Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
06:20, 26 сентября 2012

Фолк живёт в каждом

Мухтар Суннатов: Создатели музыкального эфира принижают народный вкус

Blog post image

Восприятие народной культуры во многом происходит благодаря музыке. В последние годы в мире получает распространение соединение фольклора с современными стилями. Это позволяет приблизить народную музыку к более широкой аудитории. Среди казахстанских музыкантов, работающих в этом направлении, выделяется Мухтар Суннатов, создатель группы «Дара». Основным стилем для него стал этнофьюжн. Сейчас он готовит к изданию новый альбом «Тюркский джаз».


- Мухтар, насколько легко соединять казахский фолк с джазом?

- Здесь нужно действовать очень осторожно. Важно не задавить казахскую мелодику, народный дух. Вообще к исполнению любой народной музыки нужно подходить очень трепетно. Например, алматинская группа Magic of Nomads, работающая в этом стиле, играет очень профессионально, но, на мой взгляд, немного увлекается экспериментированием. Когда исполняешь старинную песню, очень важно не нарушить её глубинную красоту.

- Что вы представляли, когда писали свою этноджазовую композицию «Жибек жолы»?

- Я представлял караван, идущий по степям и пустыням, изнывающий без воды, подвергающийся нападениям разбойников. Но этот караван шёл, несмотря ни на что. Я считаю, что это очень сильный образ, который вдохновлял многих музыкантов. Достаточно вспомнить «Караван» Дюка Эллингтона.

- Вы верите, что народная музыка живёт внутри каждого человека?

- Я убеждён в этом. Особенно это относится к музыкантам. Например, алматинский джазовый пианист Виктор Хоменков удивительно тонко чувствует казахский фолк. Недавно мы записали с ним композицию «Мама», и она получилась очень казахской по духу и содержанию. Во мне любовь к народной музыке проснулась, когда я начал играть в группе «Аркас» после окончания Чимкентского института культуры. Мы исполняли песни Калдаякова, Тлендиева, и в то время большое влияние на меня оказало творчество Талгата Сарыбаева. В первом концерте «Аркаса» все аранжировки сделал он. После этого я серьёзно увлёкся фолком. И даже в современных эстрадных вещах, которые я пишу, чувствуется казахская мелодика.

-  Во многих странах мира наблюдается разделение радиостанций по жанрам. Можно ли с помощью радио формировать и развивать музыкальный вкус людей?

- Безусловно. Например, в большинстве стран есть радиостанции, посвящённые джазу. Но если у нас такого радио нет, значит, кто-то этого не хочет. Люди, которые определяют эфир, часто думают: «Народ это не поймёт». И мне всегда становится обидно – почему они принижают народ? Они говорят, что это - не коммерческая музыка. Но многие воспринимают музыку не по её коммерческой составляющей, а по красоте. Они способны анализировать. Очень часто коммерческая музыка, где соединяются два притопа и три прихлопа, отталкивает слушателя. Я убеждён, что наши люди достойны того, чтобы слушать качественную, красивую музыку, и она способна трогать их души.

- Вы создаёте оригинальный музыкальный продукт с казахским характером. Что вам говорят, когда вы предлагаете его радиостанциям?

- Они говорят, что это «неформат». Я пытаюсь работать в жанре поп-музыки. Сейчас сотрудничаю с певцом из Киргизии Марселем. Мы сделали песню в стиле ритм-энд-блюз «Пока, пока». Он записал её в Питере. Это единственная моя вещь, которую сейчас крутят на радио. Я сотрудничаю с поэтом Бахтияром Албани. Мы уже написали три песни и сейчас ищем исполнителей для них. Что касается телевидения, то вместе с Нургуль Нугумановой и группой «Дара» мы сделали два клипа. Но для их ротации на телевидении нужны немалые средства.  C Нургуль я сейчас, к сожалению, не работаю, играю инструментальную музыку, работаю с молодыми музыкантами. Среди них талантливая певица Диана Панаргалиева, её псевдоним Джанина. Мне нравится работать с молодыми, потому что я чувствую энергетику, которую ощущал в молодости. Мне нравятся те, кто предан своему делу.

- В эфире наблюдается засилие форматов. Как в связи с этим вы продвигаете свою музыку в стиле этнофьюжн?

- Для таких музыкантов, как я, очень подходит интернет. Это доступный способ для тех, кто не может достучаться до слушателя через эфир. Телевидение не ищет оригинальной музыки, в итоге на экране звучат похожие друг на друга исполнители. Поэтому телевизор я фактически не смотрю.

- Участвуете ли вы в фестивалях?

- Я записал альбом с астанинской кобызисткой Жанар Джусуповой, она представляет его на фестивалях. К сожалению, у нас недостаточно фестивалей, на которых бы звучал фолк и смешанная народная музыка. Я выезжал на год в Москву, чтобы показать там свою музыку. Мы сделали три казахских концерта: в Союзе композиторов, в значимом для джазовых музыкантов клубе «Китайский Лётчик Дао Джа», а также в клубe Blackberry. Публика хорошо их встретила. В том числе я выступал с прекрасным музыкантом, бывшим алматинцем Талгатом Хасеновым, который прекрасно владеет не только клавишными, но и многими народными духовыми инструментами. Мы играли казахский фолк, соединяли его с джазом. Я, кстати, познакомил Талгата с Батырханом Шукеновым, и они стали сотрудничать. Мне бы очень хотелось продвигать казахский фолк и этнофьюжн в России и на Западе, нельзя вариться в собственном соку. Но пока я не вижу предпосылок к тому, чтобы у нас что-то изменилось по отношению к такой музыке. Тем не менее надо ощущать, что жизнь прекрасна, несмотря на все сложности. И я продолжу своё музыкальное движение в выбранном стиле подобно древнему каравану на Великом шёлковом пути. Эти караваны проходили и через Алматы, и через мой родной город Туркестан, который в древности назывался Яссы. Этот удивительный образ научил меня двигаться вперёд, не сдаваясь.

 

Олег БЕЛОВ

Фото автора

Аргументы и факты Казахстан, №39, 26.09.12

1
865
2