Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-1
05:04, 04 июля 2012

ОРГАНИЗОВАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППИРОВКИ: современные тенденции и угрозы национальной безопасности

Blog post image

Система, силы и средства обеспечения национальной безопасности испытывают определенное давление, связанное с соприкосновением ареалов функционирования криминального мира и гражданского общества.

Криминальные группы – как организованная преступность, так и неорганизованные формы – оказывают все большее воздействие на развитие гражданского общества, выходят из под контроля правоохранительной системы и угрожают навязыванием обществу норм и ценностей криминальной субкультуры.

Предварительный анализ состояния преступности в Казахстане свидетельствует о том, что в последние годы складывается сложная криминогенная обстановка, которая характеризуется повышением активности действующих организованных преступных группировок и появлением новых, характеризующихся повышенной дерзостью.

Помимо традиционных преступлений уголовного характера, организованные преступные сообщества в последние годы активно осваивают сферу экономических преступлений, связанных с созданием «подставных» фирм, используемых для получения «безвозвратных» товарных и денежных кредитов, контрабанды товаров, уклонение от налогообложения, обналичивание и «отмывание» добытых в результате преступной деятельности денежных средств, активно внедряются в легальную экономику, вкладывая в коммерческие структуры и банки уже легализованные денежные средства. В результате переориентирования на экономические преступления, организованные преступные сообщества и их лидеры получили реальную возможность укрепления финансовой мощи, возглавляемых ими преступных структур, аккумулирования похищенных у государства и собственников значительных денежных средств на зарубежных счетах, используемых ими для подкупа должностных лиц, коррумпирования и разложения органов власти и управления.

Рассматривая вопросы криминальных групп с позиции национальной безопасности, можно выделать три уровня тенденций.

- тенденции общеуголовного характера;

- тенденции расширения влияния криминальных групп;

- системные тенденции.

Рассмотрим каждую по порядку.

 

1. Тенденции общеуголовного характера

 

Развитие экономических отношений, проходившее в период заметного ослабления регулирующей роли государства в экономике, отсутствие необходимой нормативной базы рыночного хозяйствования, масштабная приватизация государственной собственности с использованием не всегда законных методов и средств привели к массовому вовлечению в экономические процессы представителей криминальных групп и постепенному установлению криминального контроля над значительным числом хозяйствующих субъектов.

Прежние методы и средства, стратегии и тактики борьбы с преступностью устаревают в силу различных причин, прежде всего, из-за масштабной коррупционной составляющей в системе государственного управления.

Благоприятная социально-экономическая и общественно-политическая обстановка, сложившаяся в последние годы в стране, принятие комплекса целенаправленных мер позволили активизировать деятельность правоохранительных органов.

Вместе с тем, ряд весьма значимых криминогенных факторов продолжают оказывать отрицательное воздействие на состояние правопорядка в стране, на систему защиты граждан, государственных и общественных институтов от криминальной опасности.

Преступность, несмотря на сложившуюся в последние годы тенденцию её сокращения, имеет еще достаточно распространенный характер, оказывает заметное негативное влияние на поступательное развитие и внутреннюю безопасность Казахстана. Ежегодно в стране остаются нераскрытыми значительное количество преступлений, в том числе почти каждая вторая кража. Многим преступникам удается длительное время скрываться от следствия и суда.

Такое положение обуславливается отсутствием действенной профилактики преступлений, недостаточной результативностью деятельности органов уголовного преследования.

Требуется активизация профилактической составляющей деятельности органов внутренних дел, ключевыми звеньями которой, являются участковые инспекторы полиции, подразделения по делам несовершеннолетних и патрульно-постовой службы.

Совершенно новым глобальным и растущим трендом становится так называемая «киберпреступность», в основе которой лежат преступления, совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

В этой связи представляется целесообразным повысить статус управления «К» МВД до департамента или комитета.

С увеличением потока прибывающих в страну иностранцев усиливается угроза нелегальной миграции и сопутствующей ей преступности. В этой связи, необходимо усиление миграционного контроля, внедрение в эту сферу автоматизированных систем учета пребывания в стране иностранцев, обеспечение своевременного выявления и перекрытия каналов нелегальной миграции.

Оздоровление криминогенной ситуации в стране невозможно без создания общегосударственной системы профилактики преступлений с реальной опорой на население и институты гражданского общества. Необходимо внедрение оптимальных моделей профилактики преступлений, прежде всего, в семейно-бытовой сфере, среди ранее судимых, а также подростковой и молодежной среде, где совершается значительное число преступлений, как правило, на почве пьянства и наркомании.

