Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
04:40, 16 мая 2012

Взгляд изнутри на современное образование

Blog post image

Состояние современного казахстанского образования стало темой общественных слушаний, которые прошли в Алматы. Их организаторами выступили республиканское объединение учителей и преподавателей «Ар-Намыс» и Алматинский горком КНПК. В работе конференции приняли участие депутаты Мажилиса Парламента, члены фракции «Народные коммунисты» Айкын Конуров, Галина Баймаханова и Жамбыл Ахметбеков.

По словам модератора слушаний Ирины Смирновой, темы для дискуссии были выбраны по результатам «горячей линии», которая работала два месяца. За этот период в адрес инициаторов слушаний поступило свыше тысячи обращений. Большую часть обратившихся составили родители и учителя. Если учителя, в первую очередь, жаловались на маленькие зарплаты, произвол со стороны директоров и плохую организацию учебного процесса, то родителей волновали административные проблемы и тестирование.

Насколько нашей школе необходимо ЕНТ? Этот вопрос подняла в своем докладе член бюро горкома КНПК Ирина Смирнова.

«Считается, что ЕНТ решает несколько задач. Но все ли они связаны непосредственно с образованием? Очевидно, что нет. Единое тестирование, в том виде, в котором оно действует сейчас, очень удобно только для чиновников, для тотального контроля школы. В этот контроль вкладываются большие деньги, задействуют немаленькие ресурсы и все только для того, чтобы наши дети сдали экзамен на аттестат зрелости. Это давление: бесконечные проверки, постоянное натаскивание детей на ЕНТ, обыски и наличие сотрудников правоохранительных органов во время самого тестирования, создают у детей и учителей стойкое ощущение того, что они преступники», – сказала Ирина Владимировна.

По мнению Смирновой, на концептуальном уровне ЕНТ – хороший метод.

«Наши тесты требуют серьезной доработки, их необходимо довести до уровня американских образцов», – убежден педагог.

В заключение своего доклада Ирина Смирнова отметила, что Япония давно отказалась от тестирования, Китай снова ввел вступительные экзамены в ВУЗы, а президент США Барак Обама впервые сказал о необходимости реформировать американское образование.

Животрепещущую тему о росте неравенства образовательных возможностей поднял в своем выступлении мажилисмен Жамбыл Ахметбеков.

Высшее образование стало массовым, но его качество во многих вузах вызывает сомнения. Для нашей страны стали привычными барьеры на пути к жизненному успеху, налицо зависимость возможностей ребенка о т социального статуса родителей, от экономического положения семьи. Речь, прежде всего, идет о детях из малоимущих семей, многодетных, сельских семей. Такие дети вытесняются в «дешевые» школы, происходит ухудшение уровня их образования.

«Процент дохода, который малообеспеченным семьям приходится тратить на образование своих детей, составляет 80%. За последние деньги граждане покупают дешевое образование, которое, по сути, таковым и не является», – убежден народный коммунист.

За последние 10 лет численность студентов в стране постоянно растет, что должно свидетельствовать о доступности высшего образования. Однако этот прирост стал возможен благодаря инвестициям самого населения, а не государства. Возрастает численность студентов, обучающихся за плату.

На взгляд Ахметбекова, самая эффективная политика по уменьшению неравенства – комбинировать финансовую и нефинансовую поддержку.

«Чем больше экономическое неравенство в обществе, тем больше неравенство в образовательных достижениях», – говорит Жамбыл Аужанович.

Преодоление образовательного неравенства – это вопрос государственной политики.

Депутат Мажилиса Парламента Айкын Конуров говорил о достоинстве учителя.

Традиционная школа сейчас переживает кризис, на глазах разрушаются традиционные механизмы семейного воспитания. Учитель поставлен перед необходимостью отвечать на вызовы времени, на изменившуюся модель детства, его роль стремительно усложняется.

«Задача современного учителя – развивать способности детей, дать им возможность раскрыться, показать весь спектр возможностей окружающего мира. Школа сегодня – это развивающийся социальный институт, в центре которого стоит учитель», – говорит Айкын Конуров.

Вместе с тем, зарплата учителей в Казахстане в несколько раз меньше среднереспубликанского уровня. В своем докладе депутат привел факты выдачи в Южном Казахстане учителям зарплаты луком и картошкой.

«Менее 1% учителей получили государственную квартиру по месту работы, 62% учителей испытывают социально-психологический дискомфорт, 85% стрессы и срывы, 55% учителей и 90% родителей не удовлетворены престижем профессии учителя в обществе, только 31,6% учителей готовы рекомендовать эту профессию своим детям», – привел данные Айкын Конуров.

Достоинство и достаток связаны напрямую. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а самому жить по—человечески. Поэтому вопрос о статусе учителя, о его достоинстве и престиже – вопрос государственной важности.

«Среди все стран СНГ Казахстан находится на предпоследнем месте по соотношению объема финансирования образовательной сферы и ВВП страны (3,5%). Мировой уровень – не ниже 10%. Между тем, именно образование определяет положение государства в современном мире, его реальную конкурентоспособность», – убежден мажилисмен.

Стране, где школьного учителя уважают, где в педагоги стремятся наиболее талантливые, расцвет обеспечен.

После долгой и интересной дискуссии, участники слушаний приняли резолюцию, в которой сформулировали свои предложения по финансированию системы образованию и науки, по внедрению национальной системы оценки и обеспечения качества образования, управлению системой образования.

Полный текст резолюции народные коммунисты-парламентарии доведут до сведения министра образования и науки Бахытжана Жумагулова во время парламентского часа в середине июня.

Анна Литвинова,

Алматы.

http://knpk.kz/wp/?p=24386

Blog post image

0
339
0