Редакция vseprokino.kz продолжает составлять альманах лучших фильмов прошедшего года — на очереди «Война Богов» Тарсема Синха. Самый пеплумный из всех блокбастерных и самый умный из всех многомиллионых.
Царь Гиперион (Микки Рурк), последовательно порабощающий и вырезающий Элладу (следовательно и весь мир, в этом Синх очень аутентичен — древние греки всех остальных вообще за людей не считали), решил замахнуться на богов Олимпа. Чтобы их победить, нужно освободить заточенных в неволе титанов, а для этого позарез необходим эпирский лук, пуляющий световыми стрелами, некогда сделанный самим Аресом.
На пути у Гипериона встает герой Тесей (Генри Кэвилл), воспитанный самим Зевсом в обличье старика «эйнштейн-стайл». Помимо того, что Тесею нужно впрячься за Отчизну, у него еще и личные счеты с брутальным царем — тот убил его мать.
Не обошлось и без любовной линии, за которую отвечает дева-оракул с девственным лицом и упругой попой Фриды Пинто.
Но к черту сюжет — пусть в нем ищет нестыковки Роджер Эберт, тем более, что таковых действительно хватило бы на целый сериал.
После выхода «Войны Богов» в прокат фильм был нещадно ругаем и критиками, и зрителями — одни расценили его как прямое подражание Заку Снайдеру, другие пеняли режиссеру за слишком вольную трактовку греческой мифологии, третьи сочли кино совершенно тупым.
О боги Олимпа, о чем вы?
Снайдер – чудо-визионер, но его философия не выходит за рамки 16:9. Эта та самая уайльдовская красота, которая не требует ни доказательств, ни ума для осмысления. Изобразительный ряд Синха, внешне подражательный, идет гораздо дальше. Во-первых, «Война Богов» нафарширована отсылками к поп-арту XX века по самую крышку – начиная с клеток Луизы Буржуа, и заканчивая шлемом в стиле Хью Хефнера (явный реверанс в сторону древнего и жестокого мачо-плейбоя Гипериона). Впрочем, в клетках с титанами можно усмотреть и самоцитирование Синха (вспоминаем Джей Ло), но тем и хороша «Война Богов», что там при желании можно усмотреть много чего в каждом кадре.
Во-вторых, полностью в соответствии с теорией Скорсезе о том, что каждый стоящий голливудский режиссер партизанит своими фильмами против воли продюсерско-студийной машины, индуский разведчик гнет свою линию. И не сказать, что совсем уж незаметно.
Вот что говорит Гиперион перебежчику от эллинов:
«Семя мужчины – самое жестокое оружие мужчины. Веками вы будете смотреть в глаза своих сыновей, похожих… на меня. Я буду жить в каждом взгляде, в каждой улыбке, и каждой пролитой слезе.
Знай – под мое начало тебя привел не инстинкт. Ты пришел сюда потому, что ты трус. А миру больше не нужны трусы.
Я окажу этому миру услугу.... Лишу тебя способности сеять свое семя. Предатель! Хоть ты и не слышишь, твои предки рыдают в своих гробах. Ибо сегодня их род на тебе пресечется».
Вкупе с интонациями Микки Рурка, этот монолог – лучшее, что произошло в кино за прошлый год. Его мог бы написать Джеронимо, если бы мог писать, а вот среднестатистический янки его написать бы не мог, поскольку категория рода в полиэтничном государстве уже давно приобрела эфемерные черты. И только индус Синх, этот саттелит Бомбея в LA, знает, о чем говорит.
Он говорит о вселенском, подсознательном ужасе, который тысячелетия спустя еще живет в каждом европейце при упоминании имени Аттилы. О сакральной фобиии русских перед узкоглазым лицом, смутно напоминающим Чингисхана – и это не сказки на ночь, а реальность.
Да и кто может поручиться, что в нас самих не сидит тот самый Гиперион, когда-то оскопивший нашего предка-предателя. Смалодушничал пра-пра-пра-пра-пра-прадед, не нам его судить, но теперь жестокосердый убийца-завоеватель живет в каждом нашем взгляде, в каждой улыбке, и каждой пролитой слезе.
Синх категоричен, и Синх ни разу не толерантен, и, конечно, повторяет Эклесиаста.
И только после просмотра понимаешь окончательно – если я сел писать эту рецензию в Казахстане, про который Тарсем и не слышал, значит...
Да, ребята. Он нас уже завоевал.