место в рейтинге
  • 380472
  • 4816
  • 209
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Ил-2 штурмовик Талгат Бигельдинов

Живая легенда Талгат Бигельдинов родился 5 августа 1922 года в ауле Май-Балык Акмолинской области прямо под открытым небом в высокой двухколесной арбе, запряженной верблюдом, в обычной кочевке посреди степи. Детство и юность провел в Бишкекe (по казахскому обычаю, отдали родственникам в бездетную семью), где в 16 лет поступил в аэроклуб.

В Декабре 1942 года сержант Талгат Бигельдинов прибыл в штурмовой авиационный полк под Калинин. Там ему дали самолет под № 13. Многие боялись на нем летать, а летчики - народ  очень суеверный.     Ил-2 штурмовик №13 Талгат Бегельдинов

Рассказывает  Талгат Бигельдинов: вот летчик-истребитель Шутт, тот никогда не полетит, пока тарелку не разобьет. У нас в полку был летчик Опрышко. Перед вылетом всегда штаны снимет, присядет и только потом летит.

Сам Талгат, перед каждым вылетом читал молитву которой его научила прабабушка и был уверен, что снаряд не попадет, Аллах сбережет.

Вы представляете, что сделал старший сержант Бигельдинов? Он одним разом напрочь опрокинул представление о возможностях «ИЛов». Конструкторы, ограничивали их исключительно штурмовочно-разведывательными задачами. Во всем остальном, в отношении с вражескими истребителями, приравнивали к тяжелым бомбардировщикам. А для штурмовиков закон: появились истребители противника, беги, спасайся, на бреющем полете (у летчиков есть выражение - Траву винтами брить). О том, чтобы силой с ними меряться, бой принимать, не могло быть и речи. В одиночном бою, — Вы слышите, «в бою!»- летчик на «ИЛе» № 13 сбил немецкого аса, любимчика фюрера майора фон Дитриха, награжденного крестами за подвиги в Испании, Франции, на Балканах. На счету которого было около двухсот боевых вылетов, много сбитых самолетов». Немецкий ас не мог поверить, что его сбил сержант, имеющий всего восемь боевых вылетов! Примечание: первые Илы были одноместные без стрелка.

Один раз из - за полученного повреждения самолёт Бигельдинова стал терять скорость. Держаться в строю стало почти невозможно, а до линии фронта ещё 40 километров.

Видя отставший, израненный Ил-2, пара "Фоккеров" решила взять его в клещи и посадить на свой аэродром. Но советский лётчик и не подумал выполнять команды истребителей. Тогда самолёты противника развернулись и начали расстреливать штурмовик. Пулемётная очередь прошила мотор и кабину. Загорелся двигатель. Лётчик и стрелок выбросились на парашютах...

Несколько дней пробирались они к линии фронта. Дважды натыкались на немецкие посты. В одной из схваток уложили наповал 2-х вражеских солдат. Около 3-х часов просидели по горло в болоте, скрываясь от преследования. Уже перед самой линией фронта, наскочив на минное поле, погиб стрелок.

Незадолго до рассвета Талгат один добрался до берега Северского Донца. Там, за ним, наши. Он поплыл в холодной, обжигающей тело воде под бешеной стрельбой немцев. В воде его ранило в левую руку. Намокшая одежда тянула ко дну. Достигнув противоположного берега, теряя сознание, Талгат упал на камни. Лётчика обнаружили наши пехотинцы, принесли в землянку. Санитар сделал ему перевязку. Потом медсанбат, а через 3 недели снова в строй.

В Феврале 1944 года, в период Корсунь - Шевченковской наступательной операции Советских войск, Бигельдинову пришлось заняться несколько необычным делом - охотой за путеразрушителем. Ещё в дни разгрома под Москвой зимой 1941 года немцы изобрели приспособление, с помощью которого уничтожались железнодорожные пути. Оно представляло собой нечто вроде 2-х огромных лемехов плуга, которые прицеплялись к паровозу. Плуг ломал шпалы пополам, а рельсы, упираясь в покатые щеки, изгибались и лопались. За один час работы паровоз уничтожал до 15 км полотна.

немецкий паровоз-путеразрушитель КрюкИменно такой паровоз - путеразрушитель и орудовал зимой 1944 года между Первомайском и Малыми Висками. Зная о том, что участь окружённой Корсунь - Шевченковской группировки предрешена, противник решил с помощью этого приспособления разрушить за собой все дороги, пытаясь задержать движение наших войск. Уничтожение паровоза было поручено Бигельдинову. Началась охота. Предоставим слово герою нашего очерка:

"Должен сказать, что противник попался на редкость хитрый, опытный и осторожный. Ещё вчера, пролетая над этими местами, я видел стальные нити рельсов. Сегодня их уже нет. Нет и паровоза.

Тщетны все попытки обнаружить врага. На помощь пришла наземная разведка.

Однажды Талгат находился на КП аэродрома в первой готовности. Получаю сведения, что паровоз орудует около Малых Висок. Лечу туда, вижу следы его варварской работы, а самого паровоза и след простыл. И так день за днем. Начинаю терять терпение. А командование не дает мне покоя, требует немедленного уничтожения проклятого паровоза. Ведь за день он причиняет столько вреда, что нужна неделя для восстановления, нужны материалы, затраты труда сотен солдат и офицеров инженерных войск. Мало того, пока восстанавливается путь, задерживается доставка грузов нашим наступающим войскам.

