• 12563
  • 11
  • 3
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Корни проблем профориентации и как ее решить?

Каримов Жантуре Темиржанович, руководитель Центра выбора профессии


Рынок труда и компании города нуждаются в грамотных и самостоятельно мыслящих специалистах, однако трудовые ресурсы не удовлетворяют этим требованиям. Профессиональные учебные заведения (ПТЛ, колледжи, ВУЗы) не планируют подготовку специалистов для нужд рынка труда. Студенты учебных заведений делают выбор своей будущей специальности по случайным факторам (возможность получения гранта, под влиянием близких людей, престижности профессии в зарплатном выражении, возможности получения любого диплома – для дальнейшего трудоустройства). Возможности реализации своих внутренних потребностей для получения профессии редко рассматриваются, а принципа востребованности профессии для удовлетворения нужд экономики региона вообще нет речи. Для решения всех этих вопросов высока необходимость наличия подготовленных современных психологов-профориентаторов и требуются обучающие материалы. И в то же время в учебных заведениях не готовят специалистов профориентационного направления, нет преподавателей, методик, опыта работы в этом направлении.

В государственной программе развития  образования Республики Казахстан до 2020 г. конкретно указано, что система профориентационной работы в образовании утрачена. Потому существующую на нынешнем этапе проблему рынка труда и отдельных отраслей экономики мы рассматриваем в отсутствии системной профориентационной работы. Мы считаем, что это связано со следующими факторами:
  • В советский период развития образования в Казахстане профориентация существовала без собственной учебной и методологической базы, а также подготовки специалистов. Основой работы  являлись  приказы, распоряжения, инструктивные письма исходящие из тогдашнего центра – Москвы. После же создания независимого государства упор был сделан на тезис, что рынок сам отрегулирует свои потребности, в том числе и потребности в подготовке кадров.
  • За период нахождения государства и общества в транзитном состоянии не было возможности заниматься решением профориентационных проблем в экономическом, социальном, идеологическом плане. И это привело к тому, что личностная проблема выбора профессии стали приобретать не только социальный характер, а постепенно имеют тенденцию перерасти в национальную проблему.
  • На личностном уровне неопределенность человека в выборе будущей профессии может привести к психологическому дискомфорту. Неправильный выбор профессии становится причиной неудовлетворения личности, что приводит к  появлению социальных проблем.
  • Усугубление этой проблемы может привести к асоциальному поведению: иждивенчеству, тунеядству, алкоголизму, наркомании, и вследствие всего этого тяга к преступной деятельности.
  • Существующий рынок труда и созданный современный рынок образования разбалансированы. Подготовка кадров в профессиональных учебных заведениях ведется без учета нужд экономики.
  • Существует огромный дисбаланс в необходимых и в выпускаемых кадрах начальной, средней и высшей профессиональными школами.
  • Характер национальной проблемы неправильный выбор профессии начинает осознаваться в связи с тем, что вводимые в экономику регионов новые производственные и промышленные мощности оказываются без кадрового обеспечения.  Элементарной причиной этого является нехватка необходимых специальностей  для этих отраслей,  навыков работы у самих специалистов, и как ни странно незнание о существовании новых специальностей.

В связи с этим выявлен следующий перечень проблем, мешающие  полноценной профориентационной работе со школьниками:

1. Неопределенность цели профессионального самоопределения на уровне государственной власти. К сожалению, в стране до сих пор отсутствует продуманная кадровая политика, основой которой должна быть школьная профориентация.

2. Отсутствие в стране общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха. Общество в целом, и государственная власть в частности, слабо заботится о культивировании (пропаганде и соответствующим моральным и материальном стимулировании) настоящих подлинных героев. Моральные и профессиональные качества многих современных «героев», с которых берет пример не малая часть молодежи, вызывают множество сомнений.

3. Отсутствие в обществе общепринятой элиты, способной свои лучшие качества и таланты направлять на служение обществу (решать реальные проблемы, мешающие нашему развитию).

4. Недостаточная смелость представителей психолого-педагогической науки, часто не желающих рисковать, обращаясь к сложным проблемам профессионального самоопределения.

5. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.  Например, слабо используется опыт социологов, экономистов, философов, а также богатый опыт священников, журналистов, представителей искусства и других.

6. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентации. Даже введение предпрофильной подготовки и профильного обучения не решает эту проблему. Все это не позволяет многим школьным психологам в полной мере заняться совершенствованием содержания этой важной работы.

7. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся. В лучшем случае они обращаются к психологу-профконсультанту в аварийном порядке, когда для серьезных размышлений остается мало времени, и школьнику не остается возможностей спокойной и постепенно созревать для самостоятельных и осознанных решений.

8. Слабое внимание к школьной профориентационной работе различных социальных институтов (кадровых служб фирм и организаций, работников многих ВУЗов и колледжей, медицинских и правоохранительных учреждений и т.п.). Между тем именно системная работа, с вовлечением в нее всего общества (в лице разных социальных институтов) может вывести профориентацию на качественно новый уровень развития.

9. Явный недостаток новых методик, активизирующих самоопределяющихся школьников, побуждающих их к развитию своих талантов и самореализации на благо своей страны и всего общества.

В рамках исследования вопроса необходимости создания профориентационных структур был проведен опрос избранных целевых потребителей. Исследование позволило выявить отношения к профориентационным услугам. Основной целью анкет было определение потребностей школьников в услугах профориентации, выявление их личностных качеств, способностей и склонностей, при подборе профессий для школьника.

В анкетировании участвовали 129 родителей и 199 школьников.

1. Анкета родителей

При анализе ответов видно, что подавляющее большинство родителей (106 из 128 или 82,2 %) задумывались о будущей профессии своего ребенка. При этом 108 родителей, или 83,7 % обсуждали выбор будущей профессии со своими детьми. Это очень высокий показатель, который говорит о том, что проблема профессиональной ориентации школьников является очень важной для родителей.

На вопрос о желательности открытия Центра профориентации при Дворце школьников ответили 122 из 129 родителей, заполнявших анкету. За открытие Центра высказались 92 чел. или 75,4 %, против – 9 чел. или 7,4 %, а затруднились ответить 21 чел. или 17,2 % от общего числа родителей.

Таким образом, идея открытия Центра профессиональной ориентации получила поддержку большинства голосовавших родителей. Это говорит о востребованности такого Центра среди родителей и поддержке его создания.

В разнообразной помощи со стороны Центра профессиональной ориентации нуждаются подавляющее большинство родителей, ответивших на этот вопрос (114 чел. из 124 или 91,9 %). При этом заявили о том, что не нуждаются в помощи только 7 чел, а еще 3 человека не знают того, какую помощь они хотят получить. Таким образом, родителей, желающих получить помощь по профориентации намного больше, чем считающих, что при Дворце школьников нужен Центр профориентации.

 

Большая часть родителей считает, что их дети до окончания школы должны овладеть основными навыками своей будущей профессии. Обязательным владение навыками своей будущей профессии к моменту окончания школы признали 82 чел. из 125, ответивших на этот вопрос, или 65,6 %. Еще 28 родителей, или 22,4 % от их числа думают, что их дети должны овладеть основными навыками своей будущей профессии, но это не обязательно. И только 6 человек (4,7 %) считают, что детям не нужно иметь каких-либо навыков будущей профессии к моменту окончания школы.

 

Большая часть родителей (78 чел. из 125 или 62,4 %) считает, что их мнение может повлиять на выбор профессии их детьми. 27 человек, или 21,6 % уверены, что их мнение обязательно будет влиять на выбор профессии детьми, а 18 человек, или 14,4 % признают, что их мнение не будет иметь значения для ребенка при выборе им профессии.

 

2. Анкета школьников

Большая часть детей, ответивших на вопросы анкеты, были девочками (119 чел. из 199, или 59,8 %). Возраст детей, ответивших на вопросы анкеты, был от 6 до 18 лет и они были учениками с первого по одиннадцатого классов. Среди учащихся преобладали девятиклассники (88 из 192 чел., указавших в каком классе они учатся, или 45,8 %), шести- и восьмиклассники (по 24 чел., или 12,5 %), одиннадцатиклассники (19 чел., или 9,9 %) и семиклассники (10 чел. или 5,2 %). Количество учащихся каждого из первых пяти классов не превышало 6 человек. Поэтому их мнение не оказало большого влияния на общие результаты анкетирования.

О выборе будущей профессии задумывались 144 учащихся из 196, ответивших на этот вопрос, или 73,5 %, т.е. подавляющая часть детей. В то же время 41 человек или 20,9 % не думал о будущей профессии. При этом активно думать о выборе профессии школьники начинают с 7 класса. Однако, в старших классах существует пассивное меньшинство, порядка 15 %, которое не думает о выборе профессии до конца учебы в школе.

