Готическая литература – одно из самых жутких и неоднозначных явлений в мировой литературе. Построенная на наших самых низменных, животных страхах и интересах, она заставляет одних с головой погружаться в мрачные миры, а других с отвращением глядеть на все это. Но самое главное то, что готическая литература, несмотря ни на что, всегда сохраняет свою популярность, видоизменяясь со временем.
Готическая эстетика возникла в середине 18 века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения. Впервые законченное выражение нашла в жанре готического романа, ставшего очень популярным в 18 веке, так что вот уже более трех столетий люди зачитываются произведениями данного жанра. Сегодня, придя в книжный магазин, можно увидеть десятки книг о вампирах, оборотнях, черных магах и прочих представителях мира темного, непознанного и фантастического, среди которых как авторы классических готических романов, так и современные литераторы. Готическая литература оказала огромное влияние на искусство в целом. Живопись, кинематограф, музыка – все они так же попали под влияние «темной стороны».
В чем же кроется причина популярности готики как литературного направления? Возможно, это сильное эмоциональное воздействие на читателя, претворение самых невероятных желаний и помыслов подсознания человека? Почему тема смерти, мистики и воплощенного зла век от века будоражит ум человека?
В данной статье мы постараемся показать эволюцию образа вампира в готической литературе от самого раннего фольклора до литературы нашего времени. Мы сравним образы вампира-монстра Дракулы Б. Стокера («Дракула») с современным очеловеченным романтическим вампиром в произведениях Энн Райс «Интервью с вампиром», С.Майер «Сумерки» и Р. Мид «Академия Вампиров».
В настоящее время интерес к вампирам не становиться меньше. Образ вампира модифицируется из упыря и монстра в вампира, образ которого близок к обычному человеку. Тема вампиров интересовала людей в прошлом, интересует сейчас, и вряд ли в будущем утратит свою актуальность.
Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов». Название — от архитектурного стиля «готика» (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). Однако, по предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин «готика» изначально употреблялся в значении «средневековый».
Вампир самый популярный герой из всех монстров фэнтези. Про него создано множество фильмов и написано более тысяч письменных произведений. Вампир это то же, что упырь. Вурдалак это персонаж мифологии и верований ряда народов Европы, встающий по ночам из могилы и высасывающий кровь у спящих, насылающий ночные кошмары. Считалось, что тела вампиров не разлагались в могилах и обезвредить их можно, вбив в тело вампира осиновый кол.
Классический образ вампира, так плотно засевший в массовом сознании и столь популярный в литературе фэнтези, является достаточно поздним по своему происхождению. Упырь, как живой мертвец средневекового фольклора, не был ни красив, ни соблазнителен и представлял собой труп крестьянина, абсолютно лишенный куртуазности и того лоска, который всегда отличал вампира стандартного.
Переход образа вампира из народных сказаний в «большую литературу» начался с конца 18 – начала 19 века и произошел по нескольким причинам. Во-первых, в это время начинается становление фольклористики как целенаправленного изучения народных сказаний, и писатели-аристократы просто получают возможность узнать о таковых, обращаясь к новому источнику сюжетов, которые они, естественно, начинают активно эксплуатировать. Во-вторых, это время окончательного освобождения литературы из-под влияния церкви. Для нас это важно тем, что допустимость того, что после смерти душа человека не устремилась в Рай или Ад, а каким-то образом осталось в теле, появляется только тогда, когда общее давление церкви ослабевает. В-третьих, образ вампира оказался связан с распространением романтизма, для которого характерны личностный взгляд на вещи, отчасти свободный от общих штампов, и первая попытка создать врага не столько инфернального и лишенного положительных черт, сколько романтизированного, с человеческим лицом, врага, которого можно понять и воспринять не как лубочное зло, а как, по-своему, трагическую фигуру.
Проследим хронологию появления образа вампира в литературе 18-20 веков.
Начиная с конца 18 века большинство работ о вампирах было написано в Германии, одна из них поэма Гёте «Невеста Коринфа» 1797 года о молодой невесте, которая возвращается к мужу в качестве упыря и живет с ним, пока не обнаруживается ее истинная природа.
Первая поэма о вампирах в Англии «Кристабель» (1798) была написано С.Т. Кольриджем. В 1819-20г.г. Джон Китс пишет «Ламию» по мотивам рассказа Филострата и представлений 17 века о способности ламии принимать облик прекрасной девы. В его поэме жертва спасена от сверхъестественной соблазнительницы, но все равно умирает от тоски по ней [1].
