.

За последние годы на рынке стоматологических услуг наблюдался количественный рост частных клиник, который неизбежно повлек рост конкуренции. При этом одни клиники выживают, накапливая опыт и внедряя новые технологии лечения в практику, другие игроки, более мелкие, уходят. Несмотря на то, что отрасль развивается достаточно стабильно, за последние несколько лет агрессивного вхождения новых крупных игроков на рынок не наблюдалось.

Согласно данным Министерства здравоохранения РК, на сегодняшний день в стране функционируют 570 государственных и 1165 частных стоматологических клиник. При этом на 1.05.2011 общее количество врачей-стоматологов и зубных врачей в Казахстане составило 5878 человек.

Blog post image

Источник: Агентство РК по статистике

Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на рынок стоматологических услуг Казахстана. Так, за период в 2008 и 2009 годах наблюдалось сокращение частных стоматологических клиник, обусловленное низким потоком клиентов, снижением обращений к дорогим услугам и в целом обращениям «по необходимости». Однако уже в 2010 году рынок стоматологических услуг в республике начал постепенно восстанавливаться от кризиса и продемонстрировал заметный рост. По данным статагентсва число самостоятельных стоматологических клиник в стране увеличилось с 275 в 2009 году до 346 в 2010 году. При этом 33% самостоятельных стоматологических клиник в Казахстане сконцентрировано в южной столице. Максимальная концентрация стоматологических клиник (31%) отмечена в Алмалинском районе, минимальная (3%) – в Алатауском районе.

Blog post image

Источник: Агентство РК по статистике

Алматы является лидером не только по количеству клиник, но по доходам получаемых от оказания стоматологических услуг и количеству санированных человек (т.е. обслуженных)

Таблица 1. Доходы организаций здравоохранения от стоматологических услуг в 2011 г. в разрезе регионов, тыс. тенге

РК

11 912 691,4

г. Алматы

2 723 028,7

г. Астана

1 329 547,2

Костанайская

1 115 137,8

ВКО

1 108 383,8

Карагандинская

846 446,3

Павлодарская

793 051,1

Атырауская

584 347,0

ЮКО

535 933,8

ЗКО

532 870,4

СКО

464 374,4

Жамбылская

452 092,9

Актюбинская

345 932,9

Мангистауская

313 731,0

Алматинская

293 299,2

Акмолинская

284 520,6

Кызылординская

189 994,3

Как показывает Таблица 1, порядка 23% всех поступлений от оказания стоматологических услуг приходится на Алматы, на Астану – 11%, ВКО – 9%.

Чаще всего пациенты в г. Алматы обращаются в частные стоматологические поликлиники (Таблица 2).

Таблица 2. Количество пациентов, получивших стоматологические услуги в 2011 г

Число санированных, всего, человек

в том числе самостоятельными стоматологическими поликлиниками, человек

Число лиц, получивших протезы, всего

в том числе в самостоятельных стоматологических поликлиниках, человек

РК, всего

1 919 848

917 152

170 582

143 678

Клиники в государственной собственности

г. Астана

50 314

21 115

2 889

2 417

г. Алматы

111 315

49 772

3 606

729

Клиники в частной собственности

г. Астана

40 520

30 366

11 451

11 079

г. Алматы

158 578

132 178

19 610

17 575

За оказанные стоматологические услуги население платит в основном само за себя (70%), 23% – покрываются за счет бюджетных средств и только 7% за счет предприятий, т.е. за счет соцпакета компаний и медицинской страховке.

Blog post image

Источник: Агентство РК по статистике

 

Цены на услуги

Анализ динамики индекса цен и тарифов на стоматологические услуги показывает непрерывный рост цен на стоматологические услуги не только в гг. Алматы и Астана, но и в целом по Казахстану. Однако наибольший рост цен наблюдается, конечно, в Алматы.

Blog post image

Источник: Агентство РК по статистике

Так за период с 2005 по 2011 год цены на услуги выросли в 4,6 раза, в Астане – 3 раза, по РК – 2,5 раза (рисунок 4). По данным Агентства РК по статистике, средняя цена на стоматологическую услугу на 2011 году составила 1520 тенге за одну процедуру. Однако следует учитывать, что сама стоматология состоит из различных областей (имплантация, хиругрия, протезирование, ортодонтия, терапия), в каждой из которых цена изменилась по-своему.

 

Blog post image

Источник: Агентство РК по статистике

В виду того, что официальные статистические ведомства не ведут подробную разбивку по стомуслугам, используются данные участников рынка. По результатам такого опроса участников, проведенного Bisam Central Asia, средняя стоимость стоматологических услуг составляет 52 152 тенге – ортопедия, 12 083 тенге – гигиенические процедуры, 6694 тенге – терапия, 5975 – удаление, средняя стоимость услуг по лечению кариеса по городу Алматы составляет 1566 тенге – стоимость первичной консультации, 6226 тенге – пломбирование, 6562 тенге – вторичное пломбирование.

Blog post image

Источник: Деловой журнал National Business

 
Тенденции в предпочтениях потребителей

Предложение в целом не отстает от спроса, однако существует потребность в более дешевых гигиенических услугах и, особенно в более дешевых услугах по ортопедии и имплантации.