 

Хотел бы ты, будучи школьником, научиться некоторым навыкам своей будущей профессии.  Подавляющее большинство (163 из 190 человек или 85,8 %), ответивших на этот вопрос, сказали твердое «да», только 17 человек или 8,9 % не знают, хотят ли они этого, и лишь 8 человек или 4,2 % сказали «нет».

вопрос о желательности создания Центра профориентации во Дворце школьников ответили 196 учащихся из 199, заполнивших анкету. В пользу создания Центра высказалось 135 человек или 68,9 %, «нет» сказали 8 человек или 4,1 %, а затруднились с ответом 50 человек или 25,5 %.

Таким образом, идея создания Центра профессиональной ориентации получила поддержку большинства учащихся. Более низкий процент поддержки этой идеи со стороны учащихся объясняется гораздо большим процентом затруднившихся ответить (17,2 % родителей и 25,5 % учащихся). При этом процент высказавшихся против этой идеи среди родителей (7,4 %) выше, чем среди учащихся, даже при вычете не определивших свое отношение к Центру.

Исходя из имеющихся проблем мы  видим необходимость систематизировать всю профориентационную деятельность – с дошкольного учреждения по выпускной  класс школы. Продолжить профориентацию на этапе поступления в профессиональные школы  (ПТЛ, колледж, ВУЗ), окончания учебы и трудоустройства выпускников в целях развития и сопровождения карьеры. Таким образом, профориентационная работа будет является вертикалью системы комплексной подготовки кадров.

Бурный рост развития экономики страны открывает беспрецедентные возможности для образовательной сферы, готовящих конкурентоспособные личности и специалистов для различных отраслей экономики Республики. Услуги в области профориентации – будет одной из наиболее быстро развивающихся направлений образования в Казахстане.

Миссия Центра выбора профессии - определении образовательной и профессиональной траектории школьников, студентов и молодых выпускников профессиональных учебных заведений, помогатья получить максимальные выгоды в построении карьеры, посредством инновационных прикладных методик профориентационного обучения

Стратегия Центра выбора профессии состоит в том, что он стремится обучать не только посещающих занятия слушателей, но и работать с актуальными потребителями: профессиональными учебными заведениями, в качестве поставщика обучаемого контингента.

Рассматривая проект профориентационной деятельности в г. Алматы, необходимо учитывать особенности данного региона, как одну из точек роста экономики Казахстана. Алматы представляет собой самый значительный по размерам, экономически процветающий регион в стране. Согласно данным переписи  2009г., население города составляет   1 475 000 человек, что делает его первым по величине городом Казахстана. Диверсификационная экономика города обуславливает устойчивый бизнес климат. Экономическая база непрерывно расширяется. В городе насчитывается около 200 школ, 8 ПТЛ, 55 колледжей, 63 ВУЗа, из них 5 военных.

При изучении проблемы первое время было посвящено анализу вторичной информации советского опыта профориентации. Кроме того, велись попытки исследования зарубежного опыта, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. В этом плане интересен японский опыт профессиональных проб, но его невозможно реализовать из-за привязки к ментальности населения Японии и сложности материально-технического обеспечения. Идеален американский проект «Город как школа» и его европейская модель «Продуктивное образование», которые основаны на принципе практикоориентированного обучения. Россияне изучив данный опыт тоже пошли по данному пути, и есть уже отдельные интересные наработки. Потому поставлена цель изучить американский и европейский опыт работы в качестве развития инновационной формы профориентационной деятельности.

Отдельно велись работы по изучению ВУЗовской системы образования для взаимодействия с образовательными учреждениями и профориентационного построения работы.

Идея создания Центра выбора профессии состоит в деятельности на рынке общеобразовательных услуг с инновационной формой профориентационной работы. Диагностика и тренинг – одни из наиболее востребованных видов психологической работы с молодежью в направлении профориентации, позволяющий выявить потенциал, формировать социальные навыки, создавать условия для личностного и интеллектуального развития. Кроме того, мы видим огромные возможности внедрения широкого спектра программных профориентационных продуктов на базе собственных оригинальных методик. Дальнейшее развитие комплексной системы профессиональной ориентации путем внедрения практико-ориентированного подхода для развития клиентов, поможет им извлечь максимальную выгоду из полученных знаний для построения образовательной и карьерной траектории. Центр выбора профессии планирует производить следующий комплекс услуг: профориентационное тестирование, личностные и профориентационные тренинги для успешного развития, профессиональные пробы в компаниях, профориентационные мероприятия, создание виртуальной школы Абитуриент, пополнение обучающего контингента профессиональных школ. Целевым рынком этих услуг являются: а) выпускники общеобразовательных школ; б) студенты профессиональных школ (ПТЛ, колледж, ВУЗ); молодые специалисты. Диагностика и тренинговые занятия будут проводиться в учебных  точках Центраи, профессиональные пробы в компаниях города.

