Руслан Жангазы
исследования и разработки в сфере государственной службы
Аким города Астана Имангали Тасмагамбетов
Уильям Генри Смитт впервые использовал термин «технократия» в 1919 году в своей статье «Технократия — пути и методы достижения индустриальной демократии». Конечно же, автор данного термина вкладывал в него несколько иной смысл, нежели, современное значение.
Технократический общественный строй характеризуется тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества и делегирован наиболее квалифицированным специалистам. Экономика технократического общества имеет нерыночный характер.
Определяющими в экономической теории технократического общества является валовое производство энергии на душу населения и уровень научно-технического прогресса, который определяет эффективность использования энергетических мощностей.
Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации. Такое социальное устройство так же известно как меритократия.
Технократическое правительство — это власть экспертов, которая эффективно выполняет административные функции. В технократической системе, в которой экономика регулируется экономистами, социальная политика регулируется политологами, система здравоохранения управляется специалистами медиками и другие отрасли соответствующими специалистами которые работают и обмениваются знаниями совместно, координируемые специалистами-менеджерами, производительность каждого максимизируется настолько, насколько это принципиально возможно.
Современные политологи под технократическим, чаще всего понимают правительство, состоящее из специалистов и формирующееся по не идеологическим принципам.
Технократические методы и подходы, не как целостная система, а как отдельно взятые элементы политического процесса широко использовались в течение всего XX века. Особенно широко отдельные методы, идеи и приемы применяли Германия, США, КНР, Япония, Южная Корея.
К технократическому методу формирования правительства, то есть созданию его не на политической, а на профессиональной основе, прибегают некоторые страны в случае политического или иного кризиса. Чаще всего так поступают государства с президентской формой правления.
По мнению председателя Агентства РК по делам государственной службы Алихана Байменова, политические и административные реформы должны осуществляться синхронно.
В политическом измерении – технократия, в административном измерении – меритократия.
В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, в частности в пункте «Вызовы, остающиеся актуальными» отмечено: «Реформы в государственном секторе, начатые в период реализации Стратегического плана – 2010, также остаются незавершенными. Разграничение полномочий между уровнями государственного управления, развитие системы стимулов на государственной службе, повышение качества государственных услуг и эффективности их администрирования – все эти вопросы требуют дальнейшего решения в период реализации Стратегического плана – 2020».
В разделе «Стратегические цели по дальнейшей модернизации политической системы» записано: К 2020 году будет создана эффективная система формирования политической элиты Республики Казахстан, государственная служба концентрирует в своих рядах лучших представителей казахстанского народа.
В Главе IV. «Основа для реализации Стратегического плана – 2020: результативный государственный сектор» приводится следующее: Высокоэффективный государственный аппарат является основой для успешной реализации пяти ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года.
Опираясь на реформы государственного сектора, начатые в период реализации Стратегического плана – 2010, государство выстраивает качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. Эта модель будет полноценно функционировать к 2015 году, а основные ее элементы будут внедряться в первые годы реализации Стратегического плана – 2020.
Реформирование государственного сектора будет осуществляться по пяти основным направлениям:
1) определение четкого круга полномочий и ответственности государственных органов, в том числе на различных уровнях государственного управления;
2) повышение качества государственных услуг через разработку стандартов и совершенствование процессов, способствующих эффективному оказанию государственных услуг;
3) ускорение реформы государственной службы, включая совершенствование обучения государственных служащих;
4) внедрение элементов, необходимых для полноценного функционирования системы государственного управления, ориентированного на результат;
5) улучшение управления административными реформами и усиление ответственности за процесс реформирования государственного сектора.
На мой взгляд, одна из интересных мыслей изложена в разделе «Управление реформами государственного сектора»: «К 2011 году будет проанализирована эффективность действующей системы управления административными реформами и рассмотрена возможность создания отдельного уполномоченного органа, ответственного за реализацию, мониторинг и оценку проводимых реформ в государственном секторе».
В связи с этим предлагаю создать Национальное агентство Республики Казахстан по стратегическому планированию и административным реформам.
Современный Казахстан проводит активную государственную политику по технологической модернизации экономики страны.
В свою очередь, технологическая модернизация экономики должна подстегнуть технократическую модернизацию системы государственного управления Республики Казахстан.
В американской научной школе государственного управления одна из самых популярных концепций – конвергенция государственного и частного менеджмента, автором которой является Грэхем Эллисон.
Хочется остановиться подробней на этой концепции, поскольку нахожу ее весьма актуальной в свете предстоящей реформы системы государственной службы Республики Казахстан.
Следует отметить, что идея внедрения механизмов бизнес сектора в государственном управлении витает в воздухе не один год. Однако пока это воспринимается революционно как со стороны власти, так и со стороны народа. Между тем наблюдается нарастание экспертных дискуссий на тему необходимости рассматривания государства как крупной корпорации, внедрения принципов корпоративного управления в практику государственной службы, усиления сервисно-маркетинговой направленности в деятельности государственного аппарата.
В этой связи необходимо отметить, что современная теория бизнес-процесса выделяет три уровня:
- стратегические бизнес-процессы, отражающие управленческие процессы, принятие решений, выработку стратегии и общее руководство;
- операционные бизнес-процессы, отражающие основную профилирующую деятельность организации;
- обеспечивающие бизнес-процессы, отражающие общие вспомогательные услуги, такие, как бухгалтерия, юридическая служба, кадры и т.д.
Почему бы нам не определять категории государственных служащих по такому научно обоснованному принципу? Процессный подход уже доказал свою состоятельность и эффективность в более динамичной деловой среде.
Мы иногда слишком увлекаемся институциональными преобразованиями, тогда как вопрос содержательного наполнения нового механизма, не всегда находит своего решения.
Таким образом, в XXI веке динамичное конкурентоспособное развитие Казахстана будет прямо пропорционально эффективному функционированию системы государственного управления.
Фото - RGMedia.kz