Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:46, 08 июня 2012

Работы конкурсантов. Яков Фёдоров

Сөйле, сөйле, шешен боласың

По стране уже лет эдак пять гуляет крылатая фраза, что за годы независимости государственный язык мог бы выучить даже медведь. И с какой стороны ни посмотришь на этот лозунг – всё кажется предельно логичным. За период с 7 по 11 классы (5 лет) люди умудряются свободно овладеть английским, да ещё так, что тоефлы да аелзы сдают получше англичан. В китайских университетах многие наши соотечественники за год на курсах по изучению китайского языка учатся довольно сносно говорить на языке тысяч иероглифов. И даже экстравагантное на первый взгляд предложение от Tildaryn выучить базовый язык за несколько дней вызывать удивление не должно – по себе знаю, что окунувшись в определенную атмосферу, язык изучается весьма непринужденно.

Но в случае нашего медведя логика почему-то никак не действует. То ли потому что ему на ухо другой медведь наступил, то ли из-за того, что годы независимости пока приходятся на его спячку. Далеко не все в нашей стране, к сожалению, знают государственный язык даже на бытовом уровне.

Превед!

И здесь я постараюсь  ответить в этом письме на очень важный вопрос: «Согласны ли Вы (то бишь я), что знание государственное языка – это результат работы всего общества» и соответственно предложить модель такового общества, сделав акцент не на тактику (популяризация в СМИ, погружение в среду и т.д.), а на сознание.

Безусловно, определенные успехи государством предпринимаются, но в целом, кардинально ситуация не меняется. И тут начинает работать уникальный лозунг: «Начни с себя». Лозунг универсален тем, что применяется практически в любой сфере: грязный город – значит только жители виноваты, начните с себя; спортсмены плохо выступают на соревнованиях – начните с себя, делайте зарядку по утрам; мало людей говорит на государственном, а для многих и родном казахском языке– опять же начинать нужно с себя.

Понятно, что такая идеология является очень правильной, но только в одном случае – если человек хочет добиться каких-то успехов в жизни, то ему нужно не только указать цель, но и помочь в ее достижении. Если мы хотим научить ребенка плавать (или языку), мы не можем кинуть его в открытое море и требовать от него, чтобы он сразу поплыл кролем. А если он начнет тонуть (не выучит язык без помощи), мы же не будем кидать в его адрес критические замечания, что за это время и медведь бы научился плавать. В первую очередь, если мы хотим, чтобы все население знало казахский язык, мы должны стереть эти лишние психологические барьеры.

Понятно, что изучение казахского языка – это обязанность каждого гражданина, но всем известно, что есть обязанности, которые выполняются через силу, а есть те, что делаются с удовольствием. Яркий пример – школа. Кто-то бежал туда быстрее скорости ветра ради интересных уроков, а кто-то симулировал болезнь, потому что, к примеру, физичка на него каждый раз орала.  Я, например, нашел для себя весьма интересный способ для изучения казахского языка – участие в дебатах. Да, бывают моменты, когда в мыслях пролетают предложения, абзацы и страницы, а язык выговаривает к этому моменту только: «Ассалаумағалейкум, құрметті ледилер мен джентельмендер!» Но моя любимая пословица гласит: «Сөйле, сөйле, шешен боласың», и я не сдаюсь, продолжая практиковаться.

Так и каждый человек может найти для себя что-то интересное, главное, чтобы атмосфера была соответствующей. Помнится, я прожил несколько лет в общежитии в не так давно прошедшие студенческие времена. Порой я пытался преодолеть страх и говорил (точнее пытался) с друзьями на казахском. И если бы они смеялись над моими жалкими (как мне сейчас кажется) попытками, над каждой ошибкой, или твердили, что я не выполнил свою обязанность, то я откровенно рано или поздно бы проникся некоторыми негативными чувствами к этой затее. Но неоднократно я встречал поддержку, и именно она являлась даже бОльшим подспорьем, чем русско-казахский словарь.

Қозғама өлесің!!!

Однако иногда огорчает, что такая поддержка оказывается на личном уровне, но на общественном уровне все меняется. От миллионов людей требуют, требуют, требуют знания, но любой учитель требующий знания, вначале эти знания ученикам и дает. А у нас никто пока не вызывается на роль такого мудрого учителя.

И в этом свете, мне кажется, нужен стимул. И таким стимулом может стать искусство. Веками люди учили иностранные языки, чтобы приобщиться к великому. В Российской империи все поголовно читали французские романы, Абай переводил стихи Пушкина и Гёте, даже среди нечитающих современных отроков «считается» прочитать в оригинале Гарри Поттера, а Наруто смотреть исключительно на японском с субтитрами. Поэтому нужно сделать несколько вещей – во-первых, активно переводить произведения не только на казахский язык, но и с казахского на русский и другие языки. Удивительно, но в магазинах не найти полных произведений казахских авторов на русском языке. Ұят қой! Люди должны понимать, что произведения казахских авторов – это достояние не только казахского народа, но и мировой литературы. Тогда и возникнет желание прочитать их в оригинале. То же самое касается и фильмов, даже дубляжа не нужно, достаточно субтитров, уж они-то не стоят больших финансовых вливаний. Во-вторых, очень важно охватить детскими садами все население страны, потому что именно в этом возрасте ребенок очень легко воспринимает любые языки. При этом для меня удивительно деление детских садов на казахские и русские, мне кажется, что нужно делать смешанные детские сады, где русскоговорящие ребята будут учить казахский, а казахскоговорящие – русский. В детсадовском возрасте ребенок, не относится к новым знаниям, как к чему-то враждеюному, как многие привыкли делать это в школе и в высших учебных заведениях. Поэтому необходимость ребенка в общении будет хорошим стимулом для развития языка.

Можно долго дискутировать и решать тактические вопросы, но главное определиться, готово ли общество помочь самому себе, потому что если ученик плох, то это проблема исключительно учителя.

Организаторы данного конкурса предложили участникам задать самим себе вопрос и на него же кратко ответить. Автоматически в голове сформировался вопрос:«Согласны ли вы, что знание государственного языка – это нужно?» И, что самое странное, не все ещё нашли ответ на этот риторический вопрос. Моё ответ: однозначно нужно, так как не пытаться выучить язык страны проживания может только гость, захватчик или полный идиот. А так как к последним двум категориям, надеюсь, все граждане Казахстана себя не относят, то нужно сделать всё, чтобы не чувствовать себя гостем в собственном доме.

П.С. Пару слов о себе. Фёдоров Яков Иванович. 28 июля 1985 г.р.Родился в Семипалатинске (сейчас Семей), после окончания школы живу в Алматы. Владею в совершенстве русским языком, хорошим английским, стараюсь практиковать казахский язык.




0
511
0