В канун профессионального праздника вспомнился анекдот. Утро, планерка. Редактор методично бракует все темы, которые предлагают ему журналисты: "Уже было... неинтересно...тухлая тема..."
И тут, когда в редакции воцарилась атмосфера грусти и уныния, встает один журналист и говорит: "У меня - эксклюзив! Завтра в 16.00 будет второе пришествие Христа! Это совершенно точная, достоверная информация!"
Редактор задумчиво: Пришествие Христа? Хм... Второе? Ну раз второе, значит ЗКТ с синхроном.
(ЗКТ+СНХ - на телевизионном "сленге" - маленький кусочек видео с приклеенным интервью, по времени не больше минуты)
Ниже небольшой текст о том, откуда в редакциях каждый день появляются новости. Когда я его писала, то думала - может пригодится тем, кто только начинает работать. Мне самой поиск "авторских" тем раньше казался чудом. Затем это стало тяжелой работой, а в какой-то переломный момент темы начали появляться сами. Практически из ниоткуда.
Итак, ищем новость.
Утро в редакции всегда начинается с планерки, на которой редактор ставит перед журналистами четкие цели и задачи. Тогда чувство хаоса сменяет алгоритм упорядоченных действий, которые приводит журналиста к заветной цели – сделать новость.
Откуда же берутся темы? Во-первых, в каждой редакции формируется своя информационная лента дня – звонят люди, приходит регулярная рассылка от компаний и из пресс-клубов. Но больше всего главный редактор любит, когда журналист приходит на планерку с эксклюзивной темой!
Откуда берется эксклюзив?
1. Дружите с источниками информации. Это только кажется банальным. Все начинается с малого. Покажите, что вам не наплевать на героев своих материалов. Не коверкайте их фамилии и должности. Это для вас новости - рутина. Для Васи Пупкина ваша статья может быть эпохальным событием. Записывайте сюжеты и фотографии на диск, если вас попросили. Меняйтесь номерами телефонов. Звоните время от времени даже самым несговорчивым чиновникам – у них тоже бывают интересные новости.
К тому же, в дружественной атмосфере герои раскрепощаются. Вот пример доверия, возникшего у обманутых дольщиков к газете «Время». Никто больше этот протест «без штанов» не снял.
Газета "Время" 2008 год. "Застройщик нас раздел"
2. Работайте с открытыми источниками.
В школах разведки учат, что 90 процентов информации находится в открытом доступе. Надо лишь уметь ее взять. Действительно, информационно открытое общество значительно упростило жизнь журналистам. В открытом доступе сейчас есть много чего интересного – от данных по расходованию госбюджета, до заявок на тендеры. Жаль только, не все умеют этим счастьем пользоваться. Будьте любознательными! Схемы, отчеты и таблицы, конечно, скучные, но они могут многое дать.
Помните, у Ахматовой? Когда б вы знали из кого сора…. Это было о стихах, но новости тоже подчас рождаются буквально из ниоткуда.
Пример: американский IT-портал Ars Technica, как и большинство сайтов, ведет статистику посещений. В ней есть данные о том, с каких устройств и браузеров люди заходят на сайт. Кто-то не поленился ее просмотреть.
Оказалось, что некоторые гости использовали планшет iPad с iOS 6 . Так на свет появилась новость о том, что Apple тестирует планшет с новой операционной системой.
3. Блоггерам – слово
О социальных сетях и форумах хочется написать отдельно. Бывает, что руководство редакций отключает журналистов от социальных сетей для улучшения работоспособности. Я считаю – это неправильно. Более того – это чудовищно. Социальные сети для журналистов – неиссякаемый источник тем и вдохновения!
Большая часть информации добыта из открытых источников, и найдена методом серфинга в интернете. Во ВКонтакте, Facebook и «Моем мире» огромное количество встреч и групп по интересам, очень часто темы для материалов и анонсы выкладываются на Yvision. Обновляются сайты госкомпаний. Наконец, сами пользователи могут подкинуть интересную тему.
Хорошим примером работы с соцсетями и использования информации из открытого доступа может служить скандал в городе Рудный. Летом 2011 года на сайте для госзакупок появилась заявка от акимата на приобретение четырех машин. Три автомобиля - общей стоимостью 16 500 000 тенге (на 1 июня 2011 года - 113 558 долларов). И четвертый – ценой в 24 796 000 тенге (170 653 долларов).
Примерно такой:
Первыми эту новость нашли и выложили в социальные сети даже не журналисты, а рядовые блоггеры, жители Рудного. Уже следом про Лексус для акима написали ведущие СМИ.
В результате аким отказался от покупки дорогостоящего авто, а в городском бюджете ВНЕЗАПНО нашлись деньги на ремонт дорог. Вот вам реальный случай, когда любознательность плюс информационная открытость действительно изменили ситуацию.
Желаю вам побольше "своих" тем, острого пера и ясных мыслей!