Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
01:10, 11 мая 2012

Дети из пробирки

Автор: Роксана Абуова

Blog post image

С проблемой бесплодия сегодня сталкивается около 20 процентов населения Казахстана, то есть каждая пятая пара. Не исключено, что даже эти данные занижены, учитывая, что тема бесплодия может быть довольно болезненной для семей и обсуждать свои проблемы многие не решаются даже с родными. Фотограф Роксана Абуова в своем репортаже раскрывает проблему бесплодия в нашей стране и рассказывает о нескольких путях ее решения

Blog post image

В моем окружении есть семьи, в которых дети появились только благодаря программе ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), в других были вынуждены прибегнуть к суррогатному материнству, однако все они отказались давать интервью, узнав, что я хочу сфотографировать их для репортажа. Объясняли это тем, что не хотят огласки, что общество не готово принять их детей, которые появились  на свет не совсем традиционным способом. Моя героиня Римма согласилась рассказать о своей истории только потому, что хотела бы своим примером подбодрить и воодушевить других женщин, которые отчаялись иметь детей. Она написала о своей истории сама, сказав, что ей было бы слишком тяжело говорить об этом. До ЭКО Римма работала в строительной компании секретарем-референтом, супруг Андрей – водитель-экспедитор. После рождения дочери Полины Римма оставила прежнюю работу, чтобы больше времени посвящать дочери.

«Когда от какой-либо женщины я слышу фразу «Я не хочу детей», или «пока не хочу», я всегда задаюсь вопросом - какая может быть причина, чтобы женщина по своей воле отказывалась от счастья, даже на время: карьера, материальные затруднения, вопрос с жильем или что? У всех разное понимание СЧАСТЬЯ. У меня оно всегда было неразделимо связано с чувством МАТЕРИНСТВА"

Blog post image

Я мечтала о детишках, еще будучи школьницей, причем одной из них была кудрявая пухлая девочка с конкретным именем. Я вынашивала эту мечту, обсуждала со своими подругами. Я жила этой мечтой. Но шли годы, и в силу обстоятельств меня постигали разочарования. Беременность наступала, но… Все закончилось тем, что естественным путем забеременеть я больше не могла. Муж меня все время поддерживал, говорил, что наши отношения никак не изменятся, даже если у нас не будет ребенка. Но моя жизнь была не до конца полноценной, я завидовала мамочкам с детьми, не хотела ходить в гости, где есть маленькие детки. Мысли о неудавшемся материнстве отравляли все мое существование. Так продолжалось несколько лет. Но в один прекрасный день я поняла, что так жить больше нельзя, надо расправить плечи и ЧТО-НИБУДЬ сделать!Про ЭКО я слышала и раньше. Также слышала, что почти никогда не получается забеременеть с первой попытки, что женщины делают ЭКО в Алматы, ездят в Питер, в Эмираты, делают по 3-4 попытки, что врачи дают не более 30% гарантии, и что все это стоит колоссальных денег. Я знала, что в Алматы есть «Центр ЭКО» на Байтурсынова-Толе Би, позвонила туда и получила необходимую информацию. Я стала думать об этом, причем о чем-то другом я думать уже не могла… Поговорила с мужем, и он, ни секунды не колеблясь, поддержал меня в моих намерениях"

Blog post image

Сегодня в Казахстане работает около 10 клиник, занимающиеся вспомогательными репродуктивными технологиями (далее – ВРТ). Судя по отзывам людей, проходивших программы ЭКО в разных клиниках, программы везде стандартные. Несколько различаются только детали гормональной стимуляции, оборудование. Центр ЭКО появился самым первым в Казахстане, он же и согласился показать, что это за процедура, кому она нужна и с чего нужно начинать бесплодным парам, мечтающим о детях.

Джусубалиева Тамара Муфтаховна, директор Института репродуктивной медицины, врач акушер-гинеколог высшей категории, кандидат медицинских наук, эксперт ВОЗ по репродуктивному здоровью:

- Ежегодно более 13 тысяч пар обращаются по проблеме бесплодия, более двух тысяч пар идут на программу ЭКО. Успешный исход программ ЭКО в нашем Центре держится на уровне 40 процентов (за февраль, например, 47 процентов). В Казахстане за последние 15 лет благодаря этой технологии на свет появилось более 6 тысяч детей! В наш Центр приезжают не только из всех регионов Казахстана, но и из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Бывает, что приезжают из дальнего зарубежья, например, из Испании, Турции, Германии, США. Для них наши цены низкие, а уровень достаточно высокий. Узнают о нас они через интернет, передают информацию своим знакомым, которым нужны подобные услуги.