На первом этапе деятельность по проекту будет осуществляться со школьниками 9 и 11 классов г. Алматы, по выявлению индивидуальных особенностей, склонностей, мотивов саморазвития, осуществления диагностики способности и мотивации к трудовой деятельности, выявление мотивов профессиональной направленности. В результате это позволит формировать правильное восприятие отношения к выбору профессии.

Подготовленный SWOT анализ будущей деятельности Центра выбора профессии позволил выяснить:

Сильные стороны

- единственный в Центральной Азии Центр выбора профессии работающий по инновационной технологии «Город, как школа»
- проведение совместных мероприятий, в форме социального партнерства, со школами, ВУЗами, колледжами, бизнес-структурами, государственными органами и т.д.
- большой сегмент потребителей
- стабильное экономическое развитие региона
- высокая заинтересованность партнеров в сотрудничестве
- организация управления направления деятельности по инновационным технологиям

Слабые стороны

- слабая информационная среда в области профориентации
- отсутствие ясности роли государства в профориентационной деятельности
- временное отсутствие базы клиентов
- ограниченность ресурсов
- ненаработанность имиджа Центра выбора профессии

Возможности

- имеются финансовые возможности клиентов и партнеров
- регулярная и цикличная востребованность в услугах профориентации населением и учреждениями образования
- значительный потенциал системы образования
- внедрение новых форм и методов контроля качества образования
- интеграция с глобальным образовательным пространством на всех его уровнях
-переход в фазу практического внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс

Угрозы

- отсутствие финансовых возможностей на первом этапе работы
- отсутствие на государственном уровне политики профориентации на длительный период
- отсутствие информации о деятельности системы профориентации для населения
- низкая эффективность освоения привлекаемых ресурсов
- дефицит эффективных механизмов управления профориентации и организация ее функционирования
- недостаточная мотивированность муниципальных властей в повышении качества образования
- неравномерное развитие образовательных систем муниципалитетов
- низкий уровень интеграции системы образования с региональной экономикой.

Решающие факторы успеха исходя из SWOT-анализа

1.            Использование технологии кросс-маркетинга

2.            Высокий уровень сервиса

3.            Организация работы по инновационным технологиям управления

4.            Применение программного обеспечения Телетестинг

Стержень стратегической концепции Центра выбора профессии создание учебных точек. Аудитории, оборудованные 10-15 современными персональными компьютерами, принтерами, проекторами и другими аудиовизуальными устройствами, будут местом проведения основной части занятий по профориентационному обеспечению. Значение учебных точек определяется тем, что подавляющее большинство потенциальных потребителей услуг Центра выбора профессии не имеет возможности встречи с профессиональными консультантами профориентаторами в других условиях. Следовательно, если Центр выбора профессии будет располагать необходимым для проведения тренингов оборудованием, он будет выполнять поставленные задачи профориентационного обучения клиентов.

Планируется запуск следующих продуктов, на первом этапе деятельности.

Продукт Тестирование

Тесты  профессиональной ориентации, проводимые компанией были разработаны в Центре тестирования и развития "Гуманитарные технологии» МГУ им. Ломоносова г.Москва,  и рассчитаны на определение интересов, возможностей, а также склонностей испытуемого к той или иной профессии. В базе теста заложено более 120 самых популярных и востребованных профессий нашего времени. Тест рассчитан помочь ученику выбрать подходящие именно ему профессии для поступления в колледж или ВУЗ.

Для того чтобы отследить результат и увидеть профориентационное  развитие подростка необходимо пройти последующие  тестирования через определенный период времени.

