место в рейтинге
  • 133261
  • 275
  • 91
Нравится блог?
Подписывайтесь!

«Шал» Ермека Турсунова

Фильм «Шал», показанный недавно на закрытом показе в Алматы, как-то сразу все расставил по своим местам. В любой сфере культуры есть лидер, за которым все идут – не в плане организаторском, а в плане творчества. Таким лидером нации в 1960-годы был Олжас Сулейменов. В казахстанском кинематографе постволновской формации этот лидер никак не определялся. После фильма «Шал» стало понятно, что это Ермек Турсунов. Потому что эта картина создавалась о народе и для народа. Картина настолько глубокая и серьезная, что не было желания сесть и быстро написать про нее. Она входит в тебя, как осознание своего национального бытия, своих корней и силы казахского народа.

Так случилось, что несколько дней спустя после показа, будучи в гостях, мы спонтанно начали обсуждать фильм «Шал» и, наверное, впервые так единодушно было мнение о фильме, как о большом явлении в казахском кино. Причем высказывались очень уважаемые люди – Мурат Ауэзов, Сейдахмет Куттыкадам, Альмира Наурзбаева, Сафар Абдулло, Алим Сабитов. Друг другу пересказывали наиболее понравившиеся эпизоды, обсуждая детали и разделяя общий подъем от того, что, наконец, появилась картина, достойно представляющая культуру и мировоззрение казахов.

«Шал» - это программная картина, которая относится к разряду таких фильмов, которые формируют понятие нации. К таким фильмов относятся «Земля отцов» Шакена Айманова, «Меня зовут Кожа» Абдуллы Карсакбаева, «Кыз-Жибек» Султана Ходжикова. Сразу после просмотра мы разговорились с известным ученым-иранистом, профессором филологии Сафаром Абдулло, который уже лет двадцать живет в Казахстане. Он сказал: «За все эти годы, что я здесь живу, я ни видел ничего подобного». И я с ним согласилась. Моя реакция на фильм была настолько эмоциональна, что я сразу не могла для себя сформулировать, чем мне понравилась картина. Всем. Редко такое случается, когда у тебя нет никаких претензий к фильму, когда ты принимаешь все – от начала до конца, и более того, эти полтора часа просмотра меняют тебя.

На самом деле очень трудно словами описать, о чем картина. Хотя очень просто пересказать сюжетную фабулу. Старик решает отогнать на зимовье десяток своих овец. По дороге, попав в туман, сбивается с пути, и несколько дней бродит один в степи, преследуемый стаей волков. Его чудом спасают, когда он уже на грани между жизнью и смертью. Но пересказывать сюжет этого фильма, все равно, что пересказывать повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»: старик поймал рыбу, на нее начали нападать акулы, в конце концов, акулы съели рыбу, а старик чудом остался жив. Но Нобелевскую премию дали Хемингуэю не за фабулу, а за то, какими смыслами наполнено это произведение.

Так вот разговор о смыслах, о тех мыслях, которые возникают по ходу просмотра картины. Действие происходит сегодня, и к основной фабульной линии – старика и внука добавляется история трех охотников, которые приезжают в степь, чтобы поохотиться на волков. В самом начале фильма они просят старика указать им дорогу, но тот отказывается с ними ехать, потому что не время для охоты на волков, они выводят потомство. Но трое городских мужчин - на огромном джипе, с суперсовременном оборудованием - даже не хотят слушать старика. Они же «хозяева мира», и им не ведомы никакие другие законы, в том числе законы природы, кроме тех, что они устанавливают сами.

По ходу фильма старик, преследуемый волками, плутая в тумане, наталкивается то на труп одного охотника, то другого, а в конце находит третьего, забившегося в упавшую с неба ступень космической ракеты, израненного и находящегося в состоянии шока. Ни суперсовременные ружья, ни джип, ни навигаторы не спасли их от мести волков, потому они начали истреблять их потомство. Простая и ясная метафора современной цивилизации – природа мстит человеку за то, что  отказывается жить по ее законам.

Сильный эпизод: когда старик понимает, что он кружит в степи по одним и тем же местам, он падает на колени и обращается к небу с молитвой: «За что? Что он такого сделал, что не может выйти из этого круга. И просит всевышнего открыть ему верный путь, за что обещает, что будет, возможно, в него верить. В следующее мгновенье раздает звонок мобильного телефона – он бежит на этот звук, а это оказывается телефон одного из убитых охотников. Но ему этот телефон бесполезен, он не может им пользоваться. Однако он хоронит охотника в снегу, и сверху кладет его телефон – тоже символ нашей цивилизации, без телефона мы не можем ни минуты, но и представляем из себя не более, чем просто владельцами мобильника.

