Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
10
05:34, 24 августа 2012

Путешествие из Компота на Бродвей через Россию, ч. 4

Продолжение прогулки по ул Калинина (Кабанбай батыра)

часть 1 http://a-a_kompot.yvision.kz/post/278555

часть 2 http://a-a_kompot.yvision.kz/post/278580

часть 3 http://a-a_kompot.yvision.kz/post/280485

 

Мы еще находимся с вами на старом алма-атинском Броде.  Этот очерк - в основном воспоминания о ТЮЗе.

Давайте перейдем улицу Калинина, чтобы попасть на нижнюю часть алма-атинского Бродвея. Переходить будем на перекрестке с улицей Панфилова и не сейчас, летом 2012, а зимой 1953г. Слева, как написано в подписи, ларек по продаже мороженого. А за ним угол, где сейчас расположено кафе Афиша

Blog post image

Ниже современное фото. Если когда-нибудь это фотография попадет к какому-нибудь дотошному исследователю в далеком будущем и тот не поленится найти карту троллейбусных маршрутов 2010-2012гг, то будет долго думать, откуда здесь 11 троллейбус. А ларчик просто открывался – как раз в это время пр Абая ремонтировали и троллейбусы пустили по Калинина. Да ладно, пусть ломает голову, полезно

Blog post image

Кафе Афиша (авт Андрэ ака Ispanec)

Blog post image

Брод вчера и сегодня: машины стали круче, деревья и чуваки толще :-)))

Blog post image

Если Брод на верхней половине сохранился почти целиком – и бывшая Карлыгашка, и Театралка, и оперный с Неделькой, то на нижней стороне все наоборот – сгорело кафе Лето, сгорел ТЮЗ, сгорел кинотеатр повторного фильма, с ними исчез цветочный базарчик, тир и фонтан, а также общественный туалет. Осталась только гостиница Алма-Ата. Вот так она выглядит на открытке прошлых лет

Blog post image

Красивое фото из сети

Blog post image

Ближе к современности, но до реконструкции фонтанов оперного

Blog post image

Опять отвлечемся на ономастику. Слушаем сюда, как говорят учителя

Blog post image

На крыше написано «гостиница Алматы», а над главным входом по-прежнему красуется надпись «Алма-Ата».  Помните, был судебный процесс против газеты Аргументы и факты, которая в своих статьях использовала старое название города? В итоге ее вынудили писать «Алматы». Но тем не менее куча заведений, которые не испугались судебного прецедента. Я живу в одном городе в Акмолинской области, который тоже стал пострадал в ходе ономастической войны: Акмолинск -Целиноград-Акмола-Астана. А рядом с моим домом есть бизнес центр «Алма-Ата». Как видим, старая гвардия не сдается. Кстати, от переименования Целинограда неожиданный бонус получила алма-атинская компания Астана Моторс, которая от переезда столицы на север своего столичного статуса не лишилась.

Ночью все загадочно и красиво. За 5 минут до Нового года

Blog post image

Blog post image

Картина художницы Яровой, 1968 г

Blog post image

Панно (не полностью) из жизни батыров и восточных красавицBlog post image

Blog post image

Как уже упоминалось в части 3, на Броде было сосредоточено много самых популярных в городе ресторанов и кафе того времени. Сейчас их не стало меньше – исчезло Лето, но появилась Афиша; нет кафе Шолпан, зато есть итальянский ресторан Faccia, напротив – новодел Швабский домик; нет кулинарии на Коммуне, зато есть кофейня. В общем, «жисть текет и кОтится». Сейчас, конечно, пальма первенства перешла к другим питейным заведениям, а вот в прошлом (далеком прошлом) одним из лучших ресторанов города считался Иссык гостиницы Алма-Ата

Blog post image

Но никто не опишет рестораны той поры лучше, чем Арсен Баянов в книге Алма-Ата неформальная:

