Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
23:42, 09 августа 2012

человек человеку wow

К моей несистематизированной ярмарке прочтенных книг, прибыла книга «Generation «П» Виктора Пелевина. Этот самый  Пелевин для меня начался, как ни странно, с Александра Гордона, по которому я скромно фанатела в 2008 году, когда шел цикл авторской передачи «Гордон Кихот». Ну конечно, как я могла не смотреть передачу, которая анонсировалась такими стихами:

Blog post image

Железными гвоздями в меня вбивали страх.
С разбитыми костями я уползал впотьмах.
Но призрак Чести вырос, как статуя во мгле: 
вернулся я и выгрыз позорный след в земле.

И стал я набираться железных этих сил...
И стал м е н я бояться т о т, кто меня гвоздил.
А мне теперь, ей-богу, не много чести в том,
и радости не много в бесстрашии моем.

 

Их было достаточно, чтоб ждать вечера такого-то дня и всматриваться в суровое лицо  русско-американского журналиста, ни много, ни мало, претендующего на роль «борца с ветряными мельницами современности». Ну это так, вступление.

Так вот, где-то год назад, на одном из российских каналов, лицо Гордона пестрило в контексте какого-то художественного фильма, что меня приковало к этому фильму на минут 10-15, не более. Вопреки его присутствию в картине, транслируемое по ту сторону экрана мне показалось, по меньшей мере, несусветной, к тому же, видимо, малобюджетной чушью, особливо с того момента, где главный герой в загадочной обстановке начинает взывать к духу Че Гевары, который, кстати, очень даже появляется и вроде как общается с героем фильма. Как выяснилось позже, этой чушью оказалась экранизация романа «Поколение Пи».

Blog post image

И вот, июль 2012 года ознаменован, наконец-таки, чтением этой книги, которая начинается с такого вот предисловия:

 

I’m sentimental, if you know what I mean
I love the country but I can’t stand the scene.
And I’m neither left or right
I’m just staying home tonight,
getting lost in that hopeless little screen.

 

И здесь, ключевое слово «getting lost in that hopeless little screen». Об этом, или почти что об этом, пойдет речь в самой книге.

Если говорить о главном герое - Вавилене Татарском,  то это  - человек , который начинал в юности писать стихи, но закончил тем, что стал копирайтером в рекламном агентстве. Переломный момент в судьбе наступает синхронно с развалом Советского Союза, и персонаж рекламщика тут призван символизировать одного из представителей этого самого «поколения Пи». Поколения, которое затерялось в безнадежном, маленьком экране. Поколения , «окончательным символом которого стала обезъяна на джипе». Поколения, которое выбирает Пепси. Поколения, которое думает, что само думает, и само выбирает, но на самом же деле,  является «дистанционно управляемым телезрителем».

Blog post image

Кстати, именно эта часть книги, где вызванный дух Че Гевары начинает философствовать перед Татарским на тему человечество versus реклама, самая сочная и интересная. Здесь Пелевин меня заинтриговал как читателя. Интересна подача через мистификацию, интересен сарказм, местами проглядывающийся сквозь непонятную, нововведенную самим автором терминологию.  Автор обыгрывает слова, выражения, проделывает coining английских и русских слов,в общем, все то, что псевдофилологу, очень близко и даже понятно. Автор называет человека Homo Zapiens-ом(причину лучше читать самому), нарекает его сущность ORANUS-ом(по-русски «ротожопа»), движимым тремя вау-импульсами(wow-импульсами), и у которого нет своего identity:

 

Для субъекта номер два ответ на вопрос «Что есть я?» может звучать только так: «Я – тот, кто ездит на такой-то машине, живет в таком-то доме, носит такую-то одежду». Самоидентификация возможна только через составление списка потребляемых продуктов, а трансформация – только через его изменение.

 

Татарский настолько проникается откровениями Гевары, что ему кажется, что ключ к успеху в мире рекламы у него в руках. Он злоупотребляет наркотиками, временами жует мухоморы, успевает записывать видения и рекламные слоганы в свой блокнотик во время эйфории от таблеточек, много размышляет о том, «кто же стоит за все этим и кто этим управляет?». Но ему советуют не париться на эту тему, ибо «никто и не знает».

 

В целом, книга очень смелая. Немного грубоватая в силу того, что нецензурная брань присутствует в оригинале, но это, как видим, автору было позволено. Понравилось то, как Пелевин дает нам следить за ходом мыслей, когда идет процесс придумывания рекламных слоганов типа «Не-кола для Николы» Татарским с его записной книжкой. Не понравилось, что после определенного момента, автора занесло в сторону непонятных голографических политических деятелей и прочую муть, с политической подоплекой. Ну это уже под конец книги, и возможно, просто было непонятно только мне. А так, если позволите сравнить, то лучше читать эту книгу, чем смотреть «99 франков».

 

Мое личное впечатление от книги однозначное. Все, о чем пишет автор,  имеет место быть и в нашем веке. Пока телевизор еще не теряет свое влияние на людей, интернет все больше вторгается на территорию наших жизней(наших ли?), рекламу невозможно избежать даже если переключать каналы, и попытаться прокрутить видео в ютубе. Мы все гонимся за новинками, дабы извлечь заветное «wow!» от наших друзей и знакомых. Все больше нашими мыслями и делами движут именно орально-анальные уау-импульсы. Запостить статус или фото,  и услышать как можно больше и как можно громче «wow!». Мы перестали наслаждаться просто так. И наши мысли не принадлежат самим себе. Мы стали последней буквой в этом алфавите.

 
2