Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
09:23, 06 сентября 2012

Подстрекательный аппарат

Итак, как же вышло, что обычный трудовой конфликт в местном нефтяном предприятии «Озенмунайгаз» вылился в политическое столкновение, а люди пошли громить собственный город?

Те, кто был тогда в эпицентре событий, и знает о них не из интернета, как большинство комментаторов, поведали, что бастующие сразу оказались под мощнейшим пропагандистским прессом. В Жанаозен примчались эмиссары «Алги!», возглавляемой Козловым, а также движения «Народный фронт», созданного официально для продвижения демократии, а по факту – под раскрутку ситуации в Жанаозене. Обработка нефтяников велась всеми мыслимыми способами. Помимо представителей «Алги!», передававших послания от Козлова, в город регулярно наведывался и он сам. Козлов лично беседовал с забастовщиками.

Встречи проводились не только на мангистауской земле. Нефтяников приглашали на различные мероприятия как в Алматы, где располагается штаб-квартира алгинцев, так и за рубеж, откуда этой организации поступает финансирование и руководящие указания.

И о чем же шла речь во время всех этих интенсивных переговоров? Быть может, предпринимались попытки найти выход и тупика, в который бастующие загнали сами себя после признания судом их требований незаконными? Отыскать компромиссное решение и сформулировать, наконец, четкие требования к руководству предприятия?

Но из свидетельских показаний явственно прозвучало, что в действиях алгинской верхушки не было даже намека на это. Напротив, все было нацелено на то, чтобы продолжать противостояние. Но это еще полбеды. Забастовщиков нацеливали не на отстаивание свои конкретных интересов, а на выдвижение политических требований. И главным врагом был объявлен даже не работодатель, а государство.

Чем дальше шло дело, тем очевиднее это становилось. Однако люди, к сожалению, осознали, что их цинично используют, лишь когда уже было поздно.

Как рассказала свидетель Айжангуль Амирова - бывший руководитель алматинского офиса «Алги!» - группа Козлова приложила все усилия для политизации забастовки. В конце концов, назойливая агитация многочисленных алматинских визитеров стала просто вызывать у нефтяников раздражение. «Когда я подошла на площадь на следующий день после раздачи листовок с обращением Аблязова, реакция у протестующих была жесткой, некоторые меня материли: что этот человек хочет, чтобы мы вышли на войну?!», - заявила на суде Айжангуль Амирова.

Но повторимся, в тот момент уже критическая масса недовольства был сформирована, все было готово для взрыва, и, по сути, ничто не могло его остановить.

Возникает вопрос: как же смог Козлов сотоварищи добиться развития такого сценария? Неужто они обладали столь мощной политической поддержкой или таким сверхординарным даром убеждения? На самом деле вопрос в другом. Когда политик ставит перед собой задачу решить проблему, то сделать это, действительно, сложно. Слишком много нюансов было и остается в Жанаозене – городе, который слишком перенаселен. Но когда политик ставит перед собой цель раздуть проблему, это намного проще.

Только представьте: нефтяники не могут повлиять на ситуацию с предприятием, а другого места работы, по большому счету, в регионе просто нет. И тут появляется Козлов, как говорится, «на белом коне» и заверяет людей, что есть сила, которая за них постоит и которая быстро решит вопрос, в отличие от нехорошей власти. Тактически был сделан очень верный ход – появившись в Жанаозене первой, «Алга!» застолбила за собой политическое поле, объявив всех прочих, от власти до конкурентов по оппозиции, врагами. Преимущество партии было в том, что она могла говорить и обещать все, что угодно. А позиция критикующего всегда беспроигрышна.

На неискушённых в политических делах нефтяников в небольшом городе обрушился целый ворох пропагандистских приемов. Приезжали люди из Алматы, голосистые и велеречивые, вроде Мамая, Атабаева, Туменовой, которые умело сыпали соль на рану фразами о том, как угнетают бедных нефтяников. Прибыл даже иностранец – депутат Европарламента Пол Мерфи. Вообще-то он известен как одиозная фигура, политический авантюрист, зарабатывающий дешевую популярность, разъезжая по свету и выступая в защиту всех против всех. Но простые нефтяники, понятное дело, вникать в это не будут. И если приехал человек из-за границы, да еще с корочкой евродепутата, да еще именует себя социалистом, да ещё рвёт рубаху на груди за трудовой народ, то как же не ему поверить?

Ну и, естественно, беспрестанно обрабатывали аудиторию СМИ, контролируемые той же группой, что и «Алга!». Их имидж полуподпольных изданий уже сам по себе внушал доверие. Тем паче, что говорили, писали и показывали они то, что хотелось людям.

И при помощи таких вот «дровишек» удалось разжечь костер народного гнева и довести его до того, что 16 декабря в городе вспыхнул огонь в буквальном смысле слова.

Так что никакой политической популярности или харизмы Козлова тут и в помине не было. Зато была кропотливая работа, нацеленная на одно – повысить степень недовольства в народе, перевести его с предприятия на власть, а потом раздуть до максимально возможного предела и перевести уже в фазу открытого столкновения.

Целая армия людей, подкреплённая немалым финансированием от беглого банкира Аблязова, несколько месяцев трудилась на подготовку беспорядков. И Козлов не просто координировал действия соратников, но занимался агитацией лично. С одной стороны, это придавало дополнительный вес кампании в глазах забастовщиков: все-таки лидер партии, пусть и незарегистрированной. А с другой стороны, такая активность предназначалась для того, чтобы быть замеченной и оцененной главным заказчиком и спонсором.

Вот так всплывает наружу правда, сметая мифы о том, что, дескать, трагедия в Жанаозене случилась из-за вовремя не решенного трудового спора. Да, был спор, но и было и самое активное вмешательство, чтобы его ни в коем случае не прекратить. Целая медийно-политическая система была запущена, чтобы спровоцировать людей на столкновение, и она сработала.

Батыр АЛЕКПЕРОВ

http://www.contur.kz/node/2019

0
232
0