Старику в отличие от охотников не нужны инструменты цивилизации, он живет в согласии с природой и с уважением к ней. Как отметил М.М. Ауэзов на спонтанном обсуждении картины, это одна из немногих современных кинокартин, в которых воспроизводится органичное для казахов «тенгрианское» восприятие мира.

Надо сказать, что старик сыгран потрясающе! Тем более это удивительно, что роль его исполнил непрофессиональный актер Ерболат Тогузаков, но как он сыграл! Это казахский «Король Лир»! Столько в нем страсти, мудрости, заботы о «королевстве» - о своей земле и о своих потомках. Ключевой диалог происходит, когда они сидят с выжившим охотником у костра, и старик говорит, что хочет своего внука отдать в Йельский университет – «Должно быть «народный» - говорит старик, от слова «ел». И что смысл жизни – вырастить детей, дать им образование, воспитать его так, чтобы стал человеком.

Одно из безусловных достоинств этой картины по мнению М.М. Ауэзова показ мужского национального казахского характера – в быту весельчак, чудак и отчасти клоун, «в час суровых испытаний» становящийся борцом, воином, героем.

Те, кто посмотрел картину, по-разному размышляет о смысле картины: кто-то говорит, что картина о выживании, кто-то о том, что человек и природы неразделимы. Все верно. Но последний план фильма – когда волчица уходит с волчонком, добавляет еще один смысл: каждое живое существо на земле борется за свое потомство. В этом и есть смысл жизни. По сути, об этом же картина «Келин» - только там на передний план выведена женщина, здесь – мужчина. Шал – старик, как столп нации и его внук – как продолжение рода.

Картина, безусловно, тенгрианская, потому что старик и волк – показаны как два «вожака» одного рода – дети природы. И в кульминационной сцене старик, оказавшись один на один с волком, демонстрирует свою несгибаемую силу человеческого духа. И волк отступает, прощает старика за его неразумных сородичей. Очень точный монтаж в фильме – старик с внуком уходят в одну сторону, волк с волчонком – в другую. И в природе вновь наступает гармония.

Если в картине «Келин» у меня были какие-то претензии к автору – некоторая театральность в игре актеров, несовершенный монтаж, длинноты, то здесь все сделано на высочайшем профессиональном уровне. Картина держит тебя в напряжении каждую минуту, каждую секунду. Поэтому, отнюдь не будет преувеличение сказать, что все зрители из зала вышли потрясенные. И с чувством особой гордости за то, что такая картина сделана не японцем, не корейцем, не американцем или французом, а казахстанским режиссером. И еще раз повторюсь – это картина для казахов и о казахах.

Конечно, хотелось бы, чтобы фильм «Шал» Ермека Турсунова был отобран и показан на одном из ведущих мировых кинофестивалей. Он, безусловно, этого достоин. Но и без этих внешних маркеров можно говорить о фильме, как о явлении культуры, и радоваться не только за Ермека, но и за весь казахстанский кинематограф. Потому что картина «Шал» не только вызывает уважением к себе, как нации, но и заставляет помнить о главном – мы есть только тогда, когда есть наше продолжение.

     
Гульнара Абикеева gulnaracinema
Ведущий киновед и кинокритик Казахстана.
23 марта 2012, 16:35
24773

Загрузка...

Комментарии

А когда и где ее можно будет посмотреть не подскажите?
Прокат фильма ожидается осенью этого года.
Наверняка в интернете появится раньше осени! Надеюсь на закрытый показ с кинокамерой хоть один додумался припереться! :)
FirstM
0
0
Толстая чайка (Постоянно попрошайничает и клянчить на Казахфильме на поездки на разные кинофестивали) pr’ит Ермека а он ее www.youtube.com
Сколько же неадекватов здесь! :(

FirstM, Вы такой добрый)))), почти как я. Сабж увидеть не удалось. " К столу не зовут, по имени - отчеству не величат" (с).
А фёрст М - это по ходу "Первый Мудак"?
Написано бодро, теперь главное чтобы фильм был таким же!
Судя по появлению этой рецензии, в Канн "Шал" не попадает?
С нетерпением буду ждать выхода в прокат фильма ,,Шал,, Хорошо,что есть люди,такие как Гульнара,которые знают,любят и ценят казахстанское кино. С интересом смотрел фильм ,,Келин,, Хороший фильм.Действительно ,Ермек Турсунов талантливый человек.
"мы есть только тогда, когда есть наше продолжение"
вот блин!
а я доказываю людям что детей иметь не обязательно!

