Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
04:11, 02 июля 2012

О происхождении традиционной структуры Казахстана.

Для того, чтобы понять и осмыслить сущность «традиционной» структуры Казахстана, необходимо хотя бы приблизительным образом проникнуть в исторические «тайны» происхождения казахской народности. Тогда мы будем иметь возможности научно описать и обосновать её роль и место в истории человечества. В этом стремлении не нужно искать авторских амбиций. Это просто одно из правил методологии всемирно-исторического подхода. Каждый народ, национальность и даже отдельная личность имеют свою историческую функцию, без выяснения которой мы не сможем устанавливать историческую направленность и взаимосвязь социальных событий. А выяснив эту историческую функцию, определив её роль и место, можно отразить историческую суть того или иного социального явления, его конкретную, случайную обусловленность законами исторического единства, исторической эволюции и исторической преемственности.

Но, к сожалению, происхождение казахской национальности, которая неразрывно связана с «традиционной» структурой Казахстана, остаётся на сегодняшний день исторической «тайной», которую нельзя назвать ни чёрным, ни белым пятном в истории. Все знают более-менее «достоверно», с разной степенью убеждённости, в зависимости от уровня научной информированности, что происхождение казахов как этноса относится к середине XV в. и связано с откочёвкой султанов Гирея и Джанибека от Узбекского улуса Абулхаир-хана, в результате которой «узбекские беглецы», собравшиеся вокруг них, и стали называться «казаками» (А.Н. Харузин).

Мало кто подозревает, что происхождение казахов так и осталось «неразгаданной тайной» в исторической науке, и совсем никто не осознаёт, особенно в массе населения, специфически оригинальное значение этнонима «казак», хотя его влияние ещё вполне живо в подсознании каждого казаха и в коллективном бессознательном всего народа Казахстана.

Чокан Валиханов (т. 1) так характеризует ситуацию изучения казахов в XIX в., веке, который отличался несравненно большим, чем когда-либо, интересом крупных учёных к казахскому этносу:

«Народность казахская не была никогда предметом серьёзного учёного исследования, даже дельных этнографических и нравоописательных статей мы не читали, исключая «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» Левшина и «Записки о киргиз-кайсаках Средней орды» Броневского».


Сегодня, в конце ХХ в., научная ситуация в истории Казахстана нисколько не улучшилась, а, наоборот, ухудшилась в отношении исследования исторического происхождения казахов, несмотря на то, что ещё Ч. Валиханов (там же, с. 308) предвещал, что «много чести будет тому, кто исследованиями объяснит происхождение «киргизского» (казакского. – Прим. авт.) народа, так как «миф о происхождении казахов мы не имеем никакой возможности объяснить» (там же, с. 163). Это ухудшение обусловлено, с одной стороны, политическими причинами, так как фундаментальное исследование вопроса о происхождении казахов просто не вписывалось в советскую систему науки и образования вплоть до 90-х гг. ХХ в., а с другой – неотработанным предположением Вельяминова-Зернова (Исследование о касимовских царях и царевичах) об однозначной и прямой увязке происхождения казахов с кочевыми узбеками Гирея и Джанибека, которое впоследствии было развито и оформлено в качестве мнения таким авторитетным антропологом, как А.Н. Харузин (К вопросу… Кн. XXV), и которое в результате частого воспроизводства в научном обороте ХХ в. из научного предположения и предвзятого мнения превратилось в не подлежащий сомнению «исторический» факт.

Попробуем подробно разобрать это мнение, поскольку весьма интересным и любопытным представляется тот момент, что именно оно в советской исторической науке воспроизводилось и именно его рамки ограничивали более глубокие размышления об этом вопросе.

Думается, это связано со значением этнонима «казах». Данная точка зрения позволяла ограничиваться такими значениями этого термина, как «наездник», «кочевник», «передовой воин», «степняк», «бродяга», «удалец», «скиталец» и, на худой конец, «беглец» как самое нежелательное значение. В условиях советской науки было очень важным не доходить до основного и первоначального значения этого названия: «свободный», «вольный человек». Даже если бы не работала внешняя цензура, то обязательно срабатывала бы внутренняя, подсознательная и бессознательная. Это очевидно.

А между тем именно это базовое значение данного этнонима даёт начало всем остальным значениям и пронизывает их, отражая в истинной мере сущность и структуру «традиционного» общества казахов, существовавшего в относительно неизменном состоянии на протяжении шести веков, от XIII до XIX в.

Это «традиционное» в расширительных смыслах слова («доколониальное» и «сохраняющее традиции») общество казахов сложилось ещё в XIII в. среди тюркских племен Великой степи (в том числе Монголии) и существовало как общество именно свободных людей, как свободное, в смысле индивидуального суверенитета личности, а не общества или государства.

