Создание волонтерской среды в области обучения казахскому языку.
Бытует мнение, что обучить языку невозможно - язык надо изучать. Без выраженной мотивации обучение сводится к нулю.
Известно, что в условиях вынужденного изучения языка приобретенные знания улетучиваются по истечению определенного срока.
В данный момент люди, не владеющие казахским языком, чувствуют настойчивую необходимость приспособиться к условиям, выдвигаемым обществом и государством. Должно быть, в такой ситуации развитие культуры волонтерства должно привнести позитивный окрас в сферу изучения и обучения казахскому языку.
Предложение 1:
Создание молодежной волонтерской среды в области изучения казахского языка. Волонтеры-студенты поощряются организовывать дискуссионные, дебатные, игровые клубы на казахском языке (при ВУЗах, библиотеках, организациях), получая при этом положительные рекомендации и дополнительные преимущества в трудоустройстве.
Таким образом, обучение казахскому языку в молодежной волонтерской среде приобретет непринужденный характер, обеспечит широкий охват населения посредством повсеместного распространения клубов. В данных клубах желающий изучать язык становится одновременно и обучающим, и обучающимся, что положительно скажется на сознательном и мотивированном изучении языка.
Модернизация учебно-методической базы.
Красивая, мелодичная, приятная на слух речь вызывает как положительные эмоции, так и желание изучать язык. Надо полагать, что культура речи и лингвистическая грамотность достигаются посредством систематического, поэтапного, логически выстроенного цикла обучения на основе модернизированной научно-методической базы.
Эффективность обучения (изучения) любого языка зависит от качества обучающего материала, т.е. учебников.
Опыт издания учебников британскими университетами Oxford и Cambridge может быть учтен и при создании учебников казахского языка. Уровневый подход (начинающий, продолжающий, совершенствующийся), комплектация вкупе с обучающим CD и методическими указаниями в виде книги преподавателя, яркий, интересный иллюстрационный видео- и аудиоматериал – основные достоинства изданий данного образца. Статьи о реалиях современного Казахстана и других стран (достижениях современной науки, тенденциях в искусстве, политике и других сферах развития общества), как и вышеперечисленное, будут способствовать обогащению активного и пассивного словарного запаса и развитию речевых навыков даже при условии самостоятельного изучения казахского языка.
Представляется, что включение казахского языка в рабочие языки словаря Lingvo также будет способствовать эффективному запоминанию и применению слов на практике. В качестве альтернативы предлагается создать равноценный многоязычный словарь на основе казахского языка с развернутой словарной статьей и богатым иллюстративным материалом (с объяснением основных и дополнительных значений слова в различных сочетаниях, толкованием идиом).
Предложение:
Создание ежегодного конкурса на лучший учебно-методический материал среди высших учебных заведений Казахстана с приглашением ведущих экспертов мирового сообщества в области издательского дела в качестве жюри.
Считается, что для успешного проведения данного конкурса необходимо информирование о существовании данного конкурса всех учебных заведений Казахстана в установленный срок, предоставление времени на детальную разработку проектов (от 3-6 месяцев), а также возможности работать коллегиально (в коллектив разработчиков должны входить методисты и преподаватели казахского языка, иностранных языков, информатики, истории и др. смежных дисциплин).
Коллектив авторов, представивший лучший проект, может быть поощрен научной стажировкой в области издательского дела в зарубежных университетах, например, в рамках программы «Болашак».
Если речь идет об эффективности обучения казахскому языку как языку современного интеллигентного, культурного человека, то, полагаем, что создание и применение модернизированной учебно-методической базы как в рамках среднего и высшего образования, так и центров обучения казахского языка (дискуссионных клубов) является ключевым моментом.
Согласны ли вы, что знание казахского языка - показатель высокой культуры?