Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
21:05, 31 марта 2012

У Вас есть бизнес-идея...

"Когда человек не знает, к какой пристани он держит
путь, для него ни один ветер не будет попутным"

Луций Анней Сенека

Как часто мы слышим «у меня есть идея»? А как часто мы видим, что её воплощают в жизнь? Значительно реже. Дело в том, что пока идея описана короткой фразой, она остаётся идеальной и непротиворечивой, но как только идея начинает «обрастать» подробностями, появляется куча не стыковок и неопределённостей, о которых люди предпочитают не думать. Эта ситуация похожа на ситуацию из сериала «South Park», в серии про корпорации, дети спрашиваю гномов об их плане, на что они отвечают: «Шаг 1: Собрать бельё, Шаг 2: ???, Шаг 3: Прибыль».

Blog post image

В общем, и смех и грех. Попробую поправить ситуацию, приведя структуру типовой презентации бизнес-идей, которую очень любят венчурные инвесторы Силиконовой долины. И не зря. Она очень простая, но ёмкая и позволяет понять весь бизнес всего за 15-20 минут, без лишних слов. Если Вы сможете однозначно описать каждый из разделов, то Ваша бизнес-идея действительно продумана.

Blog post image

Структура презентации следующая:

  1. Титульный слайд. Здесь должен быть Ваш новый бренд и слоган.
  2. Проблема. Та самая проблема клиентов, ради решения которой Вы создаёте бизнес. Проблема должна быть настолько важной и актуальной, чтобы потребитель мог эмоционально ощутить её на себе. Если проблемы нет, вряд ли бизнес получится.
  3. Ваше решение. Предлагаемое Вами решение проблемы. Для клиента оно должно быть как величайшее откровение, вызывающее острое эмоциональное желание получить это немедленно.
  4. Цель и видение. Цель компании, отвечающая критериям S.M.A.R.T., а также Видение конечного результата, то есть краткое текстовое описание будущего и того чем должна стать Ваша компания, когда достигнет цель.
  5. Бизнес-модель. Это ответ на вопрос кто, как и за что будет Вам платить, чтобы вы окупались и в дальнейшем развивались. Проще говоря, это развёрнутые ответ на вопрос о том, как именно бизнес будет приносить вам доход.
  6. Технология лежащая в основе. Здесь Вы описываете «секрет фирмы», который объясняет, почему Ваша продукция или услуга будет лучше, дешевле и или качественнее.
  7. Маркетинг и продажи. Этот слайд отвечает на вопросы: кто Ваши клиенты? Каким именно образом (по каким каналам) вы доставите ценностное предложение потенциальным клиентам «в головы»? Как заинтересованные клиенты смогут получить Ваш товар/услугу?
  8. Конкуренция. Здесь ответы на вопросы: Кто ваши ключевые конкуренты? Какие продукты-заменители представлены на рынке? Что Вы собираетесь с этим делать?
  9. Команда. Кто Вам нужен в команде для успешной реализации проекта. Даже если этих людей сейчас нет, важно указать кто вам потребуется.
  10. Оценки и показатели. Цифры, которые вы планируете достичь в каждом квартале. Например: 1 квартал: продажи - $1000, клиентов — 10, на сайте — 100 пользователей/день, 2 квартал - … И так как минимум на 18 месяцев вперёд, чтобы вы точно знали, какой барьер вам надо пройти в ближайшее время.
  11. Текущий статус и планы. Так называемый time-line или roadmap, если хотите. Что и когда должно произойти, чтобы указанные выше показатели были достигнуты к указанным вехам. Веха — это завершение небольшого этапа, о котором Вы можете говорить как о логически завершённом действии «Продал», «Доставил», «Построил», «Получил», а не «Заказал», «Работаю», «Продаю».

Для наглядности приведу уменьшенные слайды настоящей презентации бизнес-идеи компании ARTA на 2010-2012 годы, которую делали для себя и инвесторов в 2010 году. Примечание: слайды уменьшены на столько, чтобы нельзя было прочитать сам текст (всё же, коммерческая тайна), но достаточно, чтобы понять как, примерно, должна выглядеть презентация бизнес-идеи.

Blog post image

Рекомендация: Если вы мужчина, то первое, что стоит сделать - это посоветоваться с женщиной: подругой, супругой, мамой или ещё кем-то. Женщины более прагматичные, и сразу скажут, если Вы "гоните". После чего, нужно "затестировать" презентацию бизнес-идеи на друзьях и близких. Если Вы женщина, то начинайте тестировать вашу бизнес-идею сразу на друзьях и близких. Если презентация Вашей бизнес идеи эмоционально вовлечет их, то презентация готова. Если же нет, то возвращаемся за "чертёжную доску" и исправляем недочёты. Кстати, под "эмоциональным вовлечением" я имею ввиду острое желание вложить деньги :)

Допустим, вы всё проработали и у Вас есть хорошо продуманная бизнес-идея. У Вас возникает вопрос: где взять первые деньги? Может быть пора привлекать инвесторов? Ну, вообще-то, вряд ли Вы их найдёте, если что-нибудь не начнёте делать в направлении реализации Вашей идеи. Максимум, на что Вы можете рассчитывать, так это на поддержку семьи и друзей.

Существует ещё один не добитый миф, о том, что сама по себе "крутая идея" стоит "миллионы миллионов". В общем, это не правда. Мир профессиональных финансов довольно прагматичен и не питает иллюзий по поводу рисков (их задача, всё таки, приумножать капитал). В деньгах оценивают факты и имущество, а не намерения. И если кто-то дал деньги "под идею", то или он Ваш бизнес-ангел, который не боится потерять денег, или здесь попахивает мошенничеством. Обычно, этапы финансирования стартапа следующие:

Blog post image

То есть, среднестатистический инвестор в здравом уме (не меценат и не бизнес-ангел), не станет вкладывать в бизнес, который даже не вышел на точку окупаемости. Деньги, в общем случае, привлекают когда спрос превышает возможности производственных мощностей, а капитала на их расширение нет. А не на покрытие убытков и расходов на дорогие офисы, высокие зарплаты и  заграничные поездки, как многим хотелось бы думать. Когда выйдите на точку окупаемости, можно поговорить о привлечении венчурного капитала.

Blog post image

РЕЗЮМЕ

Поэтому, после того, как Вы поняли что Вы должны делать - пора сконцентрироваться и начать действовать! Первый крупный этап в startup'е - это вывод компании "с нуля" на самоокупаемость, о чём речь и пойдёт в следующем посте. И в заключение, приведу высказывание Джона Дэвисона Рокфеллера (первого долларового миллиардера): "Ваше благополучие зависит от Ваших собственных решений".

Продолжение следует...

Twitter: @basheyev

Facebook: Bolat Basheyev


7