Большинство потребителей чувствительно к цене и на услуги, и на материалы (собственного производства в Казахстане нет), которая постоянно растет. Эта категория пациентов, составляющая примерно 90% от общего числа, находится на обслуживании у стоматологических клиник и кабинетов среднего уровня. Среди наиболее часто посещаемых стоматологических учреждений лидирует мелкая частная стоматологическая клиника, куда обращается около 48% населения, почти вдвое меньше процент посещения крупной специализированной клиники (20%).

Однако клиенты крупных специализированных клиник предъявляют все более высокие требования к оказываемым услугам. Тому есть несколько подтверждений. Во-первых, потребительские предпочтения отражают приоритетность квалификации врачей, за которой следуют уровень технической оснащенности и уровень обслуживания клиник, и только потом – цена услуг, удобное географическое расположение и др. Во-вторых, важным сдвигом в потребительском поведении является возросшая частота обращений: по некоторым данным треть пациентов посещает клиники дважды в год или чаще. При этом только 54% обращаются за минимальным лечением (кариес, удаление). Остальные потребляют более сложные и дорогие услуги: имплантология, новейшие методы съемного протезирования, эндодонтия (лечение корней зубов), заболевание слизистой оболочки полости рта и пародонтология.

Но особенно стремительно возросло потребление продуктов и услуг эстетической стоматологии: от элементарной процедуры по отбеливанию до объемной работы по изменению прикуса зубов. Чем вызван рост? Прежде всего, осознанием важности здоровья полости рта как фактора здоровья всего организма (пищеварения, почек, нервной системы и пр.). Рост благосостояния и удовлетворение базовых потребностей населения, согласно пирамиде запросов, влечет за собой повышенное внимание к здоровью, в данном случае – комфорту и качеству потребления пищи, а также комфорту в общении. Та часть населения, что двинулась в цепочке потребностей дальше, воспринимает оральную эстетику как важную составляющую стиля жизни. Сегмент растет, как и салоны красоты, фитнеса и т.п.

Но главную роль в потребительском буме, безусловно, сыграла динамика развития самой коммерческой стомпрактики, ее рыночность. Именно заинтересованность самих клиник в продвижении все новых и новых услуг, материалов, оборудования привела их к настоящей клиентоориентированности.

Участники рынка

На сегодняшний день основными игроками на рынке стоматологии (по городу Алматы) можно следующие клиники:

  • Daris TTE
  • Dent-Lux
  • «ДИВА»
  • «Орбита»
  • «Рахат»
  • «Альфа-Стом»
  • Perfect Stom
  • «Ультра»
  • Royal Stom
  • SPclinic
  • LUX EST
  • «Версаль»

С точки зрения позиционирования и целевых аудиторий довольно условно выделяются три группы игроков. Это - современные клиники, ориентированные на элиту и средний класс. Они оказывают полный спектр услуг с высокой добавленной стоимостью, сердцевиной которых являются имплантология, лечение корней, протезирование и пломбирование сложными современными материалами наряду с эксклюзивным сервисом – не только люкс-помещение, но и различные услуги, позволяющие пациенту видеть и «участвовать» в реставрации (внутриоральные камеры), пломбировании корневых каналов и т.п.

Второй тип - клиники, ориентированные на средний и предсредний классы, где также могут предоставлять большинство из вышеперечисленных услуг, но по более скромным ценам и без люкс-сервиса. Также решаются вопросы договоров и минимальных гарантий.

И третья, самая многочисленная группа игроков, – это мелкие и крупные клиники, а также полулегальные стомкабинеты, обслуживающие основную часть населения.

Косвенно о численности этих групп игроков можно судить по распределению реализуемых стоматологических установок (кресел). Согласно оценкам основных поставщиков («Луч», «Бану», «Профидент-Сервис» и др.), доля «элитных» установок производства США и Западной Европы (Sirona, Kavo стоимостью до 80 тыс. долл.) занимает не более 5%; современных установок среднего класса (Чехия, Словакия), или западного производства облегченной комплектации, чья стоимость не превышает 15 тыс. долл., – 20%, в то время как 75% процентов поставок – это дешевые установки производства Китая, Бразилии, Аргентины стоимостью 3-5 тыс. долл.

Соответственно, сегодня в Алматы насчитывается около 5-10 клиник VIP или очень высокого класса, 20-30 клиник хорошего современного уровня. Остальной же рынок (свыше 150 клиник) представлен довольно скромными по уровню практиками, и теми, кто расположен в малоприспособленных помещениях, и даже на дому.

С точки зрения более или менее отчетливых стратегий и моделей развития бизнеса на рынке Алматы уже выделились сети (Дент-Люкс), крупные специализированные стоматологические клиники с большим числом установок в 1 клинике (Рахат, Орбита), маленькие «бутиковые» центры имплантаций и эстетики (Альфа-М), стоматологические центры известных специалистов (Даррис ТТЕ). Есть клиники со смешанными или неопределенными моделями бизнеса Profident, HalykStom, Bavi, Шипа-Дент и др., но также активные в наращивании мощностей.

 

А вы почему к своему стоматологу ходите? По рекомендации, привычке? Какая клиника самая крутая? Расскажите, это интересно :)

 
13