Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
00:08, 14 сентября 2012

НАЦИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Руслан Жангазы

технополитолог

 

Разработка Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года как инструмент долгосрочного стратегического планирования инновационного развития экономики

Пояснительная записка к проекту исследования

I. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Исследование, разработка и обоснование Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour», направленной на утверждение новой модели национального развития, основанного на знаниях.

 

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Организация и проведение исследований в целях выявления и изучения наиболее эффективных национальных моделей развития, основанных на приоритетной поддержке научных инноваций и технологий.

2. Разработка стратегических перспективных направлений и национальной модели научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года и соответствующей Доктрины на основе полученных результатов исследований.

3. Подготовка и проведение масштабной информационно-разъяснительной кампании, направленной на обоснование государственным органам и широкой общественности необходимости принятия и реализации Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour».

 

III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В рамках первого задания:

1.1. Информационно-аналитический доклад «Международный передовой опыт формирования и реализации национальной научно-технологической политики».

1.2. Аналитическая записка «О мерах, направленных на формирование национальной модели научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года».

1.3. Рецензии зарубежных и отечественных ученых и экспертов на результаты проведенных исследований.

 

В рамках второго задания:

2.1. Рекомендации Национального центра научно-технической информации к проекту Доктрины.

2.2. Заключение правовой экспертизы проекта Доктрины на его соответствие законодательству Республики Казахстан.

2.3. Проект Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour».

 

В рамках третьего задания:

3.1. Резолюция Международной научно-практической конференции «Инновационный Казахстан – 2030: национальные приоритеты научно-технологического ускорения» с привлечением к его работе авторитетных ученых и экспертов из ближнего и дальнего зарубежья, международных гуманитарных организаций и профильных НПО.

3.2. Резолюция общественных слушаний «О состоянии и перспективах национальной модели развития науки и техники Республики Казахстан» с привлечением к его работе авторитетных зарубежных и отечественных ученых, ответственных работников Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра, Комитета науки Министерства образования и науки, видных депутатов Мажилиса и Сената Парламента, представителей национальной бизнес-элиты, лидеров политических партий, других общественных сил.

3.3. Письмо-обращение в Аппарат Совета Безопасности Республики Казахстан (с приложением к нему всех вышеперечисленных документов) о необходимости включения в повестку очередного заседания СБ РК и рассмотрения на нем возможности инициирования процесса по законодательному оформлению разработанного проекта Доктрины.

3.4. Отчет о реализации Медиа-плана по информационному продвижению проекта Доктрины.

 

IV. АКТУАЛЬНОСТЬ

На современном этапе национальная экономика Республики Казахстан все еще не сумела выйти на траекторию устойчивого развития, сильно подвержена конъюнктурным колебаниям цен на сырьевых рынках и характеризуется наличием структурных межотраслевых дисбалансов.

В целях преодоления указанных негативных явлений высшим руководством страны заявлен курс на построение «новой экономики», которая основывается на фундаменте передовых знаний и высокотехнологических инновациях.

Согласно Григоряну А.Л., «новая экономика» является прямым последствием пятого технологического уклада в экономике, основы которого – электроника, компьютерные, космические и биотехнологии, новейшие источники энергии, телекоммуникации и так далее».

Институциональным ядром «новой экономики» выступает национальная инновационная система, которую Правительство Республики Казахстан пытается выстроить путем реализации индустриально-инновационной политики. Однако следует учитывать, что индустриально-инновационная политика должна быть только одной из направлений формирования национальной инновационной системы, другим не менее важным направлением должна стать национальная научно-технологическая политика.

Карл Маркс писал, что «наука получает призвание быть средством производства богатства, средством обогащения». Справедливость этого утверждения по отношению к казахстанским реалиям вызывает сомнения.

В целом, актуальность заявленной темы определяется следующими положениями.

Наука, высокие технологии и инновации – составляющие единого межотраслевого комплекса – набирают небывалый темп в своем развитии и переживают глобальный подъем, параллельно оказывая мощнейшее мультипликативное воздействие на ускоренное разрастание сопутствующих, вспомогательных и сервисных отраслей. Вполне очевидным является тот факт, что XXI век станет точкой отсчета беспрецедентного роста передовой науки и инноваций.

Знания превращаются в мощный экономический ресурс. Наука достигла беспрецедентного уровня могущества, если судить по затратам на нее и численности занятых в ней работников.

Вопросы научно-технологической безопасности становятся вопросами выживаемости отдельных стран и даже целых регионов.