Продукт Тренинг

Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической практики. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизации творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростково-молодежном возрасте. Это не только период проблем и противоречий, но и время

повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальной открытости к новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте. Любой тренинг – процесс творческий, подразумевающий высокую степень новизны и неопределенности как для участников, так и для ведущего. Поэтому тренинг невозможно вести по шаблону, механически воспроизводя последовательность заданий. Ситуация, сложившаяся в конкретной группе в каждый момент времени,  будет универсальной, потребует проявления со стороны ведущего гибкого и творческого поведения, а также открытости жизненному и профессиональному опыту. Этим работа ведущего тренинга сложна, но этим же она интересна.

Продукт Профориентационные мероприятия

Все мероприятия разработаны по правилам ивента. Сам событийный маркетинг построен по принципам кросс-маркетинговых технологий, что дает возможность привлечь финансовые средства партнеров на проекты. Направления деятельности – профориентационные лагеря, привлечение абитуриентов  вузы, промоушн в торговых центрах для совместной целевой аудитории, дворовые игры и другие.

Продукт Профессиональные пробы

Разработаны направления - журналистика, педагогика, тимбилдинг, аниматорство и школа спасателей. Задача перечисленных направлений  практикоориентированный выбор будущих специальностей.

Помощь в этой работе окажут IT-разработки, которые широко вредряются в рекламном бизнесе. Центр выбора профессии планирует использовать два основных рекламных инструмента: сайт компании и социальную сеть. Компьютерные технологии сейчас позволяют выбрать пол и возрастную группу целевой аудитории; определить сектор образования: школ, ПТЛ, колледж или ВУЗ; выбрать только жителей,  определенного целью исследований, одного города, например Алматы. Приобретенный Центром рекламный робот  позволит сделать мгновенную рассылку в целевой аудитории, которая активно использует интернет и социальные сети. Рекламный посыл, созданный как видеообращение, позволяет доступно и доходчиво разъяснить школьникам и студентам как посещение Центра позволит им реализовать себя в жизни. Для этого Центр создает электронные списки проживающих в г. Алматы клиентов из среды школьников и студентов. Для них будет использована интернет рассылка рекламных материалов. Расписание занятий Центра выбора профессии будут рассылаться потенциальным клиентам в интернете ежемесячно.

Профориентационная деятельность предполагает осуществление межсекторного взаимодействия в форме социального партнерства: со стороны государственных структур – привлечение административно-управленческих ресурсов, со стороны неправительственных организаций и бизнес-сектора – квалифицированных специалистов в целях передачи профессионального опыта целевой группе проекта, развитие и укрепление социальных связей (информационных, коммуникационных, профессиональных), международных структур – в целях разработки конструктивных предложений по продвижению  интересов в области профориентации.

Потому запланирован ряд совместных действий в области маркетинга на имеющуюся целевую группу с партнерами  из бизнеса (совместные рекламные объявления, спонсорские мероприятия для ознакомления клиентов с новыми  продуктами профориентационного обучения). Цель совместных усилий – предоставление потенциальным клиентам дополнительной информации об услугах Центра выбора профессии и повышение его престижа. Центр планирует установить и развивать аналогичные взаимоотношения с другими поставщиками услуг на данную целевую группу по всем ивент программам: подростковый бизнес-инкубатор, конкурс арт-менеджмента и другие.

Основным  инновационным потенциалом предприятия на первый план выступает тезис синтеза некоммерческой и коммерческой составляющей. Она связана с актуальными вопросами, назревшими в обществе: «Как должны расходоваться государственные средства, чтобы приносить максимальную пользу обществу? В каком соотношении должно осуществляться некоммерческая и коммерческая деятельность, чтобы достигать максимального социального эффекта? Как при этом наиболее рационально расходовать ограниченные ресурсы общества? Как процедуры и инструменты маркетинга могут помочь в решении этих задач?». Задача обеспечения синтеза  некоммерческой и коммерческой составляющих предполагает не только их безболезненное «сосуществование», но также органическое сочетание и «взаимовыгодное» взаимодействие. Некоммерческая составляющая маркетинга нацелена на увеличение социального эффекта, что способствует созданию их позитивного образа в сознании не только потребителей, но и инвесторов. В свою очередь, коммерческая составляющая маркетинга, нацеленная на увеличение экономического эффекта (прибыли), способствует расширению материальной и финансовой базы некоммерческой деятельности. Синтез некоммерческой и коммерческой составляющих маркетинга   может обеспечить синергизм, который находит выражения в максимизации социального эффекта. В основе этого, синтеза  должна лежать непросто «арифметическая сумма» некоммерческой и коммерческой составляющих, а содержаться возможность достижения социального эффекта на новом качественном уровне.

