Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
21:33, 12 июня 2012

Интернет – спасение или опасность?

Казнет растёт быстрее, чем понимание его возможностей

Blog post image

Бурное развитие Интернета начинает заметно влиять на общество. Сможет ли государство использовать  в своих интересах этого информационного джина, или он сам начнёт влиять на политику государства. Об этом наш разговор с Багланом Айдашовым - руководителем информационно-аналитической службы Интернет ассоциации Казахстана.

- Баглан, куда движется Казнет? Какие формы интернет-активности возникли в последнее время в Казахстане?

Blog post image

- Казахстанский сегмент сети Интернет или Казнет в настоящее переживает стадию активного роста. Можно выделить несколько основных направлений развития. Во-первых, на протяжении последних 4-х лет наблюдается значительный рост интернет-аудитории в Казахстане. Только за прошлый год число пользователей выросло на 34%, составив 6,7 миллиона человек. Сегодня относительное количество пользователей интернета в Казахстане уже переваливает за 40% от всего населения страны, а в отдельных социальных группах – таких, например, как жители крупных городов в возрасте 18–35 лет, достигает 70%.

 

Народный информационный рынок

 

Рост интернет-аудитории приводит к тому, что теперь информационное поле формируется не только за счет традиционных СМИ, но и за счет так называемых новых медиа, включающих в себя социальные сети, блог-платформы, форумы и онлайн-СМИ, формируемые сторонними пользователями (user-generated content).

Во-вторых, в Казнет направляются инвестиции в виде рекламных бюджетов и вложений в новые проекты. При этом стали очень популярными такие методы продвижения как маркетинг в социальных сетях. Если же говорить о цифрах, то в 2011 году на рекламу в Казнете было затрачено порядка 9 млн. долларов, а по прогнозам на этот год ожидается, что данный показатель вырастет до 15-16 млн. долларов.

В-третьих, популярность социальных сетей поддерживается на весьма высоком уровне. Ежедневная казахстанская аудитория всех популярных социальных сетей, таких как «Мой мир», «Вконтатке», «Facebook» и «Twitter», достигает 2-х миллионов. При этом социальные сети помимо своей основной функции общения начинают играть роль каналов распространения информации.

И, в-четвертых, необходимо отметить развитие электронной коммерции. Несмотря на несовершенство законодательства в этой сфере наблюдается бурный рост онлайн-покупок. Рост внутреннего рынка обеспечивается главным образом за счет покупки авиабилетов, сервисов коллективных покупок и продаж бытовой и компьютерной техники. При этом бóльшая часть покупок в Казахстане совершается на зарубежных площадках. Например, три четверти всех онлайн транзакций Казкоммерцбанка происходят вне казахстанских интернет-магазинов.

- Есть ли у Казнета какие-то специфические черты, присущие только для нашей стране?

- К сожалению, специфические черты нашего локального интернет-пространства со знаком «минус». В Казнете крайне мало успешных и популярных проектов развлекательной и особенно образовательной направленности. Конечно, есть весьма неплохие проекты, такие как yvision.kz, voxpopuli.kz, kiwi.kz, tengrinews.kz, vse.kz и т.д. Казахстанские пользователи до сих пор намного чаще заходят на российские ресурсы, нежели отечественные. В этом основная специфика. В остальном, конечно, в Казахстане проявляются известные мировые тренды, в некоторых случаях мы повторяем путь многих стран с отставанием в несколько лет.

- Интернет и социальные сети с одной стороны способствуют демократизации общества, а с другой выступают удобным инструментом для манипулирования общественным мнением, что показала арабская весна. Чего больше в социальных сетях – созидательного или разрушительного?

- Доминирование социальных сетей в интернете и в целом на медиа поле приводит к значительной деформации информационной среды. Значительная роль социальных сетей приводит к тому, что меняется механика распространения информации в Интернете. Начало эпохи соцсетей показало, что в поиске источников информации происходят глубинные изменения.

Важную роль играют также блог-платформы и блоги пользователей. Для многих блоги – единственное доступное и безопасное средство выражения собственного мнения. Возрастает информационная роль блогов как своеобразной альтернативы официальным СМИ. Поэтому я бы не стал ограничиваться только социальными сетями, хотя, безусловно, их влияние на систему получения и распространения информации очень велико. Причем, влияние это продолжает расти. На мой взгляд, в системе регулирования социальных и политических отношений в современном информационном обществе Казахстана одно из центральных мест должна занять разработка национальной стратегии формирования информационной политики, интегрированной в глобальную сеть Интернет. Информационная политика в Интернете способствует развитию системы информационно-психологических отношений, обеспечивая при этом защиту национальных интересов и информационно-психологическую безопасность личности, общества и государства в постоянно изменяющихся условиях. Это тренд. Последние события, связанные с терактами и другими чрезвычайными событиями в 2011 году показали «слабость» Казахстана в информационной сфере. В стране только начинает зарождаться система государственного информационного реагирования на важные общественные, политические и резонансные события. К сожалению, в Казахстане еще пока не научились правильно распространять информацию и оперативно формировать информационное поле вокруг тех или иных событий.

- Интернет – с одной стороны бескрайний ресурс для образования, а с другой – удобная возможность для пустого времяпрепровождения, причем, часто в рабочее время. В связи с этим, способствует ли Интернет развитию страны или наоборот снижает производительность?

- Безусловно, Интернет приносит как положительные, так и отрицательные аспекты в нашу повседневную жизнь. Если говорить об отрицательном влиянии, то это распространение порнографии, экстремизма и терроризма, уязвимость к раскрытию персональных данных и т.д. Более того длительное нахождение онлайн приводит к изменениям в психологии потребления информации у человека: мысль, выраженная более чем в пяти строках, кажется нам непривычно длинной. Например, мы разучаемся концентрироваться, нам все сложнее прочесть книгу, поскольку ей приходится конкурировать с обрывками новостей, текстов, картинок, видео, которые Интернет оставил в мозгу. Но, несмотря на это, с развитием интернет-сервисов облегчается доступ к доселе недостижимым знаниям, архивам, культурному наследию. Электронная коммерция и государственные электронные услуги позволяют, не выходя из дома оплачивать по счетам, получать справки, осуществлять покупки и т.д.

Таком образом, Казахстан остро нуждается в правильно выстроенной информационной политике. Причём, акценты нужно сделать на продвижение образовательных ресурсов, производство отечественного контента и конструктивное взаимодействие общества и государства с помощью новых информационных технологий.

 

Олег БЕЛОВ

Коллаж Игоря ЛОГВИНА

Аргументы и факты Казахстан, №24, 13.6.12

1
475
1