что жить можно для себя, ну ведь можно же!
Сколько же неадекватов здесь! :( (c)
Творения наших кинематографистов, теперь оказывается выступают вроде мерила нормальности. Нравится значит ты адекватен, не нравится стало быть неадекват галимый.
Этакий абсолютный ноль на шкале человесчности. Меня вот как неадеквата интересует такой вопрос - до каких пор отечественные кинодеятели будут преподносить банальные истины как вселенское откровение. Ведь все это уже давным давно было показано, рассказано, разжевано и переварено. А все эти метафоры и символы которыми так искренне восхищается г-жа Абикеева, это же прошлый век. Ничем другим как ода банальности данный опус не назавешь. Так же остается открытый вопрос данными картинами мы пытаемся поднять отечественный кинопром или свое самомнение о нас же великих?
Вы смотрели этот фильм?
Звучит как приговор )
Нет не смотрел. Но благодаря посту Гульнары получил общее (а местами полное) предствление о фильме. Да и 90% предыдущего поста относилось к нашему кинематографу вообще. А негатив навеян не так давно просмотренной передачей на одном из нац каналов о проблемах современного кино (в частности окупаемости и привлечения зрительского внимания). Умилило заявление одного из наших режисеров. С праведным негодованием в глазах он сетовал на то что он как творец должен творения создавать, а вот продавать эти творения не его творца дело! Короче маркетологи с*ка виноваты что кинопром в ж*пе! И так серьезно он это говорил, что кажется действительно в это верит. Печально.
Еще одной причиной неокупаемости KZ проектов назвали недостаточное кол-во кинотеатров в стране. Видимо не вмещают всех желающих.
я только вчера посмотрела! классный, трогательный и захватывающий фильм!!! я весь сеанс плакала сидела, советую всем
Причём здесь какие то "мерила"? Я говорил о конкретном посте - неадекватного человека!
И применительно к этому посту - Сколько же последователей неадекватов здесь! :)
"Ведь все это уже давным давно было показано, рассказано, разжевано и переварено."
VladV VladV

Кино делится на жанры и внутри отдельно взятого жанра все фильмы похожи друг на друга! Чему тут удивляться? По Вашему выходит что после фильма "Однажды в Америке" остальные "криминальные" фильмы вовсе не нужны? А после фильмов Чарли Чаплина нахрен нам какие то фильмы с участием Э. Мерфи, Никулина и т.д. Глупое суждение!
Вы в своем умном суждении вероятно упустили из виду что говорил я вовсе не о жанре.
Хотя и здесь все же хочется думать, что фильмы даже в рамках одного жанра все таки разные. Разные по стилистике, подаче основной идеи, тех же вечных ценностей, какой то намек на оригинальный взгляд команды фильма и прочее. Но если Вы считаете что все они похожи, то действительно - чему тут удивляться? К слову прекрасный фильм С Леоне вовсе не является основополжником жанра. Но Вы его запомнили значит он привнес новое и интересное в гангстерскую драмму, определил новый вектор, открыл новые грани. Об этом я говорю, а так же ответить на вопрос делаем мы фильмы в стол (для себя) для освоения бюджетных средств или пытаемся заявить о своем кинематографе на мировом уровне?
А по поводу - на хрен нам фильмы Никулина, это действительно глупое суждение, но заметьте не мое!
Прежде чем рассуждать о фильме, Вам не кажется что его надо сперва посмотреть? А если Вы поняли о фильме всё!!! по посту Гульнары, то скажите мне на какой такой фильм он сильно смахивает? Не буду ждать осени, завтра же посмотрю сей фильм!
Смахивает фильм, как Вы выразились, на предыдущее творение Турсунова - Келин. Очень бы хотелось ошибаться. Но желание режисера как справедливо заметил Spacegloom засветиться на фестивале и в этот раз приведет к сомнительным результатам. Чем пытаться шокировать западного зрителя может лучше подумать о своем.
Да я уверен, Вы и Келин то не смотрели! А здесь находитесь просто в поиске "себя"! Не правильный путь выбрали! По поводу фильма, что плохого в том что он метит на фестивали? Объясните, что в этом плохого? И почему метя на фестиваль он - по Вашим понятиям - вдруг становится неинтересен казахстанскому зрителю? :) Откуда вы это взяли? :) Потому что Spacegloom так решил? Вот мне понравился "фестивальный" Келин, и что я уже не казахстанец? Сколько Вам лет? :)
Не хочу Вас расстраивать, но Келин смотрел. Более того являясь киноманом из казахстанского кино смотрел не мало начиная от Амангельды и заканчивая современными работами. (до которых мог дотянуться) И к слову, смотреть фильмы не зная их предысторию, не зная ничего об авторах и актерах мне не очень интересно. И негативный окрас моих постов связан вовсе не с отрицательным отношением к нашему кино, а с тем что частенько в последнее время нам пытаются пустышки преподнести как гениальные творения. Ну сделал ты посредственное кино, ну и ладно. Так нет надо доказывать что это просто зритель дурак не понял ничего. Очевидное в доказательстве не нуждается. А млеть от всего нашего только из чувства патриотизма, ну это вообще... Забавна и позиция самого Турсунова - позиционирует себя как независимый творец, (мол кому не нравится идите в ...) снимая при этом свои фильмы на бюджетные средства. Вижу суть нашего спора лежит в другой плоскости. И не вижу смысла превращать эту ветку в срач. Если Вам интересно мнение о той же Келин - _Vladimir_@inbox.ru, прошу!
очень грамотно рассуждаешь, полностью поддерживаю данную точку зрения. сплошные попытки выехать на патриотизме... и больше абсолютно ничего! ничего выдающегося вообще... интересно разок посмотреть, но не более того, а преподносится каждый фильм чуть ли не шедевр на шедевре... смех да и только
Пусть покажут кино зрителю для начала. Для него же это и делалось. Или я ошибаюсь? Скорее всего, ошибаюсь, поскольку создается впечатление, что первым делом хотелось именно засветиться на фестивале класса "А". Нац.комплексы снова наружу лезут. Давай, хэйтеры, налетай!