К сожалению, перспективы глобального финансово-экономического кризиса имеют неблагоприятные последствия, так как, предприятия, скорее всего, не смогут выплачивать заработную плату, а в совокупности с уже имеющейся безработицей, это приведет к тому, что на политическую арену могут выйти экстремистские политические силы, мобилизующие группы социального протеста. В этой связи вероятен рост корыстно-насильственных преступлений. Поэтому, правоохранительные органы должны совместно работать на упреждение и вся их деятельность должна быть направлена на защиту конституционных прав граждан.

Недостатки в деятельности государственных органов при исполнении функций по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, на фоне повышения их правосознания и требований приводят к возрастанию критики, снижению положительного имиджа, в особенности, правоохранительных органов.

Особую значимость в условиях преодоления влияния мирового финансово-экономического кризиса для укрепления стабильности и согласия в стране приобретает доверие населения к органам власти через призму оценки их работы с обращениями.

В государственные органы поступает большое количество обращений граждан о нарушениях их прав и свобод по самым актуальным вопросам обеспечения правопорядка, жилищных и коммунальных отношений, земли и землепользования, здравоохранения, труда и занятости.

Нарушение сроков, некачественное рассмотрение обращений и другие недостатки приняли распространенный характер.

Сложившаяся практика привлечения к ответственности государственных служащих за нарушения прав и свобод граждан в ведомственных стенах, в условиях превалирования корпоративных интересов не обеспечивает необходимый заслон нарушениям и требует изменения.

В этой связи, было бы целесообразным пересмотреть законодательство в вопросе гарантирования соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц при рассмотрении обращений.

Для этого провести правовую экспертизу и внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие механизм защиты и восстановления нарушенных прав и свобод граждан государственными органами, в том числе, в административное и уголовное законодательство.

В частности, установить уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права граждан на обращение в органы власти, преследование граждан в связи с их обращением, а также незаконное использование либо распространение сведений о частной жизни, ставших известными в связи с обращением.

В структуре зарегистрированных экономических преступлений возможно преобладание роста невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, изготовления и сбыта поддельных денег или ценных бумаг, получения незаконного вознаграждения, незаконного получения и нецелевого использования кредита, незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства, банкротства, уклонения граждан от уплаты налогов и экономической контрабанды.

 

2. Тенденции расширения влияния криминальных групп


Следует особо отметить, что органы внутренних дел регистрируют наибольшее количество преступлений. Именно работники МВД стоят на переднем краю в борьбе с преступностью.

С учетом этого, полагаем, что правоохранительные органы страны должны принять меры по усилению борьбы с преступностью и стабилизации сложившейся  криминогенной ситуации.

Основными тенденциями криминальных групп являются:

  • расширение географии влияния криминальных групп в мире и его интернационализация;
  • усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, способствующих возникновению и распространению криминальных групп;
  • повышение уровня организованности преступной деятельности, создание крупных криминальных формирований с развитой инфраструктурой;
  • усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности;
  • рост финансового и материально-технического обеспечения криминальных групп;
  • стремление субъектов криминальных групп овладеть средствами массового поражения людей;
  • попытки использования криминальных групп как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
  • использование субъектами криминальных групп международных неправительственных организаций;
  • разработка и совершенствование новых форм и методов преступности, направленных на расширение масштабов последствий.

В этой связи представляется необходимым выработать общенациональную систему мер борьбы с преступностью, которая бы включала в себя цель и задачи борьбы с криминальными группами.

Целью борьбы с преступностью является защита личности, общества и государства от криминальных угроз и проявлений.

Основными задачами в достижении указанных целей являются:

  • выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению криминальных групп;
  • выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений организованного характера и (или) оказание содействия такой деятельности;
  • привлечение к ответственности субъектов преступной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
  • пресечение попыток переноса на территорию Казахстана деятельности транснациональных преступных групп, привлечение к этому процессу потенциала международных правоохранительных организаций;
  • постоянное совершенствование системы борьбы с преступностью, поддержание в состоянии повышенной готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения преступной деятельности и минимизации (ликвидации) их последствий;
  • обеспечение защиты стратегически важных объектов преступных посягательств  – информационные системы, критическая инфраструктура, объекты жизнеобеспечения и места массового пребывания людей;
  • противодействие распространению криминальной субкультуры, осуществление активных информационно-пропагандистских мероприятий антикриминальной направленности.

