Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
5
23:22, 01 марта 2012

"Астана в печёнках" Салима Дуйсекова

Астана в печёнках.

Сколько смотрим казахстанское кино, столько возмущаемся — не фиксирует оно окружающую реальность, хоть плачь. Обычный среднестатистический житель себя в казахстанском кино не видит.

Вот опять случилось страшное – «Казахфильм» доверил гражданину Российской Федерации Кончаловскому Е.А. спродюсировать киноальманах « Сердце моё - Астана».

Человек он проверенный, свой, можно сказать, человек. Как он блестяще справился с заданием, снял документальное эпическое полотно «Инновационный Казахстан». Другой бы заартачился, заломался бы – что ещё за инновационный Казахстан, где тут у вас инновации, покажите мне ваши инновации?

Егор Андреевич – человек опытный и давно уже чуткой душой потомственного царедворца уловил тренд, царящий в наших палестинах – к чёрту творчество, пой «Боже, царя храни», гони заказуху, окультуривай и одухотворяй прославленной фамилией нашу бессовестную азиатчину и будет тебе счастье.

Вон сколько «творцов» вволю попаслись и подкормились на сулящей жирные бонусы теме -

Астанапрекрасныйгородзакороткоевремястолькопостроилинигдевмиретакогонет.

Ну и что, что про столицу уже сняли немеряное количество фильмов, сочинили сотни песен, ораторий, мюзиклов, поэм и намалевали тысячи картин. Ну и что, что фильм будут крутить в кинотеатрах от силы два-три будних дня, в 11 часов и в 14, а в зале будут сидеть десяток студентов-сачков и три бабули с внуками?

Чем Кончаловский хуже шинарбаевых, гульнарсарсеновых, лейлахинжановых, допрежь его уже пропевших столице все мыслимые оды в мыльной саге « Астана – любовь моя» и снявших с этого дела все мыслимые сливки?

Посему гр. Кончаловский кочевряжиться не стал и собрал для решения могучей художественной задачи резвый, сплочённый отряд из молодых кинематографистов – Тюху да Матюху , да Колупая с братом.

Народ всё молодой, и, судя по всему, уже вполне готовый прогибаться под изменчивый мир. Один Рустем Абдрашев чего стоит.

Снявши «Небо моего детства», по репутации не плачут.

Абдрашев не стал долго морщить лоб.

Дано – он и она. Он наполовину казах, наполовину канадец. Это так авторы говорят – наполовину канадец. Она привлекательна, он, само собой, чертовски привлекателен. Ему надо возвращаться в Канаду, он зовёт её с собой, а она не хочет уезжать из чудесного города Астана.

Конфликт интересов налицо. Притяжение Астаны столь сильно и чарующе, что канадский легионер оказывается, просто не в силах уехать в благополучную, уютную Канаду.

Участники проекта, сожравшего почти два миллиона долларов, состряпали очередной гладенький и сладенький агитпроп нынешнего режима, сказочки разной степени слащавости и несуразицы.

Астана в этих сказках прекрасна. Ветерок прохладен, воздух чист, небо сине, облака девственно белы, секьюрити вежливы, стюардессы свежи, как розы, старики мудры, матери заботливы, детишки упитаны, дщери послушны, сыны почтительны. Астанинские комары на время съёмок фильма улетели в недружественный Ташкент. Народ живёт богато. Скатерти накрахмалены до жёсткости кровельного железа. «У кажного прибора ситного фунта по три. Харчей много».

Над всей этой красотой несказанной, подобно башне Саурона, возвышается Байтерек.

Жаль, что авторы фильма не догадались взять в качестве закадрового текста стихи Рубцова Владимира Петровича:

Слева город, справа город,

В центре плещется волна.

Левый берег, правый берег,

Вместе будет Астана.

Слева степи, справа степи,

И кругом ковыль-трава.

Там проспекты, тут проспекты,

А над ними синева.

Тут фонтаны, там фонтаны,

Чудно брызгала вода,

Расцветал бульвар зелёный,

Глаз ласкала Ак орда.

Там высотка, тут красотка

Из бетона и стекла,

Байтерек застыл там кротко,

И мечети купола.

Тут развязка, там развязка

Из дорог, мостов и арк,

Над Ишимом, словно сказка,

Вознеслись, а рядом парк.

В центре «свечка», дом колечком -

То стоит КазМунайГаз,

Рядом кони, не догонят

Их ни Лексус, ни Камаз.

Хорошеет сам собою,

Славный город Астана,

Я секрет вам не открою -

Строит город вся страна.

Слева вспышка, справа вспышка,

Фейерверкам нет конца,

В день рождения столицы

Они радуют сердца.

Ты столица, как девица,

Людям очень нравишься,

Всюду радостные лица,

Люди улыбаются!

Если бы это ещё читал Сергей Чонишвили, с недавнего времени заделавшийся главным закадровым голосом нашего документального кино, то получилось бы концептуальненько.

Всего новелл числом десять. Аллегро, анданте, скерцо и снова аллегро.

