Пока перепост. Время покажет, может и перекочуют оригиналы.
Свершилось! Что бы там не говорили календари Майя, а точнее их составители, попросту собиравшиеся внести в 2012 году в свой календарь поправки, что в свое время проделал ПапаГригорий XIII с календарем императора Юлиана, Конец света откладывается. Ибо устроители ежегодного фестиваля Арбат феста, сказали — баста всем пессимистам — и объявили 2012 год Началом света!
Офииальное открытие состоялось вчера 25 мая, но мне с рядом товарищей посчастливилось поприсутствовать на «закрытом открытии» ( что вполне в тенденции постмодерна ), которое состоялось 24 мая в Дворце республики, и было ознаменовано допуском журналистов к просмотру инсталляции Душана Бравура – «Алхимия», а так же сопровождавшим ее перфомансом и демонстрацией работ скульпторов на втором этаже — довольно уютном и безлюдном месте. Что и было хорошо.
А теперь по порядку. Сама инсталляция, произведение конечно монументальное и сугубо трудоемкое. Автор перенес на стекло и около 500 работ разных эпох и жанров и, разрезав все на куски, нанес на систему труб, венцом которой стала копия работы Дюшана «Фонтан», в простонародье обычно называемый писсуар и, часто используемый несознательными, как пепельница. Клянусь, сам видел объявления – «не бросайте бычки в писсуар, их потом трудно прикуривать». По замыслу великого дадаиста фонтан символизировал причастность каждого человека к постоянному акту творения и бессознательность этого акта. Ибо разум убивает искусство. Тему эту в дальнейшем развивали и сюрреалисты, и другие течения, вдаваться в теорию не буду. Желающим углубить свои познания – сюда, и сюда.
Замысел же создателя этой инсталляции трактовался им (по крайней мере официально, в программке), как идея прохождения жизни по трубам искусства и завершением всего этого актом творения человека, то есть, грубо говоря, все что мы совершаем, даже неосознанно – есть груз полученного нами пусть и на бессознательном уровне искусства. Короче коллективное бессознательное: искусство и культурные коды нами рулят. В этом и есть смысл алхимии, философского понятия – перегонки любого вещества в его первоначальное состояние – золото. Проще говоря, путь каждого в обретении им гармонии единения с Предвечным — обретение потерянного рая.
После, среди этого переплетения труб, объявилась группа товарищей в костюмах химзащиты и исполнила некую «хореографию». Я трактовал это для себя как — «спасшие свой разум от искусства с удивлением впервые с ним и знакомятся». Судя по их па, они были в некотором шоке. А один из персонажей, видимо под впечатлением от увиденного, даже хотел прервать свое бренное существование, сиганув со второго этажа в массы.
Не вынес культуры девственный рассудок, присутствующая публика видимо это знала заранее и посему между художественной алхимией и кулинарией предпочла последнее. Оно и правильно: Алхимия, алхимией, но «В самом деле, не пропадать же куриным котлетам де-воляй?»
Это, кстати, стало гармоничным дополнением ко всему задуманному художником.
Ибо цель перфоманаса — это вовлечение в действо зрителей. Часть товарищей в защитных костюмах вышла из народа, видимо, ассоциируя себя с ним. Со стороны художника — ехидненький комплимент собравшимся.
Также состоялось торжественное выступление организаторов выставки, самого художника и заместителя начальника управления культуры Ерболата Кудряновича Ауэзова, ибо мероприятие проходит в рамках Года культуры в Алматы.
А теперь серьезно: выставка мне понравилась, а еще больше мне понравилась целеустремленность организаторов. Ибо, сравнивая первые фестивали с третьим, нельзя не отметить целенаправленную тенденцию к расширению мероприятия, вовлечению в него иностранных звезд, и, конечно, размаху. Я надеюсь, что репортаж сей далеко не последний о Арбат –фесте, ибо идти он будет месяц и в открытом доступе. Этакие трубы в понимании Бравура. А я сегодня собираюсь посетить несомненно фестиваль цветов Гул –кала и заглянуть на Арбат. Подробности на Орде. Вскоре.
А теперь предоставляю свободу вашему зрению: Фото много, перетаскивать было лень - желающим сюда.