Особенно важно подчеркнуть, что это самоназвание «казак» отражало скорее западное понимание и существование свободы в её индивидуалистическом смысле; было этническим символом народа, который жил свободно именно во внутриполитическом аспекте. Аргументы к тому будут приведены ниже, а сейчас необходимо разобрать классическую точку зрения А.Н. Харузина, которая позволяла советской науке не входить в более подробное и серьёзное разбирательство происхождения и существа казахов. Вот что он пишет по этому поводу: «Разнородные мнения, высказываемые многочисленными авторами, страдали часто тем существенным недостатком, что интересовавшиеся происхождением «киргизского» (казакского. – Прим. авт.) народа искали, так сказать, начало его во временах крайне отдалённых, даже древних. Между тем мы не имеем никаких фактических оснований приписывать «киргизам» (казакам. – Прим. авт.), в современном смысле этого слова, более раннее происхождение, чем середина XV в. Те смутные сведения, которые даются Фирдоуси в XI в. и ещё раньше Константином Порфирородным в Х в. о «казаках», «казакии» и «ханах казацких» – далее четырёхсотлетний промежуток полного отсутствия (от XI до XV в.) упоминания о киргизах (казаках) – не позволяют им приписывать

более древнего происхождения и ставить «казаков», упоминаемых 148 Фирдоуси и Константином, с «казаками» XV в. в какую-либо серьёзную генетическую связь. С другой стороны, почтенные исторические факты, указывающие на происхождение современных «киргизов» именно в половине XV в., и исторические указания на их непрерывное существование вплоть до наших дней не позволяют сомневаться во времени возникновения интересующей нас народности... двое из султанов рода Джучи-хана, по имени Джанибек и Гирей, опасаясь преследований со стороны Абулхаира, бежали из Дешта в Моголистан приблизительно в 1456 г. ...Когда Абулхаирхан умер, то в Узбекском улусе поднялись смуты и неудовольствия; большое количество народа откочевало к Гирею и Джанибеку, так что в скором времени вокруг них собралось до 200 000 человек, а узбекский улус пришёл в упадок. Так как Гирей и Джанибек сами, а потом и большая часть собравшегося вокруг них народа были беглецы, скитавшиеся некоторое время без приюта, то их и прозвали казаками» (Харузин А.Н. К вопросу… С. 49–51).

Вот этим классическим положением Харузин разом свёл на нет всё-таки уже существовавшие «разнородные мнения, высказываемые многочисленными авторами», в том числе и классический труд Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», что органическим образом вписывалось в советскую историческую науку, да и в постсоветскую, пожалуй, тоже.

А между тем он основывался лишь на предположении Вельяминова-Зернова, перевёдшего Тарихи-и Рашиди Мухамед-Хайдара, о том, что «...казаки (узбек-казаки) Мухамед-Хайдара положительно не что иное, как нынешние же казахи, которых мы, русские, привыкли звать киргиз-кайсаками... Если автор Тарихи-и Рашиди и пишет, что его казаки около 1533 г. исчезли совершенно, то он выразился слишком резко. Его казаки не исчезли, а только на время сошли со сцены. Именно они, а не какие-либо другие казаки –предки нынешних казахов или, что то же, киргиз-кайсаков» (Вельяминов-Зернов В.В. Исследование… Ч. 4. С. 228).

Здесь важно отметить следующие вещи: сам Вельяминов-Зернов, как и положено, вслед Мухамед-Хайдару называет казаков Джани-бека и Гирея «узбек-казаками», признаёт наличие «каких-либо других казаков» на территории Великой степи в то же самое время с «узбек-казаками», а также и то, что последние, то есть именно «узбек-казаки», «сошли со сцены». Значит, вполне возможно, а может быть и единственно, поскольку указаний на их физическое уничтожение нет и быть не может, эти узбек-казаки, которых до сих пор считают предками и первоначалом казахского народа, сами влились в ряды «каких-либо других казаков», числом не меньше их самих, как это

позднее произошло с «ногай-казаками» (Харузин А.Н. Киргизы Букеевской... Вып. 1. С. 35), и лишь впоследствии вместе с ними и вышли на сцену, но уже не как «узбек-казаки», а как казаки вообще, что вполне понятно. Стало быть, предположение Вельяминова-Зернова правомерно, но не вполне верно, а если быть корректнее, верно лишь отчасти. Всё остаётся на своих местах, меняется только смысл: узбек-казаки действительно предки казахской народности, но не они одни; просто казаков, без каких-либо приставок и добавок типа «ногай», «узбек», «кыргыз», «орыс» и т.д., тоже должно считать таковыми, если не в первую очередь. Следовательно, для связывания начала происхождения казахского этноса с второй половиной XV в. исторические указания Мухамед-Хайдара на узбек-казаков Джанибека и Гирея не дают достаточных логических оснований.

1
591
1