Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:29, 16 февраля 2012

Технократическая модернизация: ключевой тренд в развитии системы государственной службы Республики Казахстан

Руслан Жангазы

исследования и разработки в сфере государственной службы

Blog post image

Аким города Астана Имангали Тасмагамбетов

 

Уильям Генри Смитт впервые использовал термин «технократия» в 1919 году в своей статье «Технократия — пути и методы достижения индустриальной демократии». Конечно же, автор данного термина вкладывал в него несколько иной смысл, нежели, современное значение.

Технократический общественный строй характеризуется тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества и делегирован наиболее квалифицированным специалистам. Экономика технократического общества имеет нерыночный характер.

Определяющими в экономической теории технократического общества является валовое производство энергии на душу населения и уровень научно-технического прогресса, который определяет эффективность использования энергетических мощностей.

Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации. Такое социальное устройство так же известно как меритократия.

Технократическое правительство — это власть экспертов, которая эффективно выполняет административные функции. В технократической системе, в которой экономика регулируется экономистами, социальная политика регулируется политологами, система здравоохранения управляется специалистами медиками и другие отрасли соответствующими специалистами которые работают и обмениваются знаниями совместно, координируемые специалистами-менеджерами, производительность каждого максимизируется настолько, насколько это принципиально возможно.

Современные политологи под технократическим, чаще всего понимают правительство, состоящее из специалистов и формирующееся по не идеологическим принципам.

Технократические методы и подходы, не как целостная система, а как отдельно взятые элементы политического процесса широко использовались в течение всего XX века. Особенно широко отдельные методы, идеи и приемы применяли Германия, США, КНР, Япония, Южная Корея.

К технократическому методу формирования правительства, то есть созданию его не на политической, а на профессиональной основе, прибегают некоторые страны в случае политического или иного кризиса. Чаще всего так поступают государства с президентской формой правления.

По мнению председателя Агентства РК по делам государственной службы Алихана Байменова, политические и административные реформы должны осуществляться синхронно.

В политическом измерении – технократия, в административном измерении – меритократия.

В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, в частности в пункте «Вызовы, остающиеся актуальными» отмечено: «Реформы в государственном секторе, начатые в период реализации Стратегического плана – 2010, также остаются незавершенными. Разграничение полномочий между уровнями государственного управления, развитие системы стимулов на государственной службе, повышение качества государственных услуг и эффективности их администрирования – все эти вопросы требуют дальнейшего решения в период реализации Стратегического плана – 2020».

В разделе «Стратегические цели  по дальнейшей модернизации политической системы» записано: К 2020 году будет создана эффективная система формирования политической элиты Республики Казахстан, государственная служба концентрирует в своих рядах лучших представителей казахстанского народа.

В Главе IV. «Основа для реализации Стратегического плана – 2020: результативный государственный сектор» приводится следующее: Высокоэффективный государственный аппарат является основой для успешной реализации пяти ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года.

Опираясь на реформы государственного сектора, начатые в период реализации Стратегического плана – 2010, государство выстраивает качественно новую модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу. Эта модель будет полноценно функционировать к 2015 году, а основные ее элементы будут внедряться в первые годы реализации Стратегического плана – 2020.

Реформирование государственного сектора будет осуществляться по пяти основным направлениям:

1) определение четкого круга полномочий и ответственности государственных органов, в том числе на различных уровнях государственного управления;

2) повышение качества государственных услуг через разработку стандартов и совершенствование процессов, способствующих эффективному оказанию государственных услуг;

3) ускорение реформы государственной службы, включая совершенствование обучения государственных служащих;

4) внедрение элементов, необходимых для полноценного функционирования системы государственного управления, ориентированного на результат;

5) улучшение управления административными реформами и усиление ответственности за процесс реформирования государственного сектора.

На мой взгляд, одна из интересных мыслей изложена в разделе «Управление реформами государственного сектора»: «К 2011 году будет проанализирована эффективность действующей системы управления административными реформами и рассмотрена возможность создания отдельного уполномоченного органа, ответственного за реализацию, мониторинг и оценку проводимых реформ в государственном секторе».

В связи с этим предлагаю создать Национальное агентство Республики Казахстан по стратегическому планированию и административным реформам.

Современный Казахстан проводит активную государственную политику по технологической модернизации экономики страны.

В свою очередь, технологическая модернизация экономики должна подстегнуть технократическую модернизацию системы государственного управления Республики Казахстан.

В американской научной школе государственного управления одна из самых популярных концепций – конвергенция государственного и частного менеджмента, автором которой является Грэхем Эллисон.

Хочется остановиться подробней на этой концепции, поскольку нахожу ее весьма актуальной в свете предстоящей реформы системы государственной службы Республики Казахстан.

Следует отметить, что идея внедрения механизмов бизнес сектора в государственном управлении витает в воздухе не один год. Однако пока это воспринимается революционно как со стороны власти, так и со стороны народа. Между тем наблюдается нарастание экспертных дискуссий на тему необходимости рассматривания государства как крупной корпорации, внедрения принципов корпоративного управления в практику государственной службы, усиления сервисно-маркетинговой направленности в деятельности государственного аппарата.

В этой связи необходимо отметить, что современная теория бизнес-процесса выделяет три уровня:

- стратегические бизнес-процессы, отражающие управленческие процессы, принятие решений, выработку стратегии и общее руководство;

- операционные бизнес-процессы, отражающие основную профилирующую деятельность организации;

- обеспечивающие бизнес-процессы, отражающие общие вспомогательные услуги, такие, как бухгалтерия, юридическая служба, кадры и т.д.

Почему бы нам не определять категории государственных служащих по такому научно обоснованному принципу? Процессный подход уже доказал свою состоятельность и эффективность в более динамичной  деловой среде.

Мы иногда слишком увлекаемся институциональными преобразованиями, тогда как вопрос содержательного наполнения нового механизма, не всегда находит своего решения.

Таким образом, в XXI веке динамичное конкурентоспособное развитие Казахстана будет прямо пропорционально эффективному функционированию системы государственного управления.

 

Фото - RGMedia.kz

0
1679
0