Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
00:51, 08 июня 2012

Современные тенденции развития государственной службы

Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и управления. Основным механизм и институтом этого управления является государственная служба. Поэтому государственная служба была, есть и в обозримом  будущем останется одним из главных институтов государства. Проблема места и роли государственной службы в системе власти и государственного управления всегда имела не только теоретическое, но большое практическое значение. Находясь между государством и обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии.

Сегодня значимость данного института определяется ее актуальностью и усиливается тем обстоятельством, что Республика Казахстан находится на очередном этапе реформирования системы государственной службы. В прошлом году Указом Президента утверждена Концепция новой модели государственной службы, где определены этапы и основные направления развития. С учетом предложений местных и территориальных государственных органов, Агентством РК по делам госслужбы в этом году разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы». В данной статье мы сделаем попытку провести небольшой анализ основных положений проекта закона.

В проекте преобладает нормы касающейся правовой защиты государственных служащих, усиливается ответственность руководителей государственных органов за неприятие мер за правонарушения коррупционного характера и защите подчиненных. В частности за непринятие мер должностными лицами государственного органа по заявлениям государственных служащих, работающих в данном государственном органе, о коррупционных и иных нарушениях законодательства, склонении их к совершению данных нарушений предусматривает административную и дисциплинарную ответственность. Также руководители государственных органов, ответственные секретари, иные должностные лица, имеющие право назначения и освобождения лиц на административные государственные должности, работники службы управления персоналом (кадровой службы) несут административную и дисциплинарную ответственность за: внеконкурсное назначение граждан на административные государственные должности; нарушение порядка проведения конкурсного отбора на занятие административной государственной должности; нарушение порядка наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих; неправомерное увольнение административных государственных служащих, установленное решением суда.

Важной правовой нормой предусмотренной проектом новой редакции является требование, что при смене руководства государственного органа не допускается прекращение государственной службы административными государственными служащими по инициативе вновь назначенных руководителей.

В проекте, в основных понятиях закона отмечается, что карьерное планирование – процесс определения этапов профессионального развития государственного служащего. Поэтому планируется внедрение нормативного установления правил карьерного планирования. Данный механизм станет важным фактором мотивации своих сотрудников руководителем госоргана, а также  сам собой напрашивается вопрос: как будут госслужащие мотивировать сами себя? При этом образуется некоторая средняя величина между интересами госоргана и интересами сотрудника, что выгодно обеим сторонам. Каждый госслужащий должен изначально иметь представление о перспективах своего роста и стремиться его достигать Есть в проекте и понятие стажировка. Стажировка – приобретение в период деятельности в других государственных органах и иных организациях профессиональных знаний и опыта государственными служащими, а также лицами, зачисленными в кадровый резерв административной государственной службы

Среди основных триединых целей, рассматриваемых в Концепции, но отнюдь не в последнюю очередь по важности, является совершенствование этических норм. Важный аспект профессиональной этики – моральные самоограничения, т.е.  более высокие, чем по отношению к остальным гражданам, требования. Политик и чиновник имеют больше возможностей, нежели рядовой гражданин, и именно поэтому на них налагается больше ограничений и самоограничений. Основные правила поведения госслужащих были закреплены в Указе Президента РК 2000 года. Затем в 2005 году на основе данного документа, утвержден Кодекс чести государственных служащих. В апреле 2011 года были внесены изменения и дополнения в данный Кодекс. Как мы видим, этические нормы государственных служащих постоянно совершенствуются, что соответствует международным нормам. Однако не будем забывать, что имеются различия между правовыми нормами и нормами моральными. Если правовые нормы зафиксированы в нормативных правовых актах, которые в качества гаранта исполнения имеют силу государства и неисполнение влекут за собой обязательную ответственность. То моральные нормы складываются в общественном сознании, отличаются содержанием, широким толкованием и не регламентируют конкретные меры и формы воздействия. Поэтому важным фактором здесь является самоограничения, которые должностное лицо должно налагать на выбор тех или иных действий, той или иной линии поведения в рамках полномочий.  Ведь требования морали выполняются добровольно в силу личной убежденности и понимания их общественной полезности. Практика показывает, что среди поступающих обращений граждан в Управление преобладает нарушения государственными служащими морально-этических требований. Поэтому введение института наставничества, предусмотренного проектом новой редакции закона, является своевременным. Госслужащего нужно воспитывать и периодически напоминать ему об ответственности за ненадлежащее исполнение государственных функций. Также в проекте предусмотрено ежегодная оценка деятельности административных государственных служащих, которая проводится для определения эффективности и качества их работы.

Повышение роли кадровых служб, закрепленных в Концепции, является необходимым шагом. Отбором, продвижением кадров и оценкой деятельности госслужащих в первую очередь должны заниматься именно они. Именно кадровые службы должны обеспечить продвижение госслужащих по карьерной лестнице исключительно на принципах меритократии. Необходимо уточнить, что сам по себе персонал является наиболее сложным объектом управления. Он критически относится к предъявляемым к нему требованиям, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию. Хотя управление персоналом на государственной службе – это очень важный элемент. Ведь данная система связана с результативностью государственного аппарата.

Повышение качества государственных услуг является стратегической задачей, поставленной Главой государства. Важной составляющей здесь является профессиональная подготовленность госслужащих. Их профессионализм в данном случае заключается в своевременном и качественном оказании госуслуг. Кроме того, госслужащие должны обладать соответствующей культурой общения с потребителями госуслуг.

Сегодня государственные служащие имеют определенные полномочия для оказания государственных услуг. Для реализации этих полномочий необходимо беспристрастное соблюдение стандартов и регламентов, которые являются барометром качество оказываемых услуг. Агентство и его территориальные подразделения осуществляют постоянный контроль над качеством оказания государственных услуг. Если мы говорим об оценке качества государственных услуг, здесь, прежде всего, важно насколько они доступны населению и насколько население удовлетворено качеством их оказания. Критериями оценки также являются своевременность, вежливость, процесс обжалования и оказание госуслуг в электронном формате.

Таким образом, современные тенденции развития должны отвечать задачам профессионализации государственной службы в целях создания высокоэффективного государственного аппарата, который является основой для успешной реализации ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года.

 

Нуртазин М.С.,

заместитель начальника Управления

по делам государственной службы по ЗКО,

кандидат социологических наук

0
1052
0