В повести Соммерсета Моэма "Луна и грош" главный герой круто меняет свою жизнь. Он оставляет работу клерка в одном из английских банков, и становится художником. Всем известно, что прототипом этого персонажа был великий Поль Гоген. У нас в Алматы тоже есть знаменитый художник, чья судьба перекликается с сюжетом, изложенным британским писателем. Это Сакен Бектияров. Презентация выставки его работ прошла недавно в выставочном зале Финансового Центра на Аль-Фараби.
Осмотрев экспозицию, я убедился, что программная выставка Сакена Бектиярова, олицетворяющую полувековую веху в жизни мастера и двадцатилетие его творчества, в полной мере отражают основные черты его фирменного стиля: тонкое чутье, изысканный аристократизм и деликатность, дерзкая смелость в выборе форм и технических приемов, а также благородное и оптимистичное отношение к жизни.
Эти же свойства прочитываются в том, как он отвечает на вопросы во время интервью:
- Сакен, почему твоя выставка названа "Короткий Золотой век"?
- Все выставки, начиная с 2000 года, называются так. "Короткий Золотой век" - это время, которое переживаю я и моя страна, и я отображаю эту реальность.
- На больших и малых твоих полотнах повторяется один прекрасный женский образ. Это выдуманный персонаж, или он взят из реальной жизни?
- Это конкретное лицо моей супруги, в котором счастливо воплотился типаж времени.
- Также можно часто увидеть балерин, футболистов, лошадей. С чем это связано?
- Страсть, красота формы и сила духа. Мы казахи, ценим лошадей дороже женщин.
Балет я люблю. Это – красота! Это искусство номер один в мире. Только государство может поддерживать это величайшее имперское искусство.
- У Вас есть родственники, которые занимаются балетом?
- Нет. Мы казахи открыты всем прекрасным видам искусства, перевариваем их, и выдаем в новых формах.
- "Два десятка лет назад Сакен, в прошлом наш коллега, журналист и ответственный секретарь в газете "Ленинская смена", стал свободным художником" – пишет о тебе журналистка Альжан Кусаинова. Легко ли было тебе сделать такой шаг: оставить, в общем-то, не рядовую позицию в редакции газеты и отправиться в свободное плавание вольного художника?
- Легко. Потому что я родился художником, а не ответственным секретарем.
- Профессиональный художник и скульптор с базовым образованием Аскар Есдаулетов как-то сказал: бывает, что, не имеющий академической подготовки художник может быть более раскрепощен в средствах выражения состояния души. Согласен ли ты с этим?
- Согласен. Потому что я – живой пример.
- Я заметил, что ты используешь разные техники в живописи. Как бы ты определил стили, в которых работаешь?
- Стиль один. Экспрессионизм. Чаще на границе с другими стилями, что есть тренд времени.
- Иногда складывается впечатление, что на твое творчество большее влияние оказали европейские школы. Так ли это? Проявляется ли в твоих работах какие-либо элементы казахской культуры?
- Изобразительное искусство есть европейская культура, и только. В картинах только присутствует дух. Дух казаха.
- Трудно ли в материальном плане быть свободным художником? Написание картин – это для тебя единственный способ выживания в материальном мире? Кто-то сказал: настоящий художник должен быть голодным. Случается ли с тобой такое?
- Я всегда слегка голоден и такое состояние чрезвычайно полезное для тела. Свободным же художником быть легко, если ты родился художником. Что касается денег, то отвечу так: мне их не хватает так же, как и Абрамовичу. Я владею профессионально несколькими квалификациями, которые могли бы приносить мне материальные блага: журналист, дизайнер и переводчик с английского на казахский, русский языки. Но в данный момент зарабатываю только как художник. Если бы картины не приносили деньги, я бы оставил эту профессию.
- Что ты можешь сказать о художественной культуре Казахстана? Имеет ли место застой жанров, или постоянно зарождаются какие-то новые течения?
- Очень мало хороших художников для шестнадцати миллионов населения, но застоя нет.
- Как ты думаешь, каким нужно быть человеком, чтобы по духу являться настоящим художником?
- Вольным человеком. Вольным, а не свободным.
Опубликовано с изменениями в "ЭкспрессК", февраль 2012.