05:56, 24 сентября 2012

Дорогой к Маркаколю - Легенды Казахстана (день четвертый)

Рассвет в Зайсане застал нас внезапно. Казалось только повалился спасть как убитый и уже снова собираться в путь. Нам предстояло пройти около 350 км от Зайсана до Маркоколя. Небольшой участок маршрута и по плану мы должны были прибыть на самое красивое озеро Казахстана еще днем в 15:00. Теперь немного о городке где мы вчера остановились. Зайсан довольно крупный и старый город. Он основан аж в 1868 году, как важная станция на пути почтовых перевозок. В гостинице где мы жили останавливается большое количество дальнабойшиков. Откровенно говоря она мне не очень понравилась при том, что берут там 4000 с человека в сутки. Зато приятно удивила архитектура города Зайсан. Старые здания тут сочетаются с новыми постройками и необычной городской скульптурой. После недавнего землетрясения в городе были отстроены новые здания и теперь он в целом выглядит современнее.

Здание гостиницы выглядит вполне новым, но вот качество сервиса там не соответствует цене за проживание.

Зато это первое с Алматы место где я увидел подстриженный газон во дворе.

В городе есть даже арычная система, которой как известно обладает далеко не каждый город Казахстана.

Из памятников архитектуры встречаются тут остатки бакалей, усадеб.

Рядом стоят новые и свежевыкрашенные здания: акимат, школы, гостиницы и прочее. Центральная улица города практически вся засажена цветами вдоль дороги.

Городок можно назвать маленькой Астаной ведь тут есть свой Байтерек, Монумент Независимости и прочее. К тому же центральная улица необычайно чистая для небольшого провинциального городка.

Скульптура и памятники тут тоже представляют интерес. Монумент павшим в ВОВ располагается рядом с новой мечетью. Вдоль улиц видны цветы, в живом, так и в скульптурном исполнении.
Вообще городок интересный и его стоит посетить проезжающим на озера путникам. Единственный минус состоит в том, что город находиться в нескольких десятках километров от озера, так что выйти утром из гостиницы и искупаться у нас не получилось. В результате из-за плотного графика мы вообще не посетили Зайсан.

Дорога постоянно преподносила нам новые сюрпризы. От Зайсана долгое время мы ехали по хорошей трассе. Из окна открывался прекрасный вид на равнину. Желтая трава клонилась к земле под сильными порывами ветра. Ветер пел нам в уши красивую и заунывную песнь о красотах, которые наш ждали впереди.

На пути у нас лежал Иртыш, а точнее та часть бассейна этой реки которая называется Черный Иртыш. Приток одной из великих рек Сибири имеет характерный темный отенок воды, из-за размытия берегов и попадания почвы в реку. Спокойная гладь широкой реки уходила далеко за горизонт. Мы пересекли мост и бросили последний взгляд на спокойную, величественную реку.

Довольно примечательное село Буран встретилось нам по пути на юг. В небольшом селе есть церковь, мечеть и остатки какого-то завода. Местный аким подсказал нам дорогу до Мраморного перевала, где свой путь мы должны были продолжить по старо-австрийской дороги.

За окном видны первые предгорья Тарбагатая. Далекие вершины притягивают к себе наши взгляды и мы понимаем, что впереди нас ждет резкая смена климата. Горы и скоро пройдем Мраморный перевал – ворота на Алтай.

Вдалеке виднеются пики Кызыл тау. Красные норы прорезают линию горизонта и делят на темное пятно земли и голубые небеса. Облака белым одеялом накрывают горы пряча  от нас далекие и еще более высокие вершины. Так мы пронеслись мимо Карачилика.

На небольшой поселок словно огромная волна цунами наступает песчаная гора. Пески Аккума являются удивительным и уникальным природным сооружением возведенным за тысячи лет эрозии самой природой. Пески неминуемо и неотвратимо постепенно, почти не заметно наступают на селения и степь лежашюю под ними.

Огромные дюны будто вековые горы возвышаются над окружающим ландшафтом. Кажется, что они движутся и поглощают все больше территорий. Смотря в ту сторону невольно замираешь от экзотичности пейзажа и кажется будто чувствуешь на своем лице жаркий ветер поднимающий пыль над этими песками.

В этом месте открывался замечательный вид на холмы, барханы и дорогу ведущую к подъему на Мраморный перевал.

Всего в четырех километрах от нас проходила граница с Китаем. Ограждения преграждало путь в зону пограничного контроля. Граница проходила, как раз за дюнами.

На пограничном посту нашу команду остановили и устроили проверку документов. У нас все было в порядке и мы быстро проехали пост. В этом регионе есть большое количество не только контрабандистов, но и охотников за червями. Да, да именно так за червями. Дело в том что на соседних склонах под камнями живут красные дождевые черви, которых китайцы используют как особо ценное лекарственное средство и приправу к пищи. За киллограм таких червей дают до шести тысяч долларов, так что в местные горы часто наведываются охотники до легкой наживы как, с одной, так и с другой стороны границы.

