Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
03:24, 12 июля 2012

Размышления о Казахстанских банках

Сегодня после очередного общения с банком, стал размышлять, почему так, почему общий уровень банковсого сервиса достаточно низкий. Оговорюсь, сразу, все что пишу, это мое личное, глубоко субъективное мнение, не исследования, а так мелкие размышления.

Итак банки... Если вспомним середину, конец 90-х годов то в стране было несколько сотен банков, причем надежность большинства, как минимум вызывала сомнения. Тогда государство, в том числе, при активном участии г-на Марченко реализовало реформу в банковском секторе. В процессе было сделано много полезных вещей, как результат была консолидирована банковская система, осталось несколько десятков банков, причем 3 банка контролировали более половины всего  рынка.Blog post image

Люди поверили в систему, люди понесли депозиты. Помните Григорий Александрович обещал сбрить бороду, когда депозиты населения во всей системе станут более 1 млрд.$, прошло несколько лет и когда он возглавлял Народный банк, то уже только в нем было несколько миллиардов долларов депозитов физ.лиц. К слову сказать, г-н Марченко бороду, сбривал...

Все вроде бы замечательно, консолидировали систему, внедрили международные стандартны, государство долго говорило, что наши банки, чуть ли не лучшие в мире. И вот наступил 2007 год, кризис и прочность системы была проверена. Глобально система выдержала удар, но не без потерь, какие-то банки были национализированы, какие-то были проданы иностранным инвесторам. Последствия этого кризиса,  выраженные в качестве портфеля не решены до сих пор и они еще аукнутся нашей стране.

Причем мне очень понравилась позиция государства, много лет рассказывалось о том что банки и банкиры - цвет нации, а как только случился кризис, стали говорить, что хуже банкиров только дьявол и то вряд ли, и давай их садить "пачками".

Почему система оказалась, столь чувствительна, причем здесь качество обслуживания? Не раз я себе задавал подобные вопросы, и вот к каким мыслям пришел.

В  конце 90-х и начале 2000-х делали абсолютно правильные вещи, консолидация, международные требования, в целом все было направлено на создание доверия к системе как внутри, так и вне страны. И результаты были достигнуты, впечатляющие результаты. Но "минусом", все происходящиего были два фактора:

- была создана система, при которой финансовая система = банковская, причем 5-7 банков котролировали 90% все финансовой системы страны;

- реформы и развитие системы остановилось, все успокоились, решили что все создали.

И вот в 2007 мы получили, что вся страна, экономика страны оказалась в заложниках у качества кредитного портфеля банков.

Сейчас же банки стали настолько большими, что превратились в огромные бюрократические машины, где работают не менеджеры и банкиры, а чиновники, в самом плохом понимании этого слова. Да, банки обладают качественными продуктами, в той или иной степени, качественным маркетингом, НО, друзья мои, банкиры, все ваши гениальные решения, заканчиваются в ваших РКО, в точках продаж, там куда приходит клиент, там где качество обслуживания низкое.

В какой-то степени, банковский, финансовый рынок, в отношении розничного клиента похож на феодализм, на взимоотношения феодала и вассала, где клиенты привязаны, кредитом, привычкой, а порой и лояльностью к банку и готовы прощать ошибки. Но если раньше банки были флагманом, то сейчас качество обслуживания, значительно отстает от требований и привычек "выросшего" потребителя.

Что делать? Ответ прост - конкуренция, тот из игроков, который раньше других озознает, что в текущем состоянии рынка, уникальным предложением может быть банальное качественно обслуживание сможет совершить прорыв. Приход новых крупных иностранных игроков пока не порадовал серьезными качественными сдвигами, буду надеяться на банки второй десятки.

Второе, мы видем насколько быстро развиваются технологии, насколько быстро интернет входит в нашу жизнь. Но почему же он так медленно входит в финансовую систему, это же очевидное уникальное преимущество - "мы самый иннновационный и технологичный банк", да основная клиентская база будет молодожь, пока не очень платежеспособная и доходная, но что принесут эти клиенты через 5, 10 лет, какой серьезный задел можно создать для развития банковского бизнеса.

Для меня эти ниши очевидны, возможно я ошибаюсь, еще раз скажу, что это мое личное, субъективное мнение, но общее качество работы системы не удовлетноврительное, именно по отношение к клиенту, особенно розничному клиенту. Займитесь качеством, займитесь персоналом, получите феноменальные результаты, я готов платить дороже за качественно обслуживание!

3