Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
08:11, 01 июня 2012

Антон Хреков: на каждый эфир есть только один шанс

 

Антон Хреков: на каждый эфир есть только один шанс

Количество телеканалов и передач растет с каждым годом. Но интеллектуальный уровень телевидения снижается. Почему это происходит? Ответ мы решили узнать у известного российского публициста и медиа-консультанта Антона Хрекова, соавтора программы «НТВшники».

Blog post image

- Антон, какие проекты НТВ стали для вас самыми запоминающимися?

- К счастью мне представилась возможность поработать в двух, пожалуй, самых громких передачах НТВ – «Итоги» и «Намедни». То есть я работал и с Кисилёвым, и с Леонидом Парфёновым. Но это были проекты, разнесённые во времени. «Итоги» на НТВ прекратили своё существование в 2001 году. И после этого я участвовал в проекте «Намедни», который был новой итерацией прежнего проекта Парфенова «Намедни. Неполитические новости». Если в «Итогах» я работал в качестве пишущего редактора, который делал лишь иногда сюжеты для эфира, причём делал в редакции, без выезда на съёмки, то в «Намедни» я уже работал корреспондентом, обозревателем, который выезжал и привозил сюжеты. Для меня участие в этих программах  стало прекрасной школой, и дало силы для того, чтобы создавать собственные проекты, такие как «Главный герой», «НТВшники».

- Закон масс медиа гласит, что плохие новости лучше продаются. Значит ли это, что мы обречены в каждом выпуске новостей узнавать об очередных ужасах?

- Новость хороша, когда она является результатом чего-то плохого, тогда она может сыграть на зрительском интересе. В принципе новости, с точки зрения зрителя, это плохие новости, это происшествия, по формуле «было хорошо и вдруг резко стало плохо». Зритель хочет посмотреть, как им там стало плохо. Так работает сознание. В крайнем случае – обратная схема: кому-то было очень плохо, но после неких действий страдания человека неожиданно закончились. Этот момент зрителю тоже интересен. Но в целом смотреть, как кому-то просто хорошо, - бесполезная трата времени. Есть старый анекдот: «Иванову было очень плохо. Но Когда Петрову стало ещё хуже, Иванову полегчало».

Blog post image

На фото: Мастер-класс Антона Хрекова вызвал большой интерес у центральноазиатских журналистов. Юлия Гусева и Сергей Пономарев не отходили от Антона даже во время кофе-брейка.

- Почему многие каналы сейчас буквально захлёбываются от развлекательных передач?

- Это неизбежная стадия развития телевидения в рыночных условиях. В какой-то момент мыльные оперы стали выдавливать информационный контент. Продюсерам дешевле закупать сериалы, чем делать серьёзные новости. Для большинства каналов существуют два важных поля – криминал и попса, именно они обеспечивают рейтинги, а значит и приток рекламодателей. Если канал и решает делать новости, то часто это новости без политики. При этом канал превращается во вторичное информационное поле, то есть журналисты вместо того, чтобы самостоятельно выискивать новости, пересказывают их из интернета, пресс-релизов и других общедоступных источников. Это всё равно, что делать блюдо из консервов или варить варёный суп. Такая практика заканчивается атрофией информационного чутья. Ведь главная задача журналиста – добывать информацию. Вместо этого они превращаются в пересказывателей релизов. Появился даже такой термин «спихотехника» - умение спихивать ответственность и не высказывать своего мнения. В итоге вместо актуальных новостей зрителей пичкают вторсырьём и рассказом о событиях, которые никак не влияют на их жизнь.

- Если сравнивать советское и современное телевидение, почему так снизился интеллектуальный уровень?

- Советское телевидение было государственно-регулируемым. Его организовывали таким образом, что оно всегда было немного умнее среднего уровня аудитории. Таким образом, оно повышало уровень людей, было развивающим. В условиях рыночной экономики борьба идёт не за качество аудитории, а за количество. У кого больше аудитория, тот получает больший рейтинг и привлекает больше рекламодателей. Поэтому каналы сознательно снижают интеллектуальный уровень, делают уклон на развлечение в погоне за массовым зрителем. В итоге происходит смещение контента в сторону, скажем так, «непродвинутой» части аудитории. Если проще – на них работать выгоднее.

Blog post image

На фото: Прилетев ночью из Москвы в Бишкек, Антон на следующий день провел дневное занятие на Иссык-Куле и лишь затем искупался, совершив километровый заплыв.

- Работа в медиа-сфере, с большой аудиторией требует высокой самоотдачи. Как вы восстанавливаете свои силы?

- Сейчас я не так много работаю в эфире. Можно сказать, что я ушел на тренерскую работу и чаще выступаю в роли  медиа-консультанта и медиа-тренера. Но это тоже отнимает немало сил. У меня необычный вид отдыха –чтение. Причём, параллельно я могу читать до пяти книг. Что касается физических упражнений, то зимой я бегаю на лыжах, и, кроме этого, круглый год посещаю бассейн. Когда я прошлой осенью приезжал всего на один день проводить для казахстанцев семинар на Иссык-Куле, я не упустил возможности сделать получасовой заплыв. Вода прохладная, но к ней быстро привыкаешь. Когда я стал удаляться от берега, казахстанские коллеги, очевидно волнуясь, поплыли за мной. Но они быстро убедились, что я в хорошей форме.

- Наступает эра цифрового телевидения, когда зритель может вернуть любую передачу и посмотреть её вновь. Значит ли это, что требования к журналистике становятся выше?

- Я думаю, что это никак не меняет ответственность журналиста. Она и так очень велика, ведь то, что он делает, выходит в эфир единожды и уходит вместе со временем, которое прошло. У него есть только один шанс в жизни на этот эфир, и он обязан в эту минуту не сделать ни одной ошибки.

Ален БАРРЕ

Фото автора

Теленеделя Казахстан, № 22, 30.5.12

Другие статьи на эту тему:

http://ottow.narod.ru/mass_media.html

0
529
0