Максимальный социальный эффект, достигается при наличии двух условий: синтеза некоммерческой и коммерческой составляющей деятельности, а также возникающей на этой основе синергизма.  Экономический эффект, должен быть высоким, что может способствовать повышению социального эффекта.

Успешная организация подобного профиля со временем вполне возможно организовать на крупные государственные вливания: гранты и дотации для некоммерческого сектора и финансирования сектора государственно-частного партнерства коммерческого сектора на развитие профориентации в социальной сфере.

Проект учитывает ресурсы и выбранные технологии, опирается на реальную ситуацию в г. Алматы, поэтому реален для выполнения. Он отражает запросы школьников, студентов, их родителей и специалистов, оказывающих помощь в профессиональном самоопределении; содержит в себе заинтересованность всех участвующих сторон. Положительный результат принесет как полностью, так и частично реализованный проект. Устойчивость проекта определяется появлением устойчивых социальных взаимосвязей между участниками и созданием инновационных социальных технологий профориентационной работы, созданием информационного пространства профориентации. Дальнейшая деятельность проекта предполагают работу на всех уровнях и этапах  профориентацонного направления, включая дошкольное образование, в общеобразовательных, в начальной, средней и высшей профессиональной школе, а также после завершения учебы выпускниками в трудоустройстве.

23 сентября 2012, 19:34
6643

Загрузка...

Комментарии

tehas
1
0
не читабельно...
Интересный пост. Но,времени все читать, к сожалению, нет. Было бы здорово объединить этот текст в короткое 5 минутное видео для удобства современного читателя. А в этом посту прозвучали рекомендации по решению этой проблемы?
Первоначальный материал был подготовлен для публикации в специализированном журнале, однако из-за актуальности темы, не дожидаясь выхода в свет, решили разместить на юви! Понимаем, что это не формат, но пока решили оставить в первоначальном виде. Благодарим за идею видео материла, у нас имеются технологии для этого, и в ближайшее время мы это реализуем.
Да такая проблема назрела давно! Все учебные заведения нацелены лишь бы набрать по количеству, т.е. набор еще раз набор!!! Правильно, без психологической службы, без направленности нам не помочь. Могу поделиться опытом нашей работы, вузу 17 лет и Центр у нас есть. Вашей идея очень интересная. Но все расплывчато! Хотите все охватить без конкретики!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
5 дек. 2016 / 15:19
  • 30434
  • 30
Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

ГПК содержит 505 статей, многие из которых написаны несколько сложным юридическим языком. Однако теперь понять их можно проще и без обращения к юристу.
RuSnake
6 дек. 2016 / 10:31
  • 11035
  • 0
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 10856
  • 71
Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

С 26 по 30 ноября в Алматы гостил известный европейский фотограф Ян Маклайн в рамках реализации совместного проекта с Казахстаном. Подробности не уточняются, однако ходят слухи о том, что этот...
Muchacho55
7 дек. 2016 / 18:29
  • 9483
  • 8
Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Как сообщают новостные порталы, в Нью-Йорке нашёлся бывший болашаковец Ержан Еликов, исчезнувший пять лет назад и всё это время не выходивший на связь с родителями. Да-да, это именно он, «тот самый».
openqazaqstan
вчера / 14:31
  • 7708
  • 23
Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Конечно, Алматы заслужил эту дорогу. Невзирая на все издержки, которые могут возникнуть. Заслужил и как крупнейший город Казахстана, и как субъект, формирующий своими налогами около четверти всех...
merurg
7 дек. 2016 / 12:35
  • 7485
  • 20
«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

Казнет уже которые сутки подряд обсуждает страшную аварию на трассе Астана – Боровое, где сошлись страшные мистические знаки и где из-за банальной человеческой безответственности гибли люди..
openqazaqstan
8 дек. 2016 / 13:14
  • 6713
  • 7
10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

Я почти год проработала в школе, и когда уходила оттуда, была самым счастливым человеком в мире. Тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
demonica
6 дек. 2016 / 17:21
  • 6430
  • 78
На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

О том, как масс-медиа раздула миф о казахстанских вундеркидов в розовый воздушный шар, пока его не проколола правда-иголка. Получается, что казахстанские дети не могут применить теорию в практике...
ardakzhurynov
7 дек. 2016 / 0:17
  • 5995
  • 36