Для этого необходимо выработать общие принципы борьбы с преступностью.

Выделим следующие основополагающие принципы борьбы с преступностью:

- примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления;

- достижение невыгодности совершения преступления;

- обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности);

- применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона, а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности;

- личная ответственность виновного за совершение преступления;

- конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические, политические, социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия;

- соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренных международными актами, Конституцией, законами и подзаконными актами;

- контроль общества над правоохранительной системой;

- комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер;

- равенство всех граждан и юридических лиц перед законом;

- оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы;

- международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях.

 

3. Системные тенденции

 

В настоящем разделе рассматриваются системные тренды борьбы с криминальными группами в контексте национальной безопасности.

Первый системный тренд – криминализация властных элит.

Заинтересованность преступных групп в постоянном наращивании своих доходов, прямая зависимость официальной и теневой экономической деятельности от политической конъюнктуры, желание обеспечить личную безопасность обусловили стремление лидеров криминалитета легализовать свой статус и принимать активное участие в принятии политических решений.

Удобным каналом реализации указанных криминальных интересов стало участие организованных преступных групп в избирательных кампаниях.

В качестве цели участия организованных преступных групп в избирательных кампаниях следует назвать завоевание государственной власти, связанное с последующей переориентацией выборных институтов на постоянное обслуживание криминальных интересов.

Достижение указанной цели связано с необходимостью решения преступными группами ряда перспективных задач.

Перспективные задачи участия организованных преступных групп в избирательных кампаниях можно классифицировать на две основные группы: политические и экономические.

К числу политических задач организованных преступных групп, связанных с избранием представителей криминалитета в органы государственной власти, следует отнести:

- замещение выборных должностей с целью последующего использования должностных полномочий в интересах организованных преступных групп;

- формирование в органах государственной власти депутатского корпуса, лоббирующего принятие нормативных правовых актов, политических, административных и иных официальных решений в интересах организованных преступных групп;

- приобретение иммунитетов выборных должностных лиц и депутатской неприкосновенности.

Перспективные экономические задачи организованных преступных групп, связанные с избранием их представителей в органы государственной власти, включают:

- легальный передел рынков сырья, недвижимости, товаров и услуг в интересах организованных преступных групп;

- установление контроля над прибыльными бюджетообразующими предприятиями и высокорентабельными отраслями экономики (строительство, топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность, учреждения кредитно-финансовой сферы);

- неправомерное получение дополнительных льгот и преференций (экспортно-импортные операции, налоги, лицензионная деятельность, квотирование)

- неправомерное получение кредитов и управление бюджетными средствами в интересах организованных преступных групп.

Комплекс задач участия в избирательных кампаниях, стоящих перед организованными преступными группами, определяет выбор представителями криминалитета соответствующих методов борьбы за государственную власть в условиях выборов.

Второй системный тренд – политизация криминального мира.

Реализация задач участия криминальных групп в избирательных кампаниях зависит не только от используемых представителями криминалитета методов борьбы за государственную власть в условиях выборов, но и от влияния ряда ключевых факторов.

Необходимо различать факторы, способствующие реализации задач участия организованных преступных групп в избирательных кампаниях, а также факторы, затрудняющие реализацию задач участия организованных преступных групп в избирательных кампаниях.

Политико-правовой фактор включает просчеты руководства страны и высших должностных лиц в сочетании с их нежеланием противодействовать криминализации органов государственной власти. На практике представители криминалитета уже давно реализуют отдельные государственные полномочия и функции государственных органов. Кандидаты организованных преступных групп выражают интересы ряда социальных групп общества и располагают поддержкой.

Другой составляющей политико-правового фактора является отсутствие эффективных нормативно-правовых ограничений по избранию представителей организованных преступных групп в органы государственной власти.

Важно подчеркнуть, что по действующему законодательству о выборах наличие оперативно-значимой информации о связях кандидатов с представителями организованных преступных групп не является основанием для отказа от регистрации кандидата (списка кандидатов), исключения кандидата из списка, аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов) или отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).

Организационный фактор, способствующий реализации задач участия преступных групп в избирательных кампаниях, проявляется в том, что команды кандидатов организованных преступных групп, как правило, обладают лучшим финансированием, связанной с ним широкой возможностью подбора кадров профессиональных организаторов выборов, а также выстроенной системой управления, в которой сочетаются постановка четких и реальных задач, минимизация бюрократической волокиты, распределение ролей, строгая подчиненность, контроль и взаимная ответственность исполнителей.

