место в рейтинге
  • 294968
  • 671
  • 68
Нравится блог?
Подписывайтесь!

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Руслан Жангазы

военно-стратегические исследования

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, выступая на торжественном собрании, посвященном 15-летию Армии, отметил: «Казахстан не определяет в качестве противника ни одно государство. Но реалии современного мира таковы, что спектр угроз глобальной и региональной безопасности в начале нового века нисколько не уменьшился».

Действительно, военные угрозы не исчезли, и будут продолжать существовать, пока существуют государства, интересы которых могут не только не совпадать, но и сталкиваться. Вопреки прогнозным оценкам многих экспертов и политиков окончание «холодной» войны не привело к исчезновению противостояний между государствами.

В основе развития мировых процессов по-прежнему преобладают факторы взаимного недоверия, наблюдается общее снижение степени управляемости международных отношений, и, как следствие, дальнейшее нарастание стратегической нестабильности и непредсказуемости.

Усиливающееся глобальное рассредоточение политических, экономических и военных ресурсов обуславливается особенностями функционирования так называемого «бесполярного мира», когда доминируют не одно, два или несколько государств, а десятки субъектов международной политики, способных оказывать различное влияние на положение в мире.

В итоге сформировались новые «центры силы», которые оспаривают лидерство традиционных мировых держав и демонстрируют свои притязания на более высокие позиции в международных отношениях.

Противоречивость и драматизм, присущие бесполярному миру, находят свое отражение в военных доктринах и других планирующих документах армий иностранных государств. Фактически, формируется ситуация близкая к принципу «все против всех», когда военно-политическое объединение государств не является твердой гарантией территориальной целостности и суверенитета его участника.

Изменяется характер военных конфликтов, когда на смену военному противостоянию двух блоков пришли локальные внутригосударственные войны, межэтнические и религиозные конфликты, крупные террористические акты.

Мы становимся свидетелями того, что государства все чаще прибегают к силовым методам разрешения международных противоречий и разногласий.

Современный Казахстан планомерно наращивает свой геополитический статус и ресурсы влияния в Центральноазиатском регионе. Наша республика должна быть готовой адекватно реагировать на вероятное военно-силовое разрешение противоречий, связанных