Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
21:55, 11 июня 2012

Настоящее

Когда-то в детстве я сняла нижнюю деревянную панель от пианино. И увидела натянутые струны, по которым бьют молоточки от черно-белых клавиш. Мне тогда еще подумалось, что как бы было здорово напрямую извлекать звуки… Но сил хватило ущипнуть только самые тонкие. И слегка провести как на арфе по всей шеренге струн. Вот так и развлекалась, сидя на полу у обнаженного чрева инструмента. Старинное немецкое фортепиано не поняло причину такого надругательства над ним. А это видимо вдалеке от исторической Родины в маленькой девочке проснулась память играющих на жетыгене предков.
С первого взгляда жетыген похож на гусли всем известного по советским мультфильмам Садко. Тот же принцип расположения натянутых струн на деревянном корпусе. Однако при более близком знакомстве становится понятно, что жетыген не так прост. Бараньи косточки или же деревянные подставочки на тонких ножках делят всю струнную поверхность на различные зоны. Но не на «рабочие» и «нерабочие», а на «звучащие по разному». Кроме того, сами деревянные корпусы могут быть разной формы, что еще больше расширяет диапазон звуков. Человеку, незнакомому с этим инструментом и с завязанными глазами, может показаться, что он слышит сразу арфу, гитару, скрипку, на которой звук извлекается щипками, ударный инструмент, а может и другое, что мой недостаточно образованный в музыкальной области слух не может узнать.
Изначально на жетыгене было семь струн, как видно из его названия (жетi – каз. семь). Как гласит легенда, каждая струна натягивалась поочередно после смерти во время Великого голода семи сыновей. Убитый горем отец передал всю свою печаль через кюй, исполненный им на созданном таким образом инструменте.
Сейчас у жетыгена пятнадцать струн. И репертуар исполняемых на нем произведений невероятно широк.
Наверное, некоторые живут в мире, где народным инструментам отводится роль атрибута ряженных на официальных мероприятиях. Что-то вроде неотъемлемой части программы, быстро прогоняемой в самом начале, чтобы дать время собраться опаздывающим. Домбра, жетыген и шанкобыз для них не более чем экзотика. Что-то вроде теплой соленой глубокой воды с волнами. С непривычки разъедает глаза, заливает уши. Да и страшно. Волны накрывают с головой, под ногами теряется опора, понемногу утягивает на глубину… Можно оставаться на берегу своих привычных установок. И изредка любоваться со стороны водной гладью как местной диковинкой. А можно попробовать отдаться своим инстинктам, расслабиться и позволить волнам подхватить себя. И тогда появится логически необъяснимое счастье от моря, от своей легкости в нем. Оно поможет ощутить себя всемогущим великаном, способным на что-то большее, чем на привычном берегу.
Таким было мое знакомство с этно-фольклорным ансамблем «Туран». В мехах и коже, с бубнами, барабанами, кобызами и прочими инструментам они казались первобытными дикарями, машиной времени перенесенными откуда то из далеких веков. Но отдавшись воле звучащего ритма мелодий я позволила проснуться чему то древнему, непонятному, но родному. Какой то части меня самой. Это ощущение было таким потрясающим, что потом я уже специально искала выступления этого ансамбля. Казалось, что удивляться больше нечему. Можно только снова и снова восхищаться магией музыки. Но на концерте студенческого симфонического оркестра консерватории имени Курмангазы перед мировым турне я снова была поражена. При исполнении произведения «Жамиля» композитора Актоты Райымкуловой, написанного по мотивам одноименного романа Ч.Айтматова, соединилось невозможное. Черные классические костюмы и волчьи шкуры. Скрипки и жетыген. Виолончель и кобыз. И это звучало гармонично. Именно так, как оно и должно было быть. Не иначе. То сменяя друг друга, то сплетаясь в единую мелодию, дополняя сложный узор задумки автора…
Конечно же, во время презентации первого альбома Турана я была в числе огромного числа почитателей, заполнивших большой зал консерватории имени Курмангазы. И с удовольствием взяла автографы членов группы на развороте обложки диска: Картенбаевой Корлан, Бекмуханбетова Бауыржана, Нурмолдаева Серика, Арыкбаева Абзала, Медеубек Максата.
30 мая 2012 года в рамках вечеров программы «Алматы – источник вдохновения» прошел концерт под названием «Волшебный голос жетыгена». Было чрезвычайно интересно познакомиться ближе с инструментом, который до этого в моем представлении был лишь дополняющим фоном. Как оказалось, он удивительно многолик и насыщен сам по себе. Прекрасная акустика зала музея народных инструментов в Алматы позволила раскрыться голосам инструментов и исполнителей в самом выгодном ракурсе абсолютно без каких-либо усилителей и аранжировок. Не менее этого потрясла энергетика самих музыкантов. В них, даже в самом юном десятилетнем мастере игры на кобызе, чувствовалась искренняя и преданная любовь к музыке. От их запала можно было бы поджечь факел, подобный олимпийскому огню. И нести от сердца к сердцу, разжигая гостеприимный очаг искусства.
Исполняли кюи, песни, такие знакомые и новые, мелодии, которые уже когда-то все слышали совершенно в другом исполнении и в другой обстановке. И это все на народных инструментах.
А 4 июня 2012 года в концертном зале Фонда Первого Президента состоялась презентация альбома Корлан Картенбаевой «Толкын легi». Эта тонкая и тихая на фоне экспрессивных джигитов из Турана девушка кроме превосходной игры на жетыгене еще обладает сильным завораживающим голосом, а также сама является автором кюев и песен. Ее произведения исполняют как она сама, так девушки, играющие на жетыгене, и этно-фольклорный ансамбль «Туран». Это как аромат любимой сирени. Как стакан чистой прохладной воды после долгой пыльной дороги под палящим солнцем. Как вечерний чай в семейном кругу. Что-то глубоко свое и настоящее.

1
215
1