Нужно сразу отметить, что в СССР рестораны и кафе были просто уникальными заведениями. Тут за одним столом или, во всяком случае, в одном зале одновременно могли пировать партийный номенклатурщик уровня завотделом горкома компартии и прораб, который еще пару дней назад не мог попасть к этому партийному начальнику на прием, преподаватель вуза и его студент, инженер и скромный работник советской торговли. Такой псевдодемократический разгул. (Сегодня, когда произошло стремительное расслоение населения, навряд ли уже за одним столом встретятся олигарх и чабан, лавочник и временщик.) В этом смысле наш город особенно не отличался от других мегаполисов Союза. (Хотя, конечно, были тут и свои заморочки.) В те застойные времена, а это семидесятые - восьмидесятые годы брежневского правления, в столице КазССР было примерно 10 или 11 приличных ресторанов и больше десятка кафе и баров. Так что остановимся только на тех питейных заведениях, которые играли тогда значительную роль в неформальной жизни города.
"Иссык" долгое время считался самым престижным питейным заведением Алма-Аты. Ресторан располагался на первом этаже гостиницы "Алма-Ата", в самом центре города, на так называемом "Броде". Именно в этом месте тогда находились все более или менее известные кафе и рестораны. В "Иссык" старались пускать только приличных людей. Иначе говоря, существовал так называемый "фэйс-контрол", и если ваш "фэйс" не нравился швейцару, то могли и не пустить, даже если вы были в костюме и галстуке. Завсегдатаи ресторана были людьми специфическими, можно сказать, узкопрофильными. Его особо любили торгаши, уголовники, проститутки, партийные бонзы, чиновники среднего звена, а также представители спецслужб.

Вообще, конечно, лучше найти книгу и почитать, много интересного и познавательного. Внизу есть ссылка, где скачать книгу или прочитать отрывки.

А это кафе Палуба. Может, официально оно называлось как-то по другому, но это мне неизвестно (фото Пинкевича, 1967г). Из фото Столичного центра видно, что какое-то кафе на крыше террасы по-прежнему существует

Blog post image

Со стороны Панфилова на террасе тоже наблюдается что-то из общепита

Blog post image

Перед гостиницей красивые фонтаны. Помню фото из новостей, где в одном из фонтанов вверх колесами лежала автомашина одного из перепивших клиентов ресторана, но этой веселой картинки у меня нет

Blog post image

Blog post image

Blog post image

По соседству еще один небольшой ресторанчик. Когда я его фотографировал, он носил вполне естественное для такого места название Брод Алма-Ата. У входа большое фото в стиле ретро с видом на оперный с ул Панфилова. Говорят, сейчас там новое заведение

Blog post image

Рядом базарчик, где продают цветы. Работает круглосуточно. Мне кажется, в таком месте можно построить что-нибудь поизящнее. Все же 90-е годы остались позади, а вид торговых рядов какой-то постперестроечный. Уверен, акимат сказал «Надо…», мелкий бизнес сказал «Есть!», дружно скинулись и построили подешевле. Это не в укор бизнесменам, а упрек акимату. Этот рынок - наследник цветочного базарчика, располагавшегося позади ТЮЗа. В отличии от современного, там всегда было многолюдно. Перед праздниками мы часто приезжали сюда за цветами для учителей. Хотя для учеников 33 школы Зеленый базар ближе, но то ли цены здесь были ниже, то ли просто интересно было сюда приехать. Рядом был фонтан. В памяти отложилось, что много лет спустя фонтан вывернули наизнанку – то есть засыпали землей и сделали клумбу. А еще был подземный туалет, такой же, как в парке 28-ми панфиловцев

Blog post image

Сейчас на этом месте Столичный центр. У каждого из нас есть любимые места в городе, а есть и нелюбимые. Вот как раз Столичный центр и отель Риксос для меня чужие. Скорее всего потому, что ради помпезного Риксоса снесли Дворец пионеров, а Столичный центр построили на месте ТЮЗа. Он слишком высок по сравнению со зданиями рядом, зрительно закрывает небо. Непонятно, почему позволили наглому жилому дому перекрыть улицу Байсеитовой и превратить ее во двор для жильцов. Уже было, что силовые структуры (МВД, КНБ, налоговая) перекрывали под стоянки для своих машин Байзакова ниже Абая, Масанчи ниже Целинного, Горького ниже парка. Но они-то исправились.