Повесть под названием «История вампира», написанная лордом Байроном и опубликованная после его смерти врачом Джоном Полидори в 1819 году [1]. В повести говориться о лорде Ратвене, появившемся в Лондоне, четко державшем репутацию мрачного аристократа-декадента, который ежедневно пил уксус, дабы поддерживать бледный цвет лица, или убивал одну из своих любовниц и пил ее кровь из кубка, сделанного из ее черепа. Ратвен - классический байроновский типаж демонического соблазнителя, притягивающий и отталкивающий одновременно. Лорд Ратвен далек от вампира в современном понимании. Он абсолютно нормально чувствует себя на свету, и его ночной образ жизни вызван исключительно вредными привычками. Он не пьет кровь постоянно - во всяком случае, на процессе питания не делается акцента. Но именно этим произведением была проведена грань между вампиром и упырем. Упырь уродлив, и почти везде его или наделяют зооморфными чертами, либо он отчасти разложился и его нельзя спутать с живым. Ратвен, наоборот, красив и изыскан. Упырь относился к низшей мифологии, ими обычно становились крестьяне или люди, находящиеся как бы на периферии общества. Ратвен - аристократ, и после появления этого образа вампир стал четко соотноситься с правящими классами.
Как мы видим, вампир, популярный во второй половине 19 века, представляет собой образ демонического соблазнителя, обладающего сверхъестественными способностями, продлевающего себе жизнь и красоту за счет молодых девушек. Вампир Ратвен – это образ вампира аристократа, красивого и молодого с изысканными манерами, что весьма отличало его от фольклорного упыря.
Появлением того образа вампира, который привычно воспринимается как эталон, мы в основном обязаны Брэму Стокеру, первая публикация романа «Дракула» произошла в 1897 году [1]. Это история о трансильванском графе Дракула, который живет, как и полагается монстру, в отдаленном замке на краю цивилизованного мира, а потом переезжает в Лондон, где активно приобщается к современной культуре. У него длинные черные волосы, собранные в хвост, на нем черный плащ. Днем он спит в гробу, не отражается зеркале, может ползти по стенам, превращается в летучую мышь и гипнотизирует людей. Вампиром Дракула стал после смерти, заключив договор с дьяволом и став его приемным сыном. Ему подчиняются все ужасные существа: оборотни, волки и даже цыгане на его стороне. Солнечный свет его не убивает, но не приятен, он пьет кровь, не переносит чеснок и святые символы. У него три невесты-вампирши, сильные и красивые, умерщвленные укусом в шею. Роман повествует о людях, которые пережили кошмарную встречу с графом. Девушка Люси, получившая смертельный укус и постепенно становящаяся вампиром, ее возлюбленный, не находящий себе места от отчаянья, мужественный врач Ван Хельсинг, распознающий зловещие симптом. Отрывки из их дневников и писем шаг за шагом будут приближать к разгадке зловещей тайны [2].
К концу 20 века образ вампира начал терять свою былую славу. Благодаря Энн Райс вампирская тематика получила новый толчок к эволюции. В середине 1970-х годов вампирская тема как бы пережила своеобразный ренессанс, заключающийся в попытке переосмыслить образ вампира и уйти от образа «любовника с зубами». Первая книга Энн Райс «Интервью с вампиром» вышла в 1976, ее главный герой Лестат Лайонкур, является антигероем, непохожим на более раннего вампира [1]. Также Энн Райс усложнила процесс превращения, обмен кровью, когда именно выпитая жертвой кровь вампира инициировала превращение. Впервые вампир укусил представителя своего пола, до этого вампиры кусали только девушек и впервые появился ребенок вампир. Так появился образ вампира «на байке», одетого во все черное и ведущего исключительно ночной образ жизни. Благодаря Энн Райс вампиры стали ближе к людям. Энн Райс показывает, что вампиры тоже умеют чувствовать: они страдают, радуются, любят и переживают каждое совершенное ими убийство. Вампира Энн Райс уже нельзя назвать просто монстром или упырем-одиночкой, пугающего местное население, он существуют в сообществе, у них свои правила и законы, за нарушение которых провинившиеся караются смертью.
Энн Райс является основателем нового течения готического романа, ставшего очень популярным в 20 веке и знаменовавшего новую эпоху в развитии готической литературы [3].
В наши дни разница между вампиром и человеком почти стерта. В современном мире вампиры не такие уж и монстры, некоторые из них не питаются человеческой кровью вовсе, едят обычную пищу, а чеснок, зеркало, и распятие больше не представляют для них угрозы. Вампиры внешне не отличаются от обычных людей, лишь бледность и краснота глаз являются их отличительной особенностью. Они ходят в школу, работают, влюбляются в обычных людей, живут в больших и маленьких городках. У них есть собственный мир, скрытый от людей.
Помимо этого, современные вампиры обладают сверхъестественными способностями: они читают мысли, видят будущее, могут управлять природными стихиями, обладают даром внушения. Вампиры в саге Стефани Майер «Сумерки» не бояться солнца, их кожа бледная и сверкает, потому они и вынуждены прятаться от солнца [4].
Появляется классификация вампиров, например в романе Райчел Мид «Академия вампиров» среди них выделяются «морои» - не бессмертные вампиры, «дампир» - получеловек- полувампир, и «стригои» - бессмертные монстры [5].
