Уже более 20 лет подряд Вуди Аллен ежегодно радует зрителей и критиков выходом нового фильма. Особая режиссерская любовь Аллена – города, которым даже в названиях кинолент дано особое, почетное место. Это не рассказ о переплетении нитей судьбы в городе, это город в судьбах людей. Мастер говорил с нами о Париже и Барселоне, теперь же он предложил публике с головой окунуться в захватывающую атмосферу Вечного Города – Рима, в котором, исходя из названия – много приключений.
О названии, конечно, стоит сказать отдельно. В процессе съемок оно несколько раз менялось. «Римские приключения» изначально позиционировались как современная версия Декамерона и назывались «Bop Decameron», но, как заметил Аллен – никакого отношения к Декамерону фильм не имеет. Поэтому ему было дано еще более загадочное название – «Nero Fiddles», с которым также возникли проблемы и Аллен был вынужден остановиться на незамысловатом «To Rome with love»(«Риму с любовью»), хотя позже он открыто заявил, что окончательный вариант названия ему ненавистен. В российском и казахстанском прокате фильм вышел под названием «Римские приключения», что вызывает непроизвольную и абсолютно ненужную ассоциацию с шедевром Уильяма Уайлера «Римские каникулы», где блистала Одри Хепберн.
Однако перипетии с названием, безусловно, не помешали стать новому детищу Аллена качественным, проработанным и выдержанным фильмом. С первых кадров он, вроде бы такой легкий и медлительный – незаметно погружает в себя на ближайшие без малого два часа. «Римские приключения» состоят из четырех параллельных новелл, в каждой из которых под разным углом рассматриваются людские страсти: молодая пара, приехавшая в Рим на медовый месяц, студенты, которые попадают в любовный треугольник, владелец похоронного бюро, обладающий оперным вокалом и обычный клерк, внезапно проснувшийся знаменитым. Последняя линия поначалу смотрится гораздо менее захватывающей, чем остальные, но с развертыванием сюжета именно она привлекает и обескураживает изящной сатирой и своей кажущейся абсурдностью больше всего.
Актерский состав подобран блистательно: Роберто Бениньи, Пенелопа Крус, Алек Болдуин, Джесси Айзенберг, Эллен Пейдж и Вуди Аллен, не появлявшийся на экране уже 5 фильмов и 6 лет. Роль оперного постановщика на пенсии, «опередившего свое время», кажется несколько автобиографичной, Аллен, не переходя тонкую грань доброго смеха, подтрунивает над собой и своими героями.
«Римские приключения» очень порадовали и появлением Орнеллы Мути, которая наверняка знакома многим по великолепной комедии «Укрощение строптивого». В данном фильме она появилась в эпизодической роли кинодивы, случайно увиденной одной из главных героинь на улице.
Встретив звезду такого масштаба, она, краснея и заикаясь, произносит:
- Вы же… Вы же…
В голове у среднестатистического зрителя молнией проносится: «Орнелла Мути!»
…Пиа Фусари, - превозмогая заикание и удивление, заканчивает героиня.
Зритель, которого так прекрасно просчитали – улыбается экрану.
Фильм насыщен аллюзиями и метафорами, это еще один его несомненный плюс, к которым также нужно отнести прекрасную работу композитора и оператора.
Те, кто относится к творчеству Аллена с прохладой, не полюбят его и после этого фильма, ибо он такой же авторский и узнаваемый, разве что - без закадрового голоса, но для меня «Римские приключения» хороши во всех отношениях.