Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
02:07, 21 апреля 2012

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ВАМПИРА В ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Готическая литература – одно из самых жутких и неоднозначных явлений в мировой литературе. Построенная на наших самых низменных, животных страхах и интересах, она заставляет одних с головой погружаться в мрачные миры, а других с отвращением глядеть на все это. Но самое главное то, что готическая литература, несмотря ни на что, всегда сохраняет свою популярность, видоизменяясь со временем.

Готическая эстетика возникла в середине 18 века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения. Впервые законченное выражение нашла в жанре готического романа, ставшего очень популярным в 18 веке, так что вот уже более трех столетий люди зачитываются произведениями данного жанра. Сегодня, придя в книжный магазин, можно увидеть десятки книг о вампирах, оборотнях, черных магах и прочих представителях мира темного, непознанного и фантастического, среди которых как авторы классических готических романов, так и современные литераторы. Готическая литература оказала огромное влияние на искусство в целом. Живопись, кинематограф, музыка – все они так же попали под влияние «темной стороны».

В чем же кроется причина популярности готики  как литературного направления? Возможно, это сильное эмоциональное воздействие на читателя, претворение самых невероятных желаний и помыслов подсознания человека? Почему тема смерти, мистики и воплощенного зла век от века будоражит ум человека?

В данной статье мы постараемся показать эволюцию образа вампира в готической литературе от самого раннего фольклора до литературы нашего времени. Мы сравним образы вампира-монстра Дракулы Б. Стокера («Дракула») с современным очеловеченным романтическим вампиром в произведениях Энн Райс «Интервью с вампиром», С.Майер «Сумерки» и Р. Мид «Академия Вампиров».

В настоящее время интерес к вампирам не становиться меньше. Образ вампира модифицируется из упыря и монстра в вампира, образ которого близок к обычному человеку.  Тема вампиров интересовала людей в прошлом, интересует сейчас, и вряд ли в будущем утратит свою актуальность.

Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов». Название — от архитектурного стиля «готика» (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). Однако, по предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин «готика» изначально употреблялся в значении «средневековый».

Вампир самый популярный герой из всех монстров фэнтези. Про него создано множество фильмов и написано более тысяч письменных произведений. Вампир это то же, что упырь. Вурдалак это персонаж мифологии и верований ряда народов Европы, встающий по ночам из могилы и высасывающий кровь у спящих, насылающий ночные кошмары. Считалось, что тела вампиров не разлагались в могилах и обезвредить их можно, вбив в тело вампира осиновый кол.

Классический образ вампира, так плотно засевший в массовом сознании и столь популярный в литературе фэнтези, является достаточно поздним по своему происхождению. Упырь, как живой мертвец средневекового фольклора, не был ни красив, ни соблазнителен и представлял собой труп крестьянина, абсолютно лишенный куртуазности и того лоска, который всегда отличал вампира стандартного.

Переход образа вампира из народных сказаний в «большую литературу»  начался с конца 18 – начала 19 века и произошел по нескольким причинам. Во-первых, в это время начинается становление фольклористики как целенаправленного изучения народных сказаний, и писатели-аристократы просто получают возможность узнать о таковых, обращаясь к новому источнику сюжетов, которые они, естественно, начинают активно эксплуатировать. Во-вторых, это время окончательного освобождения литературы из-под влияния церкви. Для нас это важно тем, что допустимость того, что после смерти душа человека не устремилась в Рай или Ад, а каким-то образом осталось в теле, появляется только тогда, когда общее давление церкви ослабевает. В-третьих, образ вампира оказался связан с распространением романтизма, для которого характерны личностный взгляд на вещи, отчасти свободный от общих штампов, и первая попытка создать врага не столько инфернального и лишенного положительных черт, сколько романтизированного, с человеческим лицом, врага, которого можно понять и воспринять не как лубочное зло, а как, по-своему, трагическую фигуру.

Проследим хронологию появления образа вампира в литературе 18-20 веков.

Начиная с конца 18 века большинство работ о вампирах было написано в Германии, одна из них поэма Гёте «Невеста Коринфа» 1797 года о молодой невесте, которая возвращается к мужу в качестве упыря и живет с ним, пока не обнаруживается ее истинная природа.

Первая поэма о вампирах в Англии «Кристабель» (1798) была написано С.Т. Кольриджем. В 1819-20г.г. Джон Китс пишет «Ламию» по мотивам рассказа Филострата и представлений 17 века о способности ламии принимать облик прекрасной девы. В его поэме жертва спасена от сверхъестественной соблазнительницы, но все равно умирает от тоски по ней [1].

