Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
07:21, 11 марта 2012

Кризис казахстанского сообщества программистов.

Не так давно мне довелось побывать на семинаре по Clojure под эгидой алматинской Google Technology User Group. Вернее, семинаром это было лишь по задумке, а на практике стало обычным разговором "по душам" трёх гиков от программирования. Дело в том, что слушателей там и было всего лишь трое, один из которых, впрочем, являлся целевой аудиторией. Так к чему я это?

Господа, наш догматизм убьёт нас. Наша лень и скотская непривередливость похоронят нас под грудами обломков объектно-ориентированной парадигмы, а garbage collector сгребёт наши останки вместе с рухнувшими сводами этого храма лжи и мнимой простоты.

Нет, я не спятил. Понимаете, в чём дело. Что бы там ни говорили о технарях в целом и о программистах в частности, программирование - это искусство. Причём искусство достаточно специфическое. Тут нельзя забывать о средствах, и поле для импровизации строго ограничено реалиями жизни. Искусство - искусством, а есть всем хочется.

Так в чём же выражается наш догматизм? Да в самом простом нежелании учиться. Все программисты знают, что то, чему их учат в университетах, а уж тем более в колледжах, - раритет. Да, конечно, справедливости ради, следует сказать, что эта проблема касается не только казахстана, но и всего мира, потому что IT-индустрия развивается просто невиданными доселе темпами. Ещё ни одна из областей наук не знала таких монструозных скачков.

Но, так или иначе, ни один разумный человек не станет отрицать, что в нашей стране этот эффект особенно заметен. О каком техническом прогрессе может идти речь, если в наших школах до сих пор преподают паскаль? На какое развитие IT-индустрии можно надеяться, если студентов учат средствам программирования, а не обобщённым методам и идиомам? Как, скажите мне, человек, не знающий ничего, кроме MySQL и Oracle может использовать в своих проектах документо-ориентированные базы данных?

Конечно, можно сказать, что это своего рода фильтр, отсеивающий людей, неспособных к самостоятельному обучению. Но так ли это? Давайте поставим себя на место студента. У нас есть куча заданий, у нас есть лекции, а это значит, что у нас практически не остаётся времени, а главное желания, на изучение чего-либо, не относящегося к учёбе. В то же время в нас с первого курса вселяют уверенность, что всё, что не укладывается в рамки учебного курса, нам никогда в жизни и не пригодится вовсе. С этой убеждённостью мы и плывём по течению. Java, PHP, Jungle в лучшем случае, C, C++ - вот и весь наш ограниченный спектр знаний. Вот она - вся наша жизнь.

Неужели вы готовы до старости лет оставаться настройщиками CMS на PHP или описывать классы Java по готовому ТЗ? Неужели в вас нет тяги к изобретательству и исследованию? Так без неё вы и не программист вовсе. Так где эта тяга? Неужто умерла? Я не верю. Не может человек добровольно быть лишь механизмом для генерации быдлокода.

На семинар, упомянутый в начале поста, я попал совершенно случайно. Если бы не знакомый студент КБТУ, интересующийся Лиспом и его диалектами, не попал бы вовсе. Конечно, нашу малочисленность можно списать на недостаток информационных ресурсов для распространения конкретной информации, но это было бы совершенно несправедливым замечанием, хотя бы потому, что подписались на этот семинар 15 человек.

Можно было бы сказать, что никто не захотел идти на семинар о чём-то незнакомом, но это лишь ещё один камень в сторону нашего IT-сообщества: если уж никто и слыхом не слыхивал о гремящем на весь интернет втором рождении Лиспа, обвинять в этом некого, кроме глухих консерваторов.

1