И спасибо Гульнаре за спойлеры!
уважаемый администратор, в тексте содержатся спойлеры, поставьте предупреждающую надпись в начале.
Karion
0
0
"Потому что картина «Шал» не только вызывает уважением к себе, как нации, но и заставляет помнить о главном – мы есть только тогда, когда есть наше продолжение."
Как замечательно сказано. Особенно в свете того, что память об одном забытом ребенке не стоит приза гламурного фестиваля.
Низкий поклон Тогузакову за роль Шала. Не всякий профи сможет так точно и главное естественно сыграть своего персонажа. По сути весь фильм держится на игре Тогузакова и только его стоит смотреть. Все остальное сырое. Плохая игра актеров второго плана, особенно спасателей, операторская работа 80-х годов. Старик заблудился среди дерева и мазара...смешно. Это его родные края, он тут каждый камешек знает. А еще он по сюжету тупой, потому что не знает как пользоваться мобильным телефоном (видно Ермек считает что у нас в аулах казахи живут в каменном веке)
Одним словом еще одна спекуляция и междусабойчик...
Здесь стоит посмотреть игру Тогузакова и то как показаны дикие волки.
Хахаха Taumyrza, Вы видимо живете в другом измерении. в некоторых аулах действительно есть люди, которые в руках не держали сотовые телефоны, а пользоватьим уж тем более.
Е.Т. говорил что в Канны хотел не ради приза или признания казахского кино,а скорее ради того,чтобы соотечественники поняли масштабность фильма в смысловом понятии и приняли должным образом.Вот)
Вчера смотрела этот фильм....Вы не представляете какой сюжет......Актёр просто потрясающий когда увидела его в зале и на экране не поверила что это один и тот же человек.....очень талантливый актёр...очень!!! Сюжет захватывающий, далеко не обитель зла от которых мы устали....а настоящий фильм...наш!!!! Просто сидишь и смотришь...без комментариев!!!! Я преклоняюсь перед создателями и горжусь что просмотрела его одна из первых!!!
Ирина А вы что ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ смотрели он же 11 выходит?
на интернет когда будут выходить ?
когда будут на телеканале хабар показывать?
Спасибо творческой группе за талантливый содержательный фильм о Человеке. Как можно рассуждать о фильме, не посмотрев его? Образец воинствующего невежества.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться за рубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение в The University of Edinburgh и отправится в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 11672
  • 11
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 6314
  • 65
Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
5 дек. 2016 / 15:19
  • 5811
  • 16
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 5618
  • 20
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 4290
  • 4
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
2 дек. 2016 / 9:02
  • 4773
  • 88
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 3737
  • 14
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться.
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 3328
  • 15
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых.
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 3169
  • 21