Объективности ради надо выложить фото и признать, что для наших детей он будет таким же «своим», как ТЮЗ для нашего поколения (автор первого фото неизвестен)

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Давайте поговорим о ТЮЗе. Хочу написать о театре подробно. Для тех, кто там был-чтобы вспомнили, а кто не был – чтобы знали.

Театр юного зрителя был создан по инициативе Натальи Сац, жены врага народа. Не беру в кавычки, потому что по тем непростым временам враг народа или член семьи изменника Родины (сокращенно писали–ЧСИР; АЛЖИР –Акмолинский лагерь жен изменников Родины)- это было вполне официальная формулировка, по которой мог «загреметь» любой из ныне читающих или пишущих этот очерк

Blog post image

Н. Сац приехала в Алма-Ату в ссылку в 1942г после 5 лет ГУЛАГовских лагерей. В родную Москву хода не было, шла война, а в столицу Казахстана эвакуировалось много деятелей науки и искусств, поэтому ее выбор был вполне логичен. Она была принята на работу в оперный театр режиссером. Именно Сац поставила оперу Чио-Чио-Сан с нашими певцами Ришатом и Муслимом Абдуллиными и с уже тогда знаменитой Куляш Байсеитовой в главной роли. Еще в Москве она создала Детский театр и решила продолжить любимое дело. Помощь ей оказал Жумабай Шаяхметов, второй секретарь ЦК КП (б) Казахстана. Какие люди были раньше! Вот если бы вы были большим начальником, рискнули бы своей карьерой ради идеи лагерницы? Она еще не была реабилитирована, до ХХ съезда оставалось целых 14 лет. Эта лагерница впоследствии станет Героем социалистического труда, кавалером ордена Ленина, лауреатом Государственной и Ленинской премий, наш ТЮЗ носит ее имя. Но это потом, а пока она выбивает стройматериалы и занимается оргвопросами. (Пока не забыл: внук Жумабая, Ринат Шаяхметов - главный инициатор создания памятника битлам в Алма-Ате. Именно благодаря его усилиям и помощи единомышленников на горе Коктюбе стоит великолепная четверка).

В 1944г выходит постановление Совнаркома «Об организации в г. Алма-Ате театра юного зрителя». Обратите внимание – год 1944. Еще идет война! А люди строят театр! Под него отдают здание кинотеатра Ала-Тау, который находился на углу пр Сталина и ул Мещанской /Калинина (не путайте тот кинотеатр с современным на Комсомольской/Толе-би). Любопытно, что на первом снимке, еще до перехода на кириллицу, написано ALA-TAV, а на втором – ALA-TAU. Это объясняется тем, что в 1938 г изменилось правописание некоторых латинских букв. Видимо, латинцы неправильно произносили казахские слова и мы в отместку исказили их буквы :-). Архивные фото из сети

Blog post image

Blog post image

А в годы войны кинотеатр был общежитием для эвакуированных. Надо было их расселить и сделать ремонт. Для украшения интерьера было задумано изваять из дерева скульптуру Джамбула. Изваять она попросила известного скульптора И.Иткинда, которому было уже под семьдесят. Тот нашел в центре города старый карагач и потребовал его срубить. В своей книге Новеллы моей жизни Н. Сац пишет: «Можно было написать большой приключенческий роман о том, что было потом. Скажу одно: в анналах Театра долго хранился уникальный документ – решение исполкома а-атинского горсовета о том, что театру разрешается спилить 100-летний карагач в центре города «в количестве одного экземпляра». Поющий Джамбул, сидящий у юрты, был размещен внутри театра, в торце зала.