Blog post image

- Вообще, сейчас проблема бесплодия решается достаточно успешно и практически любая семья может иметь детей. Если женщина не может забеременеть, но у нее проходимы маточные трубы, делается инсеминация спермой мужа. Процент успешности такой процедуры не очень высокий, но он есть – в прошлом году наступило 54 беременности. Если трубы непроходимы, или удалены, то мы применяем методику ЭКО. Если у мужа плохая подвижность сперматозоидов, или их мало, мы применяем метод ИКСИ (помещение сперматозоида непосредственно в яйцеклетку). Если мужчина совсем бесплоден, то мы применяем метод забора сперматозоидов из яичка (ТЕЗО). У нас один из самых высоких показателей успешности этого метода в мире – 37%. Если женщине больше 35 лет и у нее проблемы с собственными яйцеклетками – они не вызревают, нет ответа на гормональную стимуляцию, или удалены яичники,  то применяем донорство яйцеклеток. Подбираем доноров, фенотипически похожих на эту женщину, делаем забор яйцеклеток, оплодотворяем спермой мужа и переносим эмбриончики в полость матки женщины, желающей забеременеть. Только по донорству яйцеклеток мы сделали 200 программ и получили 95 беременностей. Сейчас есть возможность иметь детей в  40, 50 лет. Например, приходит к нам 50-летняя пара, в семье случилась трагедия – потеряли детей. После прохождения адаптационного периода они пришли к нам, но у них собственных яйцеклеток уже нет, привели родственницу жены в качестве донора. Сделали ЭКО, подсадили матери, она их выносила и благополучно родила. Если родители старше 35 лет, мы делаем предимплантационную диагностику эмбрионов на генетические отклонения – например, синдром Дауна

Blog post image

- Стоимость процедуры ЭКО может достигать 500-700 тысяч тенге, но есть возможности для тех, кто не в состоянии оплатить такую программу. Последние 3 года Казахстан стал выделять квоты, покрывающие стоимость ЭКО. В этом году было выделено 650 квот. По ней женщины могут абсолютно бесплатно пройти программу, включая анализы, медикаменты, процедуры. Это и есть реальный вклад государства в демографическую ситуацию нашей страны, направленный на увеличение численности населения, а также сохранение семьи и брака. Есть два основных фактора бесплодия, по которым можно попасть в государственную программу и получить квоту - это женское бесплодие, обусловленное трубно-перитонеальным фактором, (отсутствие или непроходимость обеих маточных труб) и тяжелые формы мужского бесплодия (олиго-, астено-, тератоозоспермия)

Blog post image

- Оплодотворенный ооцит мы убираем в инкубатор, и на следующий день смотрим, как произошло оплодотворение

Blog post image

- У нас получилось только с третьей попытки. Первые две, которые мы провели в другом центре, были неудачные. В те годы результативность ЭКО была ниже, чем сейчас, что-то порядка 25 процентов. Поэтому у каждой из нас было по 4 суррогатной мамы, чтобы, согласно статистике, хотя бы одна из них забеременела. И вот мы пришли к Шолпан Кенесовне с 8 суррогатными мамами, она посмотрела все наши бумаги и сказала – беру! И с первой попытки у нас получилось чудо! У Альмиры успешно прошла подсадка к 2 суррогатным мамам (одна из них забеременела двойней!), а у Гульжан – у одной.

- Сколько это стоило на тот момент?
- Все расходы на медикаменты, процедуры по программе ЭКО, конечно, несли мы. В случае удачного исхода и рождения малыша суррогатным матерям выплачивалось вознаграждение – единовременная выплата 15 тысяч долларов за одного ребенка, 20 тысяч– за двойню, а также по 40-50 тысяч тенге в течение беременности – на правильное питание, витамины. Кроме этого, если подсадки были неудачными, матерям выплачивалась компенсация в соответствии с тем временем, что она «потратила» на тебя – с учетом времени на подготовку к ЭКО – получалось около 70-100 тысяч тенге. Но мы не знаем, делают ли так другие био-родители, все эти вещи оговариваются с самого начала. Помимо этих выплат, мы оплачивали консультации психолога. Во-первых, он протестировал всех наших сурмам  и выдал полный психологический портрет каждой, можно ли ей доверять, насколько она ответственна и правдива. Во-вторых, у многих женщин из-за гормональной бури бывает эмоциональная нестабильность, даже когда ты вынашиваешь своего ребенка, а уж если не своего... Например, был случай, когда одна из наших забеременевших сурмам не сказала своим родным, что вынашивает не своего малыша, и по мере приближения дня родов, нервничала все больше и даже пошла к врачу, не сказав нам, и попросила дать ей мертвого ребенка, чтобы предъявить родне. Хорошо, что это была наша врач, она сразу позвонила нам. Мы ее схватили и побежали к психологу! Посетив 6 или 7 приемов, мамочка пришла в себя и сказала родным правду.