Повесть под названием «История вампира», написанная лордом Байроном и опубликованная после его смерти врачом Джоном Полидори в 1819 году [1]. В повести говориться о лорде Ратвене, появившемся в Лондоне, четко державшем репутацию мрачного аристократа-декадента, который ежедневно пил уксус, дабы поддерживать бледный цвет лица, или убивал одну из своих любовниц и пил ее кровь из кубка, сделанного из ее черепа. Ратвен - классический байроновский типаж демонического соблазнителя, притягивающий и отталкивающий одновременно. Лорд Ратвен далек от вампира в современном понимании. Он абсолютно нормально чувствует себя на свету, и его ночной образ жизни вызван исключительно вредными привычками. Он не пьет кровь постоянно - во всяком случае, на процессе питания не делается акцента. Но именно этим произведением была проведена грань между вампиром и упырем. Упырь  уродлив, и почти везде его или наделяют зооморфными чертами, либо он отчасти разложился и его нельзя спутать с живым. Ратвен, наоборот, красив и изыскан. Упырь относился к низшей мифологии, ими обычно становились крестьяне или люди, находящиеся как бы на периферии общества. Ратвен - аристократ, и после появления этого образа вампир стал четко соотноситься с правящими классами.

Как мы видим, вампир, популярный во второй половине 19 века, представляет собой образ демонического соблазнителя, обладающего сверхъестественными способностями, продлевающего себе жизнь и красоту за счет молодых девушек. Вампир Ратвен – это образ вампира аристократа, красивого и молодого с изысканными манерами, что весьма отличало его от фольклорного упыря.

Появлением того образа вампира, который привычно воспринимается как эталон, мы в основном обязаны Брэму Стокеру, первая публикация романа «Дракула» произошла в 1897 году [1]. Это история о трансильванском графе Дракула, который живет, как и полагается монстру, в отдаленном замке на краю цивилизованного мира, а потом переезжает в Лондон, где активно приобщается к современной культуре. У него длинные черные волосы, собранные в хвост, на нем черный плащ. Днем он спит в гробу, не отражается зеркале, может ползти по стенам, превращается в летучую мышь и гипнотизирует людей. Вампиром Дракула стал после смерти, заключив договор с дьяволом и став его приемным сыном. Ему подчиняются все ужасные существа: оборотни, волки и даже цыгане на его стороне. Солнечный свет его не убивает, но не приятен, он пьет кровь, не переносит чеснок и святые символы. У него три невесты-вампирши, сильные и красивые, умерщвленные укусом в шею. Роман повествует о людях, которые пережили кошмарную встречу с графом. Девушка Люси, получившая смертельный укус и постепенно становящаяся вампиром, ее возлюбленный, не находящий себе места от отчаянья, мужественный врач Ван Хельсинг, распознающий зловещие симптом. Отрывки из их дневников и писем шаг за шагом будут приближать к разгадке зловещей тайны [2].

К концу 20 века образ вампира начал терять свою былую славу. Благодаря Энн Райс вампирская тематика получила новый толчок к эволюции. В середине 1970-х годов вампирская тема как бы пережила своеобразный ренессанс, заключающийся в попытке переосмыслить образ вампира и уйти от образа «любовника с зубами». Первая книга  Энн Райс «Интервью с вампиром» вышла в 1976, ее главный герой Лестат Лайонкур, является антигероем, непохожим на более раннего вампира [1]. Также Энн Райс усложнила процесс превращения, обмен кровью, когда именно выпитая жертвой кровь вампира инициировала превращение. Впервые вампир укусил представителя своего пола, до этого вампиры кусали только девушек и впервые появился ребенок вампир. Так появился образ вампира «на байке», одетого во все черное и ведущего исключительно ночной образ жизни. Благодаря Энн Райс вампиры стали ближе к людям. Энн Райс показывает, что вампиры тоже умеют чувствовать: они страдают, радуются, любят и переживают каждое совершенное ими убийство. Вампира Энн Райс уже нельзя назвать просто монстром или упырем-одиночкой, пугающего местное население, он существуют в сообществе, у них свои правила и законы, за нарушение которых провинившиеся караются смертью.

Энн Райс является основателем нового течения готического романа, ставшего очень популярным в 20 веке и знаменовавшего новую эпоху  в развитии готической литературы [3].

В наши дни разница между вампиром и человеком почти стерта. В современном мире вампиры не такие уж и монстры, некоторые из них не питаются человеческой кровью вовсе, едят обычную пищу, а чеснок, зеркало, и распятие больше не представляют для них угрозы. Вампиры внешне не отличаются от обычных людей, лишь бледность и краснота глаз являются их отличительной особенностью. Они ходят в школу, работают, влюбляются в обычных людей, живут в больших и маленьких городках. У них есть собственный мир, скрытый от людей.

Помимо этого, современные вампиры обладают сверхъестественными способностями: они читают мысли, видят будущее, могут управлять природными стихиями, обладают даром внушения. Вампиры в саге Стефани Майер «Сумерки» не бояться солнца, их кожа бледная и сверкает, потому они и вынуждены прятаться от солнца [4].

 

Появляется классификация вампиров, например в романе Райчел Мид «Академия вампиров» среди них выделяются «морои» - не бессмертные вампиры, «дампир» - получеловек- полувампир, и «стригои» - бессмертные монстры [5].

