"Когда человек не знает, к какой пристани он держит
путь, для него ни один ветер не будет попутным"
Луций Анней Сенека
Как часто мы слышим «у меня есть идея»? А как часто мы видим, что её воплощают в жизнь? Значительно реже. Дело в том, что пока идея описана короткой фразой, она остаётся идеальной и непротиворечивой, но как только идея начинает «обрастать» подробностями, появляется куча не стыковок и неопределённостей, о которых люди предпочитают не думать. Эта ситуация похожа на ситуацию из сериала «South Park», в серии про корпорации, дети спрашиваю гномов об их плане, на что они отвечают: «Шаг 1: Собрать бельё, Шаг 2: ???, Шаг 3: Прибыль».
В общем, и смех и грех. Попробую поправить ситуацию, приведя структуру типовой презентации бизнес-идей, которую очень любят венчурные инвесторы Силиконовой долины. И не зря. Она очень простая, но ёмкая и позволяет понять весь бизнес всего за 15-20 минут, без лишних слов. Если Вы сможете однозначно описать каждый из разделов, то Ваша бизнес-идея действительно продумана.
Структура презентации следующая:
- Титульный слайд. Здесь должен быть Ваш новый бренд и слоган.
- Проблема. Та самая проблема клиентов, ради решения которой Вы создаёте бизнес. Проблема должна быть настолько важной и актуальной, чтобы потребитель мог эмоционально ощутить её на себе. Если проблемы нет, вряд ли бизнес получится.
- Ваше решение. Предлагаемое Вами решение проблемы. Для клиента оно должно быть как величайшее откровение, вызывающее острое эмоциональное желание получить это немедленно.
- Цель и видение. Цель компании, отвечающая критериям S.M.A.R.T., а также Видение конечного результата, то есть краткое текстовое описание будущего и того чем должна стать Ваша компания, когда достигнет цель.
- Бизнес-модель. Это ответ на вопрос кто, как и за что будет Вам платить, чтобы вы окупались и в дальнейшем развивались. Проще говоря, это развёрнутые ответ на вопрос о том, как именно бизнес будет приносить вам доход.
- Технология лежащая в основе. Здесь Вы описываете «секрет фирмы», который объясняет, почему Ваша продукция или услуга будет лучше, дешевле и или качественнее.
- Маркетинг и продажи. Этот слайд отвечает на вопросы: кто Ваши клиенты? Каким именно образом (по каким каналам) вы доставите ценностное предложение потенциальным клиентам «в головы»? Как заинтересованные клиенты смогут получить Ваш товар/услугу?
- Конкуренция. Здесь ответы на вопросы: Кто ваши ключевые конкуренты? Какие продукты-заменители представлены на рынке? Что Вы собираетесь с этим делать?
- Команда. Кто Вам нужен в команде для успешной реализации проекта. Даже если этих людей сейчас нет, важно указать кто вам потребуется.
- Оценки и показатели. Цифры, которые вы планируете достичь в каждом квартале. Например: 1 квартал: продажи - $1000, клиентов — 10, на сайте — 100 пользователей/день, 2 квартал - … И так как минимум на 18 месяцев вперёд, чтобы вы точно знали, какой барьер вам надо пройти в ближайшее время.
- Текущий статус и планы. Так называемый time-line или roadmap, если хотите. Что и когда должно произойти, чтобы указанные выше показатели были достигнуты к указанным вехам. Веха — это завершение небольшого этапа, о котором Вы можете говорить как о логически завершённом действии «Продал», «Доставил», «Построил», «Получил», а не «Заказал», «Работаю», «Продаю».
Для наглядности приведу уменьшенные слайды настоящей презентации бизнес-идеи компании ARTA на 2010-2012 годы, которую делали для себя и инвесторов в 2010 году. Примечание: слайды уменьшены на столько, чтобы нельзя было прочитать сам текст (всё же, коммерческая тайна), но достаточно, чтобы понять как, примерно, должна выглядеть презентация бизнес-идеи.
Рекомендация: Если вы мужчина, то первое, что стоит сделать - это посоветоваться с женщиной: подругой, супругой, мамой или ещё кем-то. Женщины более прагматичные, и сразу скажут, если Вы "гоните". После чего, нужно "затестировать" презентацию бизнес-идеи на друзьях и близких. Если Вы женщина, то начинайте тестировать вашу бизнес-идею сразу на друзьях и близких. Если презентация Вашей бизнес идеи эмоционально вовлечет их, то презентация готова. Если же нет, то возвращаемся за "чертёжную доску" и исправляем недочёты. Кстати, под "эмоциональным вовлечением" я имею ввиду острое желание вложить деньги :)
Допустим, вы всё проработали и у Вас есть хорошо продуманная бизнес-идея. У Вас возникает вопрос: где взять первые деньги? Может быть пора привлекать инвесторов? Ну, вообще-то, вряд ли Вы их найдёте, если что-нибудь не начнёте делать в направлении реализации Вашей идеи. Максимум, на что Вы можете рассчитывать, так это на поддержку семьи и друзей.
Существует ещё один не добитый миф, о том, что сама по себе "крутая идея" стоит "миллионы миллионов". В общем, это не правда. Мир профессиональных финансов довольно прагматичен и не питает иллюзий по поводу рисков (их задача, всё таки, приумножать капитал). В деньгах оценивают факты и имущество, а не намерения. И если кто-то дал деньги "под идею", то или он Ваш бизнес-ангел, который не боится потерять денег, или здесь попахивает мошенничеством. Обычно, этапы финансирования стартапа следующие:
То есть, среднестатистический инвестор в здравом уме (не меценат и не бизнес-ангел), не станет вкладывать в бизнес, который даже не вышел на точку окупаемости. Деньги, в общем случае, привлекают когда спрос превышает возможности производственных мощностей, а капитала на их расширение нет. А не на покрытие убытков и расходов на дорогие офисы, высокие зарплаты и заграничные поездки, как многим хотелось бы думать. Когда выйдите на точку окупаемости, можно поговорить о привлечении венчурного капитала.
РЕЗЮМЕ
Поэтому, после того, как Вы поняли что Вы должны делать - пора сконцентрироваться и начать действовать! Первый крупный этап в startup'е - это вывод компании "с нуля" на самоокупаемость, о чём речь и пойдёт в следующем посте. И в заключение, приведу высказывание Джона Дэвисона Рокфеллера (первого долларового миллиардера): "Ваше благополучие зависит от Ваших собственных решений".
Продолжение следует...
Twitter: @basheyev
Facebook: Bolat Basheyev