Все большее значение в успехе представителей криминалитета на выборах приобретает идеологический фактор. Как свидетельствует электоральная практика, в общественном сознании населения сформировались толерантность и симпатии среди населения в отношении избранных в органы государственной власти представителей организованных преступных групп и связанных с уголовной средой кандидатов на выборные должности. Порой доходит до того, что представители криминалитета пользуются уважением среди населения.

Черты уголовной субкультуры (культ насилия и паразитизма, антиобщественные нормы – обычаи, азартные игры,  жаргон, грубая матершина, клички, татуировки, блатные песни) проникли в повседневную жизнь и регулярно воспроизводятся в отдельных социальных группах общества. Необходимо отметить, что представители организованных преступных групп активно поддерживают усиление криминального влияния в обществе, в том числе в молодежной среде. Известны случаи организации спортивных секций,  клубов по интересам, развлекательных центров и дискотек, находящихся под влиянием представителей организованной преступности и финансирующихся из их источников. Менталитет «братков» распространился даже в центральных органах государственной власти и управления.

Третий системный тренд – конвергенция власти и криминала.

Сращивание элитно-властной и бизнес-элитной преступности последовало уже три десятка лет назад, и сегодня эта криминальная среда способна жесткое сопротивление мерам государственного воздействия.

При осуществлении сотрудничества органов внутренних дел, юстиции, национальной безопасности, финансовой полиции, прокуратуры в борьбе с криминализацией органов власти нельзя исключать вероятных утечек оперативно-значимой информации представителям криминалитета. В связи с этим следует предусмотреть меры по локализации негативных последствий подобных утечек.

Эффективность системы общегосударственных мер дополняется специальными мерами противодействия правоохранительных органов продвижению организованными преступными группами своих кандидатов в органы государственной власти в условиях выборов.

Специальные меры предусматривают приобретение «источников» из числа представителей организованных преступных групп среднего и руководящего звена с целью добывания информации о планах, кадровом составе преступных групп, должностных лицах государственных, оказывающих преступным группам содействие в осуществлении противоправной деятельности, об источниках и каналах незаконного финансирования выборов и политической деятельности, направленной на нанесение ущерба национальной безопасности Республики Казахстан. Важное значение имеет работа в «околокриминальной» среде по добыванию информации о связях кандидатов, представляющих интересы организованных преступных групп, с функционерами политических партий, членами избирательных комиссий, сотрудниками правоохранительных органов, о фактах коррупции в политических партиях, общественных организациях, государственных органах.

Неотъемлемой составляющей специальных мер является последовательное документирование организованной преступной деятельности в целях подготовки материалов для привлечения лидеров и участников преступных групп к уголовной ответственности.  Следует констатировать, что в современных условиях документирование организованной преступной деятельности осуществляется не в полном объеме. В настоящее время в уголовных делах отражаются только некоторые эпизоды преступной деятельности отдельных участников преступных формирований, причем деятельность самих преступных формирований вообще не рассматривается. Необходимым условием оперативного документирования противоправной деятельности является обеспечение безопасности задействованных сотрудников правоохранительных органов и оперативных источников. В качестве конечного результата следует рассматривать ликвидацию организованных преступных групп (задержание с поличным, арест и привлечение к уголовной ответственности организаторов и участников преступных групп).

Отдельным направлением работы является документирование деятельности организованных преступных групп, имеющих международные связи. В целях повышения качества документирования и подготовки принятия адекватных мер противодействия криминалитету важно развивать информационный обмен с Интерполом, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью стран СНГ, зарубежными спецслужбами и правоохранительными органами.

Участие организованных преступных групп в избирательных кампаниях должно уступить место цивилизованным законным формам политической деятельности в Республике Казахстан.

В случае если оперативные службы МВД располагают достоверной информацией о коррумпированности высокопоставленных лиц, необходимо довести дела до логического завершения.

Требуется активизировать борьбу с коррупцией на всех этажах власти. Использовать для этого весь арсенал имеющихся сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

В борьбе с бизнес-элитной преступностью неотвратимо должен применяться уголовный закон об ответственности за хищения, коррупцию, отмывание «грязных» денег и т.п. Пока такие дела, если и возбуждаются, то очень скоро прекращаются с формулировкой «за отсутствием составов преступлений».

Таким образом, организованные преступные сообщества продолжают оказывать негативное влияние на функционирование органов государственной власти, а также принимают участие в политических процессах страны.

     
-1
2107
2