Итак, современные вампиры весьма отличны от вампиров 18 века. Они наполнены любовью, чувствами, переживаниями. Образ жизни вампиров в современной литературе не назовёшь сверхъестественным. Современный вампир может жить мирно с людьми и не убивать, питаясь кровью добровольцев или животных. Они больше не кровожадные монстры, живущие в страшном замке, спящие в гробу и окруженные летучими мышами и туманом. Они ведут «людской» образ жизни. Больше нет необходимости бояться вампиров, теперь они всеобщие любимчики, они романтичны и невероятно очаровательны.
Представим эволюцию вампиров в плане уязвимости и их слабых сторон в виде таблицы.
Таблица 1 - Уязвимость вампиров
ВАМПИРЫ |
солнечный свет |
чеснок |
серебро |
дерево |
вербена |
святые символы |
ФОЛЬКЛОРНЫЙ УПЫРЬ |
нет |
да |
не всегда |
да, но разное |
нет |
да |
РАТВЕН Байрона 18век |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
ДРАКУЛА Б. Стокера 19 век |
ослабляет |
отгоняет |
да |
нет |
нет |
да |
ЛЕСТАТ Энн Райс 20 век |
убивает |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
ЭДВАРД С.Майер 21 век |
светиться |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
МОРОЙ Р. Мид |
ослабляет |
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
ДАМПИР Р. Мид |
нет |
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
СТРИГОЙ Р. Мид |
убивает |
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
ДЭЙМОН Л.Д.Смит |
убивает |
нет |
нет |
да, но разное |
да |
нет |
Как можно заметить, вампиры на протяжение своего существования в готической литературе теряли и приобретали те или иные признаки уязвимости. Если обратить внимание на последний пункт - боязнь святых символов, то можно заметить, что к началу 20 века он теряет свою актуальность, в связи ослаблением влияния церкви на сознание людей. Другие же предметы против вампиров меняются лишь в зависимости от фантазии авторов, но все остаются предметами, которые могут защитить человека от злых духов.
Набор способностей, характеризующих вампиров, делает их отличными от людей и позволяет доминировать и охотиться на жертву. Это физическая сила, дающая вампиру стойкость к внешнему воздействию, ментализм – способность очаровывать взглядом или просто подчинять своей воле, анимализм как набор способностей, позволяющих превращаться в животных или управлять ими, способности к внезапному появлению и исчезновению, скорость, способность принимать нематериальную форму – туман или сгусток энергии, полет, хождение по потолку. Вдобавок ко всему, магические способности, управление четырьмя стихиями, которые, возможно, присущи им в связи с их магическим происхождением. Вампиру суждено бродить по земле и искать каждую ночь себе жертву, чтобы утолить мучительную жажду, поэтому он обладает разнообразными способностями, которые помогают ему в этом деле.
Способности вампиров варьируются от скорости движения и мощной силы до бессмертия. Рассмотрим подробнее их отличительные черты.
Таблица 2 – Способности вампиров
Разновидности вампиров/способности |
физическая мощь |
ментализм |
анимализм |
внезапность появления |
магия |
бессмертне |
ФОЛЬКЛОРНЫЙ УПЫРЬ |
сильный |
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
РАТВЕН Байрона |
сильный |
очарование |
нет |
нет |
нет |
да |
ДРАКУЛА Б. Стокера 19 век |
сильный |
гипноз |
да |
хождение по потолку, туман |
нет |
да |
ЛЕСТАТ Энн Райс 20 в |
сильный |
Усыпляет, читает мысли или ауры |
нет |
хождение по потолку |
нет |
да |
ЭДВАРД С.Майер 21 в |
сильный |
читать мысли |
нет |
полет |
нет |
да |
МОРОЙ Р.Мид 21 век |
не очень |
внушение |
нет |
нет |
да, 4 стихии: вода, воздух, огонь, дух |
нет |
ДАМПИР Р.Мид |
сильный |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
СТРИГОЙ Р.Мид |
сильный |
внушение |
нет |
быстрота |
нет |
да |
ДЭЙМОН Л.Д.Смит 21в |
сильный |
внушение |
да |
быстрота, полет, туман |
нет |
да |
Трансформируясь и видоизменяясь из романа к роману, проживая век за веком, вампир терял и приобретал новые черты характера и образа жизни, оставаясь для человека страшной загадкой, но становясь все более похожим на человека и эмоционально близким к человеку.
Список использованной литературы
- www.wikipedia.com
- Стокер Б. Дракула. Азбука, 2003 г.
- Стефани Майер Сумерки»: АСТ, Астрель; Москва; 2006 4. Райс Э. Интервью с вампиром. СПб, 2002. 5. Райчел Мид «Академия вампиров: Охотники и жертвы»: Домино, Санкт-Петербург,2009 Опубликовано: 12 Сатпаевские чтения, 2012 г.