7 ноября 1945г театр дал свое первое представление – спектакль Красная Шапочка. На входе зрителей встречали скульптуры Пушкина и опять же Джамбул, но уже стоящий; над входом - барельеф «Сталин с девочкой», в сказочном декоре театральные залы «Голубой» и «Золотой». На снимке 1947 г видна звезда и скрещенные флаги над барельефом, а на других фото их уже нет. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что скрещенные флаги несимметричны, а справа и слева висят вертикальные флаги. Скорее всего, флаги настоящие, из кумача, и вместе со звездой установлены временно к какому-нибудь празднику. Театр смотрится шикарно, просто великолепно. Когда я впервые увидел в интернете эти старые фотографии, то подумал, что это не алма-атинский ТЮЗ, так как с детства хорошо помнил его весьма простой вид. Но в самом начале театр был именно таким: с лестницами, с узорами, с орнаментом и барельефом, внутри расписные потолки со сказочными персонажами. Форумчанин Фергус вспоминает: «А в самом театре на окнах висели белые легкие-легкие маркизы, и кресла в зрительном зале были как маленькие круглые венские стулья, крепленные в ряды. С круглыми откидными сиденьями и круглыми же спинками, обитые потертым вишневым бархатом — их заменили на рубеже 70-х на грубые стандартные конструкции. И был медового оттенка паркет…»

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Помните, я говорил о самой первом памятнике Джамбулу? Вот именно этот, у входа в театр, я и имел в виду. К сожалению, уникальная деревянная скульптура акына внутри зала, как и скульптуры Амангельды, Чокана Валиханова, Маншук Маметовой были впоследствии утеряны, даже фотографий нет.

Как пишет в Экспресс-К Э.Аубакиров «Большой вред интерьеру ТЮЗа нанесла реконструкция, которую в 60-х годах затеяла архитектор Наумова. Тогда шла борьба с архитектурными излишествами, которая обезличила здание театра. Исчезли статуи с роскошной лестницей, а из украшений остались только театральные маски на углах здания».

Blog post image

Ну, это нам знакомо. Совсем в недалеком прошлом со стен оперного исчезли ленинские слова «искусство принадлежит народу». Теперь там пустое место.

Театр приобрел почти такой же спартанский вид, как в годы войны до первой реконструкции. На снимке внизу – барельефа Сталина уже нет, с культом личности покончено, начинаем новую жизнь с чистого листа. Позже появились фирменные буквы ТЮЗ

Blog post image

Фото Вдовенко, 1958-62гг

Blog post image

Авторы фото неизвестны

Blog post image

Blog post image

Но вернемся к театральной жизни. ТЮЗ начинался с русской труппы, а через год, в 1946г спектаклем Золотой ключик, открылась казахская. Актеры обеих трупп жили и работали под одной крышей, часто играли в совместных спектаклях, выезжали на гастроли, устраивали новогодние елки для детворы. Я помню, что был на такой елке для детей сотрудников театра, когда мне было года 4-5. Нас пригласили в зал на детский спектакль. Я эту сказку уже видел, она мне показалась неинтересной и я вышел в фойе. Там никого из взрослых нет. Смотрю – у колонны стоит огромный ящик с игрушками. Подхожу и начинаю в нем рыться. Тут кто-то подбегает, меня начинают вежливо, но твердым курсом партии уводить от ящика, я бешено сопротивляюсь, начинаю орать типа мой папа здесь работает, я ему все расскажу! В общем, мне пообещали, что Дед Мороз подарит мне эту игрушку после того, как я расскажу стихи. Эта игрушка потом была у меня еще много лет.

