Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
22:58, 14 июня 2012

Внедрение крупных информационных систем

Написал этот пост потому, что очень часто приходится обсуждать эту задачу с владельцами, руководителями и IT-шниками крупных компаний. Подумал, что неплохо было бы обнародовать свои мысли.

Для начала хочу определиться с понятиями. Крупной я считаю систему имеющую десятки-сотни функций. Пользователей таких систем обязательно сотни человек, результаты их труда сильно связаны, обычно по принципу конвейера. Примеры: ERP в промышленных компаниях, опердень банка, опердень страховой компании (хотя сами страховщики так это ПО не называют).

Оценивая информационные системы специалисты изучают три аспекта: функциональную полноту, архитектуру и цену владения. На основании этого анализа принимается решение о приобретении продукта.

Будет ли успешно внедрен приобретаемый продукт? «Да безусловно будет, у нас же договор, поставщик обязуется», – заявляют специалисты. И, как показывает моя личная практика, глубоко ошибаются – внедрение завершается в ограниченном варианте с громадным превышением сроков и денег. Вдобавок у предприятия будет измучен персонал, многие ключевые специалисты уволятся, не выдержав напряжения. Назвать подобное внедрение успешным никак нельзя.

В чем же просчет? Вроде бы отличные специалисты в компании: производственные технологи, экономисты-финансисты-бухгалтеры, IT-шники, и обучение прошли, и каждый день по два часа включая выходные работали, но… через полтора года приходится остановить проект в состоянии «что получилось, тем и будем пользоваться».

Причина произошедшего проста – компания «не созрела» для подобного продукта. Я не говорю о том, что потребности компании ниже, чем реализовано в информационной системе, ничего подобного, потребности компании, может быть, даже превышают предлагаемые. Я говорю о степени зрелости предприятия, о ее внутренней организации, о налаженности производственных процессов.

Если оценивать наши крупные предприятия по модели зрелости CMMI, то они все будут находиться между первым (хаотичным) и вторым (повторяемым) уровнем. Многие процессы в компании происходят в зависимости от исполнителя или его руководителя. Зависимость предприятия от человеческого фактора очень велика. Думаете, что внедрение программы сможет разрешить эту проблему, снизить влияние человеческого фактора? Практика говорит: «Ничего не получится, внедрение не получится, человеческий фактор победит».

Для успеха при внедрении крупных информационных систем предприятие должно перешагнуть второй уровень зрелости и двигаться к третьему (определенному) уровню. Это условие является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Иначе ничего хорошего не получится.

Я знаю страховые компании, которые лет 8 назад купили индусскую программу Премия. Программа была недешева и руководители этих компаний с гордостью заявляли о такой «крутизне». А через пару лет мучений самые решительные тихо-тихо отказались от ее использования, списали по бухучету. Другие остановили внедрение, удовлетворившись полученным результатом, кстати очень далеким от идеала.

Хорошо, что в страховых компаниях регулярно меняются первые руководители – новый шеф может прервать безнадежный проект. Плохо другое: менеджеры высшего звена никак не усваивают урок, не выявляя истинных причин неудачи. И происходит новый виток по спирали. До меня дошли слухи, что теперь по Казахстану бродят болгары с программой ИНСИС и ценой раза в 3-4 выше Премии – вот это КРУТО!

Но страховщики дети по сравнению с банкирами, вот кто настоящие транжиры. Знали бы вы сколько софта закупалось и закупается, а потом выбрасывается даже не успев попользоваться по-настоящему. Ну это их дело, нас не касается.

Наверное должна быть какая-нибудь мораль, все-таки столько слов написано. А мораль простая: Если тебе говорят, что «пупок развяжется», то относись к этому мнению достаточно серьезно, а то потратишь кучу нервов, денег и времени впустую.

0
203
0