Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
12:50, 15 апреля 2012

Сабина Дюсекеева: "Потенциал развития общества - в широком вовлечении людей"

Сочетание «ОМ», расхожее в Гражданском альянсе и окологражданских кругах, несет в себе огромную силу. Но это не только звуки души Вселенной, ОМ – аббревиатура, имеющая вполне реальную мощь и практический потенциал. Общественный мониторинг.

На вопросы отвечает Сабина Дюсекеева (Blog post imagesadenova), директор Программы гражданского участия в ОЮЛ «ГАК».

Blog post image

- Чем же занимается Программа гражданского участия, руководителем которой Вы являетесь?

- Все начиналось с того, что мы думали, чем вообще должен заниматься Гражданский Альянс. И пришли к выводу, что многие НПО Казахстана слишком ориентированы на работу с государством. А нам хотелось повернуть сектор НПО к людям, вовлечь людей.  Вовлечь не только в работу неправительственных организаций, но и в более широкие социальные процессы: благотворительность, мониторинг, бюджетное планирование. Я сама вижу большой потенциал развития общества именно в широком вовлечении людей. Нас не так много в этой стране, и если хотя бы каждый второй будет интересоваться, кто что делает в гос.среде, это уже будет качественно другое общество. Поэтому мы создали Программу гражданского участия, в рамках которой мы реализуем проекты, работающие на  вовлечение широких слоев населения в жизнь общества

- В чем суть, идея проекта "Общественный мониторинг"?

- Гражданское общество начинается, когда человек понимает, что, если он не скажет чего-то, то этого не скажет никто, и что не случится какая-то важная вещь для него. В идеале мы хотели, чтобы проект работал на вовлечение людей в оценку госпрограмм и качества госуслуг.

Есть специальный термин, который это означает - participatory evaluation. Допустим,  программа для молодежи, и мы работаем именно с молодежью, чтобы понять, насколько эффективно государство потратило деньги, и как это отразилось на жизни молодых людей. Но потом мы поняли, что начинать с этого еще рано - пока технически и в целом к этому не был  готов ни Гражданский Альянс, ни, наверное, само общество.

У нас в обществе, к сожалению, нет культуры публичной оценки. Люди не привыкли задавать вопросы. И поэтому мы решили начать с вещей, которые им понятны всем, на бытовом уровне. Очевидные вещи – транспорт, ЦОНы, поликлинки и так далее. Мы хотим, чтобы люди поняли связку между их действиями, их участием и переменами на таких простых вещах.

- А чем еще, помимо ОМ, вы занимаетесь?

- В прошлом году во всех регионах мы проводили общественные лекции* по функциональной грамотности. В нашем определении, функциональная грамотность – это набор знаний и навыков, которые позволяют  каждому быть эффективным гражданином, эффективным собственником, эффективным  работодателем и наемным работником. Все то, что позволяет тебе эффективно жить в обществе. Если мы хотим вовлекать людей широко в какие-то процессы, мы должны понимать, что для этого нужен объективный уровень знаний и готовность человека работать в системе. Если сейчас засунуть любого прохожего в финансовую комиссию, он ни черта не поймет, хоть  фактически и будет вовлечен в процесс.

*

Общественные лекции –  Это новый формат работы НПО с населением. Общее количество слушателей за все время проведения лекций – 6,5 тыс. человек. Лекции посвящены таким вопросам, как финансовая грамотность (пенсии, вклады, ипотека, накопления и кредиты), основы семейного воспитания, малый и средний бизнес (разъяснение законодательства), основные принципы здорового питания и другие темы. Особой популярностью пользовались лекции юридической тематики: «Права работника – трудоустройство», «Права потребителя», «Консультации адвоката – бесплатные/платные консультации, общий порядок подачи исковых заявлений»

- Проект стартовал в 2011 году, за это время реализовано 8 полноценных мониторингов (м-ги ЦОНов, е-услуг, дорожной полиции, модернизированных ЦОНов, мониторинг питьевой воды и центров по изучению гос.языка, мониторинг доступа к информации, оценка нужд населения) - это много или мало? И сколько времени уходит на одно исследование?

- Это много, учитывая, что помимо этого мы проводили другие масштабные мероприятия и исследования. Нужно понимать, что мониторинг это целый пласт работы, а начинается все  с определения проблематики.

В 2010 мы проводили первичное исследование, и просто спрашивали у людей, что такое государственная услуга, где они видят проблемы в оказании этих услуг. И мы получили результаты, которые совершенно противоречат тому, как сами госорганы понимают свои услуги.  Допустим,  для госорганов госуслуга – это справки, разрешительные документы, прописка, регистрация, а люди говорили, что это обустройство дорог, хорошее образование, доступная медицина, питьевая вода. Так вот на основании этого исследования мы начали работу с ЦОНами, потому что 70% респондентов указали, что получают госулуги именно в Центрах обслуживания населения.  Дальше мы пытались взять несколько разноплановых услуг. Например, много средств тратится на обеспечение населения питьевой водой, и нам было интересно поработать в этой сфере.

Blog post imageВсе эти мониторинги разные по сферам и методологии, и так как это был пилотный год, то мы пытались попробовать как можно больше. А самыми тяжелыми из всех были мониторинг е-услуг, когда мы сами посылали запросы в акиматы, ждали ответ,  и мониторинг питьевой воды.

Каждый мониторинг это как минимум 200-300 анкет с регионов. У нас было 8 мониторингов, на каждый мы тратили где-то полтора месяца. Потому что сначала ты разрабатываешь дизайн мониторинга, потом анкету, потом пошаговый сценарий. То есть человек не просто приходит, этот пошаговый сценарий одинаков у всех 36 человек, которые проводят мониторинг в 16 регионах. Нам нужно, чтобы данные, полученные в конце, мы могли между собой сравнивать, для этого все должно быть одинаково. Потом время отводится на сам мониторинг - с инструктажем, с мониторингом, со сбором информации выходит еще пару недель.