К сожалению, суровой реальностью взаимодействия передовых научно-технологических держав стали такие негативные явления, как – экономическая экспансия, технологическая агрессия, промышленный шпионаж, экономические и информационные войны, расширение политической субъектности ТНК в борьбе за ресурсы и технологии.

Под давлением новых бурнорастущих экономик, вынуждающих традиционных лидеров сдавать свои позиции, грядет так называемый «новый передел» сфер влияния на глобальное высокотехнологичное пространство. В этот процесс, на наш взгляд, Казахстан должен вмешаться самым активным образом и обеспечить эффективное функционирование и конкурентоспособное развитие сферы науки и техники.

Предлагаемой Доктрине мы дали рабочее название «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour». В свое время для изучения и освоения нового пространства, получения новых знаний о Вселенной человечество направило в космос челнок «Endeavour». По аналогии с космическим первопроходцем, принято решение обозначить проект на трех языках, которые, по всей видимости, будут определять будущую траекторию развития Казахстана. Работа над проектом «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour» должна символизировать то, что Казахстанцы – потомки кочевников Великой Степи – всегда будут стремиться получать новые знания, тяготеть к науке и инновациям.

По нашему глубокому убеждению, интеллектуальное и инновационное обогащение Нации является системообразующим ресурсом экономического процветания и укрепления государственности  Республики Казахстан.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, следует признать неимоверную сложность, но жизненную необходимость формулирования государством национальной научно-технологической политики. Представляется, что именно наукоемкие, быстрорастущие и высокодоходные сегменты способны стимулировать переход экономики на инновационные рельсы развития.

Таким образом, представляется целесообразным дальнейшее продолжение исследования национальной научно-технологической политики, изучение и обобщение международного опыта ее формирования, выработка конкретных предложений, направленных на инновационное развитие экономического потенциала Республики Казахстан.

 

V. НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В ходе работы над подготовкой проекта Доктрины предполагается достичь следующих научных результатов:

1. Разработка методологии исследования национальных моделей научно-технологического развития передовых государств.

2. Выработка научных основ формирования и реализации стратегических направлений национальной научно-технологической политики Республики Казахстан.

3. Утверждение методов прогнозирования научно-технологического развития Республики Казахстан с использованием методов Форсайта.

 

VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В ходе работы над подготовкой проекта Доктрины предполагается достичь следующих практических результатов:

1. Подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию государственной политики и стратегического планирования в области научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года.

2. Разработка новых механизмов управления сферой науки и техники, национальной инновационной системой с учетом передовой зарубежной практики.

3. Формирование эффективной казахстанской модели привлечения инвестиций в научно-технологическую отрасль, трансферта иностранных технологий, финансирования перспективных научных разработок и исследований.

4. Разработка комплекса социальных стимулов и экономической поддержки отечественных ученых, научных работников, изобретателей, рационализаторов и инженеров.

5. Создание институциональных компонентов системы приоритетного использования отечественных научных изобретений, технологий и документации в Казахстане.

 

VII. ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА

Предлагаемый проект исследования и разработки Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года соответствует всем стратегическим и программным документам страны, заявленному высшим руководством страны курсу на построение индустриально-инновационной экономики: Стратегия «Казахстан – 2030», Стратегический план развития Казахстана до 2020 года, Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010 – 2014 годы.

 

VIII. НАЛИЧИЕ ЗАДЕЛА И ДАЛЬНЕЙШИЕ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ И МЕРОПРИЯТИЯ, ПЛАНИРУЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Автор пояснительной записки в настоящее время проводит исследования в рамках магистерской работы «Формирование национальной научно-технологической политики в Республике Казахстан».

В целом, проект включает не только сугубо исследовательские работы, также предусмотрено проведение научно-практических мероприятий: конференций, «круглых столов», общественных слушаний, работа со СМИ, выезд за рубеж с целью изучения передового международного опыта.

 

XI. НАЛИЧИЕ АНАЛОГИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ, СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО С УЧЕНЫМИ, РАБОТАЮЩИМИ В ДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Подобные документы разработаны как в развитых государствах: США, Южная Корея, Сингапур и т.д., так и в развивающихся государствах: Гана, Саудовская Аравия, Турция и т.д.

Подобные исследования для разработки Доктрины в республике не проводились.

 

X. НОВИЗНА И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ

Новизна и перспективность исследований заключается в возможности проведения исследования и разработки Доктрины научно-технологического развития накануне очередного перехода на новый, так называемый «шестой технологический уклад» в экономике.

 
0
1218
6