В жизни каждого человека существует огромное количество и разнообразие ситуаций общения, которые выполняют вышеуказанные функции и классифицируются по различным признакам.
Классификация видов общения:
1. Зависимости от контингента:
- Межличностное общение - это процесс взаимодействия между людьми, во время которого происходит восприятие, взаимовлияние на собеседника, оказываются психологические особенности каждого индивида. Этот вид общения обеспечивает потребности людей в социальных контактах и эмоциональных отношениях;
- Личностно-групповое общение - процесс взаимодействия отдельной личности и группы людей;
- Межгрупповое общение предполагает участие двух или более групп, каждая из которых имеет собственную позицию и цели;
- Опосредованное общение осуществляется с помощью третьих лиц, телефона, компьютера или других технических средств.
2. Зависимости от средств общения:
- Прямое общение - заключается в личностных контактах и ??непосредственном восприятии друг друга;
- Косвенное общение - происходит через посредников, которыми могут выступать другие люди.
3. Зависимости от направления:
- Деловое общение - это общение на официальном уровне, которое обеспечивает достижение конкретных целей производственного характера;
- Личностное общение - сосредоточено на проблемах, составляющих внутренний мир людей.
4. По содержанию общение может быть:
- Когнитивное - это обмен знаниями (например, во время учебного процесса);
- Кондиционные - это обмен психическими и физиологическими состояниями, есть определенное влияние на психические состояния другого (например, желание испортить настроение партнеру);
- Мотивационное - направлено на передачу другому собеседнику определенных установок или готовность действовать определенным образом;
- Деятельностное - это обмен действиями, навыками, умениями и т.д..