- По каким критериям можно оценить услугу, оказываемую государством?

- Первым делом мы всегда поднимаем законодательство. Допустим, центр по изучению казахского языка. Мы смотрим, что они обещают нашим гражданам: каждый гражданин будет иметь возможность доступа к услугам этого центра. Дальше мы раскладываем понятие «доступ» на конкретные составляющие. Допустим, он должен быть бесплатным, они должны обеспечивать учебниками, они должны быть открыты информационно, у них должны быть занятия не только днем, но и вечером, для работающей части населения. То есть мы разбиваем какие-то общие вещи на вполне конкретные объективные параметры, которые можно оценить. У них должен быть тот же телефон, у них должны быть преподаватели, согласованная методика. То есть все эти составляющие мы ищем в нормативах, и у же на основе этого строятся анкеты.

Другое дело, что стандарты есть только у определенного реестра госуслуг, который в основном включает в себя выдачу справок и разрешительных документов, что нас не устраивает. Например, если мы захотим оценить, как работает наша дорожная полиция, то такой анкеты не существует, ее нужно создавать.

- Сколько людей обычно задействовано в том или ином мониторинге?

- Это зависит от мониторинга. Допустим, в каждом регионе - один центр по изучению казахского языка. То есть нам нужен был один человек в каждом регионе, который бы пошел и все сделал. Что касается мониторинга ЦОНов, здесь было сложней. Мы мониторили 60 с лишним центров, в каждом работали по два человека, которые также проводили опросы на выходе. Получается сто с лишним человек плюс такая довольно разветвленная структура респондентов.

- А как люди относятся к вашим инициативам?

- По-разному. Кто-то просто делает свою работу, а кто-то загорается идеей. Когда мы провели мониторинг ЦОНов, многие потом звонили, рассказывали, что они теперь следят за работой ЦОНов, ходят туда, наблюдают. То есть это уже люди, которые знают, что такое госуслуги, они знают стандарты госуслуг, что они не должны ждать в очереди больше 40 минут. У людей меняется отношение. Есть такой интересный эффект, когда люди начинают владеть результатами проекта.

- Почему финансирование проекта осуществляет Европейский союз?

- Эта была единственная организация, которая поддержала нас на начальном этапе. В 2011 году из госорганов, никто не выделил финансирование, потому что непонятно было что это за проект. А в Европе подобные инициативы развиваются и поддерживаются уже давно, и ЕС понимает и видит пользу, поэтому они поддержали нас.

- Как чиновники и ведомства отреагировали на вашу работу?

- Надо отметить, что за прошедший год мы вырастили у госорганов осознание того, что мониторинг важен, и что это не только критика. И сегодня они идут на встречу. Конечно, все по-разному понимают, что такое мониторинг, приходится многие вещи объяснять.

- Как используются результаты мониторингов?

- Результаты мониторингов отправляются заинтересованным госорганам и заинтересованным  лицам, которые используют результаты мониторингов в системе ежегодной  оценки эффективности деятельности госорганов.

- Каковы планы на этот год?

- В планах у нас довести до конца мониторинги, которые остались с прошлого года. Также будем делать мониторинг авиаперевозок, у нас меморандум с Министерством транспорта и коммуникаций. Потом предполагаем повторный мониторинг ЦОНов.

- Как Вы понимаете "гражданское общество"?

- Гражданское общество – это общество людей, которые осознанно разделяют ответственность за то, как они живут все вместе. То есть когда люди понимают, что они живут все вместе и начинают делать для этого что-то.

Blog post image

- И когда будет возможна реализация концепции ГО в полной мере?

- Когда все люди начнут по-другому относиться к государству и своим деньгам. Когда они будут платить налоги, не для того чтобы откупиться, а понимая, что они скидываются на то, чтобы государство функционировало. Тогда, естественно, они будут по-другому относится и к госуслугам. Нужно чтобы мы все ментально выросли, у всех была достойная зарплата. Когда люди выживают как сейчас, они не могут думать о вещах такого широкого порядка.

Когда люди перестанут выживать, когда они поднимутся уже на какой-то другой уровень, вот тогда они задумаются обо всем этом. Ну уже и сейчас многих не устраивает что-то. Я бы сказала, потихоньку все зреет.

- Есть ли модель общества, которая вдохновляет, и думается, что Казахстан может пойти по такому пути развития?

Blog post image- Для нашей небольшой страны я вижу развитие в местных сообществах. У нас традиционно между людьми сильные коммуникативные связи, будь ты сосед, родственник, брат-сват и так далее, и мне бы хотелось, чтобы это эволюционировало в очень крепкие местные сообщества. Чтобы люди понимали, что вот мы все здесь живем в селе Жаксы и если мой сосед таскает дрова перегруженным грузовиком, то это разбивает дорогу, за которую мы платим все. Или же мы все живем в селе Жаксы, и если мы не будем лениться и выносить мусор за 2 км, это для всех хорошо. То есть такая модель мне наиболее импонирует. Я знаю, что если будет сознательная группа людей, которая будет отстаивать интересы перед собой и в отношении друг с другом, то это начнет работать.

Blog post image

"Гражданское общество - это общество людей, которые разделяют ответственность за то, как они живут вместе"

Резюме:

Проект "Общественный мониторинг" запущен в 2011 году в рамках Программы гражданского участия и финансируется Европейским союзом. ОМ успел провести 8 (это много!) исследований, в планах на текущий год мониторинг авиаперевозок и реализация прошлогодних задумок.

1
506
3