В один из дней, когда о паровозе не было никаких сведений, я вылетел на разведку. Собрал данные о позициях немцев, сфотографировал расположение артиллерии и закопанные в землю танки. Лечу на свой аэродром. Неожиданно вижу внизу тень паровоза. Именно тень. В лучах заходящего солнца она кажется неправдоподобно большой, уродливой. Тень движется, но дыма нет, не видно и самого паровоза. Я резко снижаюсь и тут только понимаю, почему бесплодной была моя охота. Сверху на паровозе, во всю его длину, смонтирована площадка, на которой уложены снег, комья земли, кусты и камни... Сам же паровоз окрашен в белый цвет. При встрече с нашими самолётами он просто останавливался и, пользуясь своей хитрой маскировкой, пережидал пока они пролетят мимо.

Я даже вскрикнул от радости. Ну, теперь ты от меня не уйдёшь !   Захожу сбоку, беру паровоз в прицел, атакую. И... впустую. Машинист резко дает ход - и мои снаряды идут мимо. Атакую вновь, и опять безрезультатно. Чувствую, что в будке паровоза сидит довольно опытный человек, следящий за каждым моим движением.

Необычайный поединок паровоза с самолётом длился около 15 минут. Наконец, снаряд попал в котел. Облако пара поднялось метров на 20, паровоз остановился. Я зашёл сбоку, прошил его очередями из пушек и пулемётов. Развернулся и, зайдя с другой стороны, в упор выпустил все реактивные снаряды. Паровоз превратился в груду металла. Сделав круг и убедившись, что сработал чисто, фотографирую его и лечу домой..."

Если фотоконтроль не подтверждал удар по цели, то боевой вылет могли и не засчитать. И этим потом уже занимались особисты(!) Фотографировать было непросто, это не любительская фотография. Летчиков специально подбирали и обучали фотографии. Они очень рисковали, ведь для того, чтобы снимок был качественным, нужно выдержать высоту, скорость, курс, а в это время по тебе с земли  стреляет все, что может стрелять. А еще у Талгата Бигельдинова хорошая зрительная память, в разведывательном полете он запоминал все цели. Желаю ему ее сохранять, и прожить как его прабабушка 101 год.

Марат maratenok
5 августа 2012, 21:01
5738

Загрузка...

Комментарии

Великий человек! Долгих лет жизни легендарному герою!

Почему пост не на главной странице?
надо этот пост на главную. И еще - добавьте, что он дважды Герой СССР
Читал его книгу. Чувствуется твердая рука корректора. А по хорошему у человека потрясающая военная судьба - может когда-нибудь снимут фильм.
ns75
1
0
Супер!!!! Побольше таких обзоров
shukai
1
0
Низкий поклон аксакалу и огромная благодарность.
erekes
1
0
Так Бигельдинов или Бегельдинов?
В старых документах и в книгах Бегельдинов, а сейчас пишут: Талғат Жақыпбекұлы Бигелдинов
Enlil
1
0
Наша гордость!
Настоящий пример для подражания. ..

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
5 дек. 2016 / 15:19
  • 32182
  • 30
Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

ГПК содержит 505 статей, многие из которых написаны несколько сложным юридическим языком. Однако теперь понять их можно проще и без обращения к юристу.
RuSnake
6 дек. 2016 / 10:31
  • 11130
  • 0
Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Как сообщают новостные порталы, в Нью-Йорке нашёлся бывший болашаковец Ержан Еликов, исчезнувший пять лет назад и всё это время не выходивший на связь с родителями. Да-да, это именно он, «тот самый».
openqazaqstan
9 дек. 2016 / 14:31
  • 11170
  • 47
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 11131
  • 71
Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

С 26 по 30 ноября в Алматы гостил известный европейский фотограф Ян Маклайн в рамках реализации совместного проекта с Казахстаном. Подробности не уточняются, однако ходят слухи о том, что этот...
Muchacho55
7 дек. 2016 / 18:29
  • 9917
  • 8
Цены Шымбулака – не для казахстанцев? Но вы не нойте. Держитесь и всего вам хорошего

Цены Шымбулака – не для казахстанцев? Но вы не нойте. Держитесь и всего вам хорошего

Знаменитый алматинский горнолыжный курорт «Шымбулак», которым мы все привыкли гордиться, с 10 декабря поднимает цены на свои услуги. Например, дневной абонемент на катание на склонах Шымбулака...
pacifist
9 дек. 2016 / 12:13
  • 9136
  • 30
Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Конечно, Алматы заслужил эту дорогу. Невзирая на все издержки, которые могут возникнуть. Заслужил и как крупнейший город Казахстана, и как субъект, формирующий своими налогами около четверти всех...
merurg
7 дек. 2016 / 12:35
  • 7627
  • 20
«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

Казнет уже которые сутки подряд обсуждает страшную аварию на трассе Астана – Боровое, где сошлись страшные мистические знаки и где из-за банальной человеческой безответственности гибли люди..
openqazaqstan
8 дек. 2016 / 13:14
  • 7020
  • 7
10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

Я почти год проработала в школе, и когда уходила оттуда, была самым счастливым человеком в мире. Тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
demonica
6 дек. 2016 / 17:21
  • 6758
  • 79