-Какие были отношения, может быть, сложности с суррогатными матерями?
-  Люди бывают разные, кто-то порядочный, а кто-то хочет тебя обмануть. У нас была одна такая сурмама, которая постоянно меняла свои решения. То одну сумму назовет, то увеличивает ее неожиданно вдвое. При этом у нее был маленький ребенок, месяцев 8-9, и вообще было такое ощущение, что она с самого начала не была настроена материнство, а просто пыталась урвать какую-то выгоду. Гульжан потратила на полное ее обследование приличную сумму. Эта женщина даже пыталась нас разъединить, вроде - а чего вы вместе все время ходите? В общем, мы в итоге отказались от ее услуг. Но большинство - порядочные, честные, они все предписания выполняют, заботятся о ребенке, переживают. Мы верим, что есть люди, которые идут на это не только ради денег. Мы тоже заботились о своих сурмамах, водили к врачам, если их что-то беспокоило. Многих сурмам поддерживают их мужья, облегчают им беременность. У одной нашей мамы муж даже был инициатором того, чтобы она выступила в роли сурмамы, так как это давало им возможность купить дом. Конечно, для таких мам мы ничего не жалели, когда они принесли нам детей, плюс к оговоренной компенсации сделали подарки – золотые комплекты

Blog post image

Салтанат, 36 лет, суррогатная мама и донор ооцитов. К Салтанат меня отправили Альмира с Гульжан. Они брали ее в свою программу и характеризовали, как очень добросовестную, исполнительную и обязательную женщину.

- Как вы пришли к мысли о том, что могли бы выступить суррогатной мамой?
- Меня заставила нужда. В 2007 году я работала акушеркой в роддоме в Караганде, получала копейки. С мужем мы в разводе, я одна воспитываю дочь, ей сейчас 17 лет. Моя подруга, живущая в Алматы, прочитала в газете объявление о том, что требуются суррогатные мамы, позвонила, сказала привезти все справки. Так буквально с поезда я попала в Центр ЭКО – через 3 дня после приезда меня уже выбрали первые заказчики (врач Вадим Евгеньевич Полумисков). Учитывая, что я имела отношение к медицине, многие препараты мне были знакомы, меня не пугали процедуры. Кроме того, что я стала суррогатной мамой, я еще выступала раз пять донором ооцитов (яйцеклеток). Знаю, что одна клиентка в 49 лет забеременела  двойней при помощи моих клеток. Благодаря моим нынешним заказчикам я не работаю, хожу только по делам, связанным с программой ЭКО, встречаюсь с другими сурмамами, провожу для них и для клиентов психологические тренинги, так как благодаря первой программе я смогла получить образование психолога, дочь учится в колледже. Благодаря второй программе я смогу купить квартиру.

- Сколько раз были попытки забеременеть в качестве суррогатной мамы? Сколько удачных? И вообще, сколько раз можно быть суррогатной мамой?
- Три раза мне удалось забеременеть, один раз родила прекрасную девочку, один раз пришлось прервать беременность из-за желания заказчиков, и вот сейчас я тоже в положении, 24 недели (около 6 месяцев). На УЗИ вроде показало девочку, но мне кажется, это мальчик, когда я глажу живот, разговариваю с ним от имени родителей, стараюсь не делать акцент на поле. Вообще, говорят, сурмамой можно быть не больше 3 раз. Одна кумалакшы (человек, гадающий на бобах,) сказала мне, что после этих родов я еще двойню рожу.  Так что если родильный аппарат не выйдет из строя (смеется), после этой программы пойду еще на одну и – все

Blog post image

- Чем вы планируете заниматься, когда не сможете больше быть сурмамой? Планируете ли вы когда-нибудь выйти замуж, рожать для себя?

- Устроюсь на работу, может быть, медсестрой или психологом в одну из клиник, занимающихся ЭКО. Или буду так же продолжать работать с девочками и клиентами, как сейчас, помогать им находить друг друга.
Если честно, про замужество не думала (смеется). Я тут про дочкино замужество думаю и мне страшно – а вдруг придут свататься к ней кудалар, и окажутся моими заказчиками! Стыдно будет. А с другой стороны, я знаю, что я делаю благородное дело. Когда в самом начале меня одолевали сомнения, я спросила у одной женщины, которая хорошо знает Коран, не грех ли то, чем я собираюсь заниматься? Она сказала: «Это самое благородное, бесценное, что ты можешь дать людям – помочь им обрести родительское счастье». И я сама чувствую, что приносить людям детей – это моё. Из моих родственников только дочь, мама и ее сестры знают, чем я зарабатываю на жизнь. Братья и женгешки не знают, благо один живет в другом городе, а второй – в пригороде Алматы. На последних сроках я им говорю, что уезжаю в другой город в командировку (они думают, что я работаю в клинике ЭКО). Не хотелось бы, чтобы они узнали, не хочу разговоров, чтоб маме моей высказывали, или дочери. Соседи в подъезде знают, мы хорошо общаемся. После родов возникал вопрос, где ребенок, а сказать, что он умер, я не могу - язык не повернется. Так и узнали, но они не осуждают, относятся с пониманием и уважением к моему труду.

- Можете что-то посоветовать тем, кто только собирается обратиться за помощью к суррогатному материнству?
- В сурмамы лучше брать женщину лет 30 и старше. Такая женщина зрелая, ветрености в голове нет – будет выполнять предписания врачей, соблюдать режим, заботиться о малыше. На дискотеку плясать не пойдет, с кем попало путаться не будет. Она должна быть без вредных привычек, сигареты сильно влияют на функцию яичников (это критично для доноров ооцитов). Я лично убедилась на примере моих девочек-доноров, как только начинают курить, показатели падают – клеток получается меньше, они деформированы

 

Полностью посмотреть фоторепортаж вы сможете перейдя по ссылке

6
940
1