• 1664
  • 0
  • 3
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Легенды Сары-Арки...

В стародавние времена, когда казахи еще были казахами, когда хороший конь ценился превыше всего, когда слова аксакала было законом произошла эта история.

В устье реки Нуры жил тогда славный род Майлы, был богатым род, ведь ему принадлежали хорошие джайлау, на Нуре всегда можно было поохотится (в таловых тугаях водилось много зайцев), рядом проходили кочевья сайгаков, да и сама Нура была богата рыбой.

И вот однажды пришел в аул Майлы, парень, был он пригож лицом, черноус и чернобров, на вид ему было около 27-30 лет. По запыленной одежде и истоптанным сапогам, можно было судить, что он проделал большой путь. Как и полагается гостеприимные хозяева пригласили гостя к столу, оказали все полагающиеся почести. И остался жить этот человек в гостеприимном ауле Майлы. Был он из племени керей, звали его Кертінді, а род его не остался в памяти людской.

Прошли месяцы, освоился чужак в ауле, оказался он хорошим наездником, лихо укрощал самых строптивых жеребцов, и кони обученные им отличались плавных и быстрым ходом аяном(1).

Многие в ауле мечтали заиметь такого зятя но Кертінді без памяти влюбился в дочь Барантая, одного из самых влиятельных в роду Майлы бая. И ей нравился лихой джигит. Не было у него близких родственников, которые как сваты могли бы просить руки дочери Барантая. Попросил он бабушек у которых нашел приют, помочь ему за сватать дочку бая.

Пошли бабушки, сватьями к Барантаю. Но обсмеял он их сказав, "- Не для того растил я дочку, чтобы отдать ее какому то пришлому, безлошадному, голозадому, Пусть ищет себе другую жену. А на дочь мою даже смотреть ему не разрешу"

Сильно оскорбился Кертінді, но сумел подавить свой гнев, решил выждать и умыкнуть дочь бая, да и она была согласна и готова бежать с ним.

Выждав время, когда в ауле состоялся большой ас, молодые, оседлав двух скакунов Күрен-ала и Сары-ала, они сбежали с аула, но к несчастью их заметили и послали за ней погоню. Быстрых коней выбрал Кертінді, но немало казанатов было под седлом у разъяренных сородичей Барантая. Долго длилась погоня, постоянно сменяя лошадей лихие парни Майлы, нагоняли беглецов. И вот не выдержав бешенной скачки у безымянного озера пал Күрен-ала, пришлось спешится Кертінді и посадив возлюбленную на холме попытался он сам скрыться бегством, но у второго озера околел и Сары - ала. Найдя дочку Барантай не успокоился, не мог он смирится с мыслью, что какой то безродный ослушался его и приказал он  своим сыновьям найти Кертінді любой ценой.

Скрываясь в лощинах уходил Кертінді на юг. Шли по его следу сыновья Барантая.

На склонах двух самых высоких сопок тех краев располагались аулы братьев Тайқара и Қойкара из благословенного рода Айтқожи. Вынужден был войти в аул Кертінді, хотел он раздобыть себе коня. Честно рассказал он аксакалам о своем несчастье и попросил дать ему коня. Выслушали его аксакалы, накормили дали запас еды но не дали коня, сказав, что все лошади на дальних выгонах. Ушел Кертінді из аула а на соседнем холме заметил другой аул. Захотел он выкрасть коня оттуда но поймали его табунщики и отдали подоспевшим джигитам Барантая.

Барантай повелел повесить Кертінді и девушку между двух горбов верблюда. Таковы были жестокие законы того времени, ослушавшему старшего смерть, Так закончился жизненный путь Кертінді из племени керей и девушки из рода Майлы, племени аргын.

Прошло 300 лет. На месте древних кочевок рода Майлы образовался один из заградительных аулов столыпинского времени, призванный остановить кочевавших казахов и приучить их к оседлой жизни, поселок назвали Казахский городок, сокращенно Казгородок. Сейчас это Нуринский район, Карагандинской области. Озера у которых пали скакуны Кертінді называются Күрен-ала и Сары-ала. Самые высокие сопки (төбе) тех мест, ту на которой старики хорошо встретили Кертінді называют Жақсықарт (дословно "Хороший старик"), где выдали его джигитам Барантая Жаманқарт (дословно "Плохой старик"). Сам Казгородок в 2000 годах по инициативе акима села, кстати потомка Кертінді переименовали в Кертінді.

Такая вот печальная и поучительная история о жизни наших дедов и ономастике родных мне мест...

Ayanych
5 декабря 2012, 23:54
1664

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
5 дек. 2016 / 15:19
  • 30828
  • 30
Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

ГПК содержит 505 статей, многие из которых написаны несколько сложным юридическим языком. Однако теперь понять их можно проще и без обращения к юристу.
RuSnake
6 дек. 2016 / 10:31
  • 11049
  • 0
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 10892
  • 71
Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

С 26 по 30 ноября в Алматы гостил известный европейский фотограф Ян Маклайн в рамках реализации совместного проекта с Казахстаном. Подробности не уточняются, однако ходят слухи о том, что этот...
Muchacho55
7 дек. 2016 / 18:29
  • 9594
  • 8
Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Как сообщают новостные порталы, в Нью-Йорке нашёлся бывший болашаковец Ержан Еликов, исчезнувший пять лет назад и всё это время не выходивший на связь с родителями. Да-да, это именно он, «тот самый».
openqazaqstan
вчера / 14:31
  • 8529
  • 30
Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Конечно, Алматы заслужил эту дорогу. Невзирая на все издержки, которые могут возникнуть. Заслужил и как крупнейший город Казахстана, и как субъект, формирующий своими налогами около четверти всех...
merurg
7 дек. 2016 / 12:35
  • 7504
  • 20
«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

Казнет уже которые сутки подряд обсуждает страшную аварию на трассе Астана – Боровое, где сошлись страшные мистические знаки и где из-за банальной человеческой безответственности гибли люди..
openqazaqstan
8 дек. 2016 / 13:14
  • 6758
  • 7
10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

Я почти год проработала в школе, и когда уходила оттуда, была самым счастливым человеком в мире. Тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
demonica
6 дек. 2016 / 17:21
  • 6478
  • 78
На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

О том, как масс-медиа раздула миф о казахстанских вундеркидов в розовый воздушный шар, пока его не проколола правда-иголка. Получается, что казахстанские дети не могут применить теорию в практике...
ardakzhurynov
7 дек. 2016 / 0:17
  • 6030
  • 36