Кстати сотовая связь тут работала, только это был роуминг китайского оператора. Связь была примерно по триста тенге минута, поэтому звонить домой никто не  решился. Близость китайской границы и спутанные в пути мысли давали о себе знать. В голове участников нашего экипажа зародился безумный план, повернуть колонну на восток и двинуться в сторону Пекина. Рассчитывая на эффект неожиданости мы планировли захватить власть в народной республике. Был назначен даже император нового Китая – водила нашго экипажа, юморной и ни когда не унывающий мужик – журналист газеты «Колеса почитать» Евгений Каримов.

(во время съемки этого кадра мой фотоаппарат Samsung NX20)

Забираясь на Мраморный  перевал перед нами открылся чудесный вид на ущелье, соседний хребет и пески Аккума вдалеке. Красота этого величественного места заворожила нас. Почти 2000 км пути позади и нам предстоит еще долгий путь. Сейчас не время думать об этом ведь смотря вдаль забываешь обо всем и наслаждаешься красотами которые мы уже прошли..

Мраморный перевал представляет собой живописный маршрут. Каменистые горы здесь заросли зеленью. В них видны белые вкрапления – это и есть мрамор. Этой породой богаты отроги Тарбагатая.

Мрамор блестит под солнечными лучами. Здесь не очень хорошая дорога – грунтовка, но от красот окружающих нас невозможно отвлечься и мы не замечаем кочек и подскоков.

Старо-Австрийская дорога построенная в 1915-1916 году австрийскими военнопленными проходит через Мраморный перевал, хребет Тарбагатая, Маркоколь, до долины Катон-Каргай. Проложенная через живописнейшие места Казахстанского  Алтая она и сегодня остается важным связующим звеном в транспортной системе нашей  страны. Извилистая грунтовка с многочисленными опасными поворотами, мостами через горные реки и конечно же красивейшими видами вокруг.

Старые лесовозы проезжают по  Старо-Австрийской дороге. Этим машинам привычно проходить не простую грунтовку, но и наши Туареги справляются хорошо. Серпантин таит опасности но ведет к красивейшим местам региона.

Проезжая по этой дороге задумываешься о том сколько судеб искалечило ее строительство. Нет, конечно понятно, что это военнопленные, но все же перед глазами встают картины тяжелого труда австрийских солдат. С другой стороны благодаря их  труду мы теперь можем проехать по этим живописным местам.

Колонна наших автомобилей выстроилась у обрыва. Теплый ветер с востока доносит до нас запах пустыни. С севера же чувствуется хвоя и горные леса.

Пройдя через перевал мы наконец доехали до казахстанской части Алтая. Природа вокруг поменялась кардинально. Если последние несколько дней мы могли наблюдать желтые степи и черные горы, то сейчас "балом правили" все оттенки зеленого. Светло зеленая трава, темно зеленые кусты и изумрудно-зеленые ели на склонах.

Деревья возвышались на десятки метров над нами образуя густой зеленый лес. Бескрайние долины с быстрыми горными реками и выглядывающим из-за облаков солнцем представляли собой впечатляющие зрелище на фоне констраста с песками Аккума.

Живописные долины Алтая только начинали открывать нам свои красоты, но мы уже были покорены ими.

Вот уже видно озеро Маркоколь. Один из красивейших водоемов в Казахстане Выглядит с вершины гряды как большой бассейн. Голубая гладь вод отражает окружающие его горы. На вершине начинается Урукхайка деревенька которая лежит вдоль берега озера.

Деревенька названа по легенде в честь ее основателя деда Урукхая. Такая же история и с озером. Дело в том, что у этого деда был любимый барашек которого звали Марко. В честь него и было названо озеро.

Поляна перед озером заставила меня долго стоять с открытым ртом. Райская красота этого места поразила даже бывалых путешественников в составе экспедиции. Насыщенная зелень поляны, голубизна озера и синеющие вдали горы. Все это место представляло собой идеалистическую картину.

Небольшая речушка текущая через деревню впадает в озеро образуя живописное русло. Берега озера слегка подтоплены, но это не мешает нам подойти к кромке вод.

Мы не могли оторвать взгляда от озера. Красоты местной природы необыкновенно сильно влияют а всех кто здесь живет или просто приезжает сюда. Находясь здесь чувствуешь себя частью этой природы, бесконечно малой песчинкой без которой все же не может существовать этот мир ведь они взаимодополняют друг друга.

Мы расселились по домам местных жителей. Ужин нам приготовила заботливая хозяйка одного из них - Марья. В целом это типичное алтайское село. Цены на то, чтобы снять дом составляют примерно 2 тыс тенге. Плюс еще около тысячи за завтрак и ужин с человека. Пока, что это самый дешевый из встретившихся нам вариантов отдыха, главное сюда добраться. Местные красоты стоят того чтобы их посетить.

В селе есть даже школа с компьютерным классом и интеренетом Здесь учатся до девятого класса, доучваясь уже в городе. Также есть детский центр для дошкольников. Село живет своей жизнью и не сказать, чтобы они бедствовали. С другой стороны зарплаты здесь тоже не высокие. Местные надеются, что развитие туризма поможет и равитию села в целом, росту уровня жизни здесь.

Так закончился наш четвертый день. Далее наш ждала дорога на северо-восток в сторону границы с Россией, горы Белухи и курорта Рахмановские ключи.