В сказке «Часы» (реж. Алексей Голубев) два названых брата узнают друг друга по одинаковым часам, вручённых им матерью перед уходом на войну.

Аульная казашка в конце тридцатых ввела в свою юрту русского мальчика, сосланного с матерью в Казахстан и оставшегося сиротой (Казахстан – лаборатория интернациональной дружбы). Потом его вместе со сводным братом, родным сыном казашки, ещё подростком забирают на войну. Там они теряют друг друга на долгие то ли шестьдесят, то ли семьдесят лет. Совершенно случайно встречаются в Астане. Такого уж свойство этого города – творить чудеса. Объятия, рыдания. Болливуд.

- Чего же не искали то друг друга столько лет?

- Ай, отстаньте, мадам, не видите, у людей радость?

В новелле «Сюрприз» (реж.Эльмира Гильман) астанинский чиновник спешит к семье в Алматы встречать Новый год и опаздывает на самолёт. Но это пустяки. Астанинским чиновникам всё подвластно, и время и «дистанции огромного размера». Он садится в такси и за пару-тройку часов доезжает таки до Алматы.

Гильман - барышня взрослая и, надо полагать, знает, каково расстояние между Астаной и Алматы. Но жанр диктует своё.

Далее «кончаловский» капустник набирает обороты. Режиссёр Фархат Шарипов тоже забрасывает свой чепец за мельницу – в его новелле «Завещание отца» американец (Евгений Жуманов) приезжает в Астану, чтобы развеять над ней прах своего отца. Так папа завещал. Папа был целинник и джазовый музыкант по совместительству.

Хорошенькое дело – смылся в Штаты, благоденствовал там, а свой прах, значит, бедным астанчанам на голову. Как будто им других напастей не хватает. У них и так каждый год 6 июля.

Апофеозом всего этого маловразумительного, унылого цирка-шапито, его заключительным аккордом является фильм за авторством Рашида Сулейменова «Наргиз».

В новелле рассказывается о девочке из фермерской семьи.

Наргиз - чрезвычайно хитрая и стратегически мыслящая девочка. То есть, авторы, конечно, так не считают и хотят, чтобы зритель умилился и даже пустил слезу, но дудки. Трезвый зритель видит, что девочка чрезвычайно ловка и предприимчива – шлёт свои стишки про независимость в газету « Егемен Қазақстан», да такие, что потом их сам Президент цитирует.

А какие пишет сочинения (истинный крест, так и пишет): « Мы, оралманы, должны помнить, как мы жили на чужбине, в голоде и нищете… Мы, казахи, должны сознавать, в какое счастливое время живём…»

Да такую проворную девочку можно сразу после школы в Ак орду, возглавлять пресс-службу. Такая умничка запросто освоит термин аппарата ВЛКСМ – «организовать вставание». Кто там нынче на этой должности – трепещи, товаришч, идёт племя младое, незнакомое, на пятки наступает, и подмётки на ходу срезает.

Есть у Наргиз заветная мечта – поездка в Астану. Папа её не пускает, а упрямая Наргиз всё равно уезжает на угнанном ею же отцовском комбайне.

Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной

Идем дорогой трудной, дорогой не прямой.

Заветных три желания исполнит мудрый Гудвин.

Там, в башне Байтерек, она хочет загадать своё главное желание, приложив ладонь к оттиску чудотворной десницы.

Можно сказать, что режиссёр Рашид Сулейменов со своей личной, лежащей вне творчества, задачей справился.

Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский…Да если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский.

Не остановило господина Сулейменова то, что точно такую же историю уже рассказал режиссёр Данияр Саламат в фильме «Байтерек» и настоятельно просил других авторов не беспокоиться, потому что он, видите ли, практически закрыл тему.

И с улыбкою неробкой

Говорит тогда боец:

- А еще нельзя ли стопку,

Потому как молодец?

Так и сказал: «Я считаю, что я с поставленной задачей справился и после меня уже не нужно снимать кино про «Байтерек», я сказал своим фильмом всё, что можно сказать».

Умник нашёлся. Хочет закатать в асфальт целый жанр. Как это – не нужно снимать? Что-ли, у других режиссёров и сценаристов дома семеро по лавкам не сидят и не требуют хлебушка с маслом? Что-ли, у них супруги не хотят шубки норковые носить? Или они сами не хотят, чтобы и нос в лапше, и губа в борще, и вапще?

Да с этой благодатной, колосящейся дензнаками нивы можно ещё столько урожаев накосить, столько карьер построить, столько квартир получить, на столько фестивалей съездить, в стольких «жюрях» позаседать. Благо, не перевелись ещё на земле казахской аллилуйщики, готовые петь осанны в открытой и завуалированной форме, и щедро финансировать (из государственного кармана) стилистические новации, когда вроде бы как воспевают Астану, а на самом деле поют славу Президенту.

Плохо поют, неумно, тотально безвкусно, немилосердно фальшиво, наплевав на общественное мнение и собственное достоинство.

Одно неясно – нарочно так делают или по другому не умеют?

5
1709
6