До 1985г ТЮЗ был одним театром, а потом разделился на 2 самостоятельных: русский ТЮЗ имени Н.Сац (сейчас переехал в помещение Дворца культуры АХБК) и казахский ТЮЗ имени Г.Мусрепова (переехал в бывшее здание театра Ауэзова на Коммуны-Маметовой).

Фото с сайта tuz.kz. 40-е годы, актеры театра у входа и в зале

Blog post image

Blog post image

Ниже фото из моего семейного архива. На первом –сцена из спектакля Снежок, февраль 1949г. Мужчину-негра играет мой отец, а негритянку – моя мама. И когда мне показывали фото «Вот твой папа, вот твоя мама» я удивлялся, зачем взрослые так очевидно врут. А смуглый я совсем не поэтому

Blog post image

На втором снимке - Шиллер «Коварство и любовь», премьера 1952 г. В роли Луизы – Амина Умурзакова, всем нам хорошо знакомая главная героиня фильма «Ангел в тюбетейке». Рядом, весь такой белый и пушистый - мой отец  в роли Фердинанда и тут я завсегда признаю родителя :). Так что я Фердинандович

Blog post image

Театр тоже не сидел без дела. ТЮЗ снялся в роли самого себя в фильме Балкон. Там есть сцена массовой драки, так вот она снималась на фоне ТЮЗа. Специально для этого эпизода в бутафорском цехе сделали копии скульптур Джамбула и Пушкина (скрин из фильма)

Blog post image

В фильме появляется еще одна, тоже деревянная, достопримечательность нашего города – кинотеатр повторного фильма. Как мне кажется, такое длинное название он получил не сразу, а поначалу назывался просто «кинотеатр ТЮЗ». На кадре видны маленькие амбразуры в торце – это окошки кассы, откуда кассирша отстреливалась сдачей. Кинотеатр примыкал к ТЮЗу сбоку со стороны гостиницы Алма-Ата. Он был полностью деревянным, включая твердые, скрипучие откидывающиеся сиденья, большие арки под потолком, весь такой древний, полутемный, без отопления, с холодным цементным полом и немного мрачный. Готичный, мона казать. Это единственная фотография кинотеатра, найденная в сети. Даже не фото, а скрин с фильма. А цветочный базарчик был как раз за дальним торцом слева

Blog post image

Где-то рядом с кинотеатром располагалось кафе Лето, но я его совершенно не помню. Э. Аубакиров пишет, что «Оно было оплетено в геометрические узоры из дранки и покрыто "парижской зеленью" (медным купоросом). В кафе уже с утра кипела жизнь: мужики до открытия винно-водочных отделов похмелялись пивом. На закуску были неизменные горячие сосиски и горчица. Потом кафе "Лето" сгорело: ходили слухи о колоссальной растрате и о том, что жена директора ушла к другому». Вот такая вот пламенная любовь, спалившая кафе…

Blog post image

Blog post image

А 29 июля 1989г во время пожара, вспыхнувшего во время ремонта, сгорел и театр нашего детства. Вместе с искрами улетела еще одна частичка старой Алма-Аты…

Вот такая длинная и грустная история получилась у меня о Театре Юного Зрителя.

 

Рекомендую к прочтению

1. А. Баянов «Алма-Ата неформальная». Книга выложена в формате дежавю. Там же можно скачать и прогу для чтения http://neformal-almaty.ucoz.ru/load/knigi_dlja_neformalov/knigi/kniga_quot_alma_ata_neformalnaja_quot/3-1-0-2

2. Отрывки из книги «Алма-Ата неформальная» http://alma-ata2.narod.ru/Almaty70/index70.htm

3. Н. Сац «Новеллы моей жизни» http://lib.aldebaran.ru/author/sac_natalya

4. Э. Аубакиров «ТЮЗ – четвертый жуз» http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=69548

5. Л. Мананникова «Я родом из ТЮЗа» (читать в обратном порядке со стр39) http://www.tuz-almaty.ucoz.ru/load/3

(продолжение следует)


 
10