Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
03:20, 05 июня 2012

Работы конкурсантов. Ибрагимова Аида

Рушим границы «языкового барьера»!

С обретением независимости в республике возникла напряженная ситуация –состояние казахского языка как государственного? Кричащих о падении престижа родного для казахов языка было много, но, на самом деле, проблема заключается в другом. У жителей страны отсутствует заинтересованность в изучении казахского языка – стимула нет. Идея о патриотизме, любви к родному языку в условиях стремительности жизни, новых технологий, доминирования иностранных языков не действует. Русский язык остается средством общения большинства населения Казахстана, что связано с культурно-историческими условиями. Но ведь казахстанцев, владеющих казахским языком, немало. В сельской местности русскоговорящих гораздо меньше, чем в городе. Причины: в семье говорят по-казахски, соблюдаются традиции и обычаи народа, что обязательно подразумевает знание языка предков.

Как разрушить психологическую стену в сознании жителей страны и заставить их понять, что казахский язык необходимо знать, уважать, развивать? Ведь нация остается нацией лишь благодаря языку, хранящему наследие предков, передающему знания и ценности народа из поколения в поколение.

  1. 1. Мое предложение

Создадим небольшую схему, отражающую механизм изучения языка:Blog post image

 

Чтобы выучить государственный язык, необходимо активизировать все виды памяти и органы чувств человека. Песни, программы, статьи, игры, конкурсы, плакаты, книги и др. Это все должно не просто развешиваться или проигрываться по телевизору. С помощью СМИ, которые запустят механизм взаимодействия трех компонентов НАРОД-СТИМУЛ-ЯЗЫК, нужно постоянно воздействовать на бессознательное личности – его инстинкты, чувства, эмоции.

Действия власти (имеющей возможности и ресурсы):

А) Трансляция в ТРЦ, общественном транспорте, акиматах и других местах большого скопления людей на мониторах LED репортажей на казахском языке: документальные фильмы о великих людях народа, об истории города (например, Караганда), великих событиях страны, интервью с известными личностями и многое другое.

Б) Установка на всех главных остановках городов Казахстана радиоприемников (желательно повыше), из которых будут доноситься песни на казахском (как эстрады, так и народных), иногда кюи (не все их понимают). Молодежь, подолгу простаивая на остановках, будет вынуждена запомнить хоть половину песен.

В) Проведение ежемесячных развлекательных и познавательных конкурсов, игр, спортивных состязаний (на площадях, в парках, стадионах города) на казахском языке принципиально. Спонсоры обязательно найдутся.

Г) Издавать больше юмористической литературы на казахском языке, раздавать их как брошюры, листовки, при этом, не выделяя сильно идею казахизации населения.

Про роль семьи и школы уже много говорили, поэтому даже не буду затрагивать.

Самое главное – внедрение казахского языка в обиход должно происходить как можно безболезненнее, без агрессии, так как политики, с трибуны грозящие отстранением от должностей за незнание государственного языка лишь вызывают непонимание со стороны населения. Казахстанцам нужен «пряник», но не «кнут».

Спасибо за внимание!

  1. 2. «Согласны ли Вы, что знание государственное языка – это показатель патриотизма, культуры, уважения к народу и к самому себе, как гражданину Казахстана»?

Если да, то вы со мной, а кто со мной, тот истинный казахский герой!

Ссылка на блог в yvision

P.S. Вы тоже можете принять участие в конкурсе и выиграть 2 путевки в г.Кемер :)

Более подробнее тут

 
0
446
8