Итак, современные вампиры  весьма отличны от вампиров 18 века. Они наполнены любовью, чувствами, переживаниями. Образ жизни вампиров в современной литературе не назовёшь сверхъестественным. Современный вампир может жить мирно с людьми и не убивать, питаясь кровью добровольцев или животных. Они больше не кровожадные монстры,  живущие в страшном замке, спящие в гробу и окруженные летучими мышами и туманом. Они ведут «людской» образ жизни. Больше нет необходимости бояться вампиров, теперь они всеобщие любимчики, они романтичны и невероятно очаровательны.

 

Представим эволюцию вампиров в плане уязвимости и их слабых сторон в виде таблицы.

Таблица 1 - Уязвимость вампиров

 

ВАМПИРЫ

солнечный свет

чеснок

серебро

дерево

вербена

святые символы

ФОЛЬКЛОРНЫЙ УПЫРЬ

нет

да

не всегда

да, но разное

нет

да

РАТВЕН

Байрона 18век

нет

нет

нет

нет

нет

да

ДРАКУЛА

Б. Стокера 19 век

ослабляет

отгоняет

да

нет

нет

да

ЛЕСТАТ

Энн Райс 20 век

убивает

нет

нет

нет

нет

нет

ЭДВАРД

С.Майер 21 век

светиться

нет

нет

нет

нет

нет

МОРОЙ Р. Мид

ослабляет

нет

да

нет

нет

нет

ДАМПИР Р. Мид

нет

нет

да

нет

нет

нет

СТРИГОЙ Р. Мид

убивает

нет

да

нет

нет

нет

ДЭЙМОН Л.Д.Смит

убивает

нет

нет

да, но разное

да

нет

               

Как можно  заметить, вампиры на протяжение своего существования в готической литературе теряли и приобретали те или иные признаки уязвимости. Если обратить внимание на последний пункт - боязнь святых символов, то можно заметить, что к началу 20 века он теряет свою актуальность, в связи ослаблением влияния церкви на сознание людей. Другие же предметы против вампиров меняются лишь в зависимости от фантазии авторов, но все остаются предметами, которые могут защитить человека от злых духов.

Набор способностей, характеризующих вампиров,  делает их отличными от людей и позволяет доминировать и охотиться на жертву. Это физическая сила, дающая вампиру стойкость к внешнему воздействию, ментализм – способность очаровывать взглядом или просто подчинять своей воле, анимализм как набор способностей, позволяющих превращаться в животных или управлять ими, способности к внезапному появлению и исчезновению, скорость, способность принимать нематериальную форму – туман или сгусток энергии, полет, хождение по потолку. Вдобавок ко всему, магические способности, управление четырьмя стихиями, которые, возможно, присущи им в связи с их магическим происхождением. Вампиру суждено бродить по земле и искать каждую ночь себе жертву, чтобы утолить мучительную жажду, поэтому он обладает разнообразными способностями, которые помогают ему в этом деле.

Способности вампиров варьируются от скорости движения и мощной силы до бессмертия. Рассмотрим подробнее их отличительные черты.

 

Таблица 2 – Способности вампиров

 

Разновидности вампиров/способности

физическая мощь

ментализм

анимализм

внезапность появления

магия

бессмертне

ФОЛЬКЛОРНЫЙ УПЫРЬ

сильный

нет

нет

нет

нет

да

РАТВЕН Байрона

сильный

очарование

нет

нет

нет

да

ДРАКУЛА

Б. Стокера 19 век

сильный

гипноз

да

хождение по потолку, туман

нет

да

ЛЕСТАТ

Энн Райс 20 в

сильный

Усыпляет, читает мысли или ауры

нет

хождение по потолку

нет

да

ЭДВАРД С.Майер 21 в

сильный

читать мысли

нет

полет

нет

да

МОРОЙ

Р.Мид 21 век

не очень

внушение

нет

нет

да, 4 стихии: вода, воздух, огонь, дух

нет

ДАМПИР Р.Мид

сильный

нет

нет

нет

нет

нет

СТРИГОЙ Р.Мид

сильный

внушение

нет

быстрота

нет

да

ДЭЙМОН Л.Д.Смит 21в

сильный

внушение

да

быстрота, полет, туман

нет

да

 

Трансформируясь и видоизменяясь из романа  к роману, проживая век за веком, вампир терял и приобретал новые черты характера и образа жизни, оставаясь для человека страшной загадкой, но становясь все более похожим на человека и эмоционально близким к человеку.

 

Список использованной литературы

  1. www.wikipedia.com
  2. Стокер Б. Дракула. Азбука, 2003 г.
  3. Стефани Майер Сумерки»: АСТ, Астрель; Москва; 2006
    4. Райс Э. Интервью с вампиром. СПб, 2002.
    5. Райчел Мид «Академия вампиров: Охотники и жертвы»: Домино, Санкт-Петербург,2009
    Опубликовано: 12 Сатпаевские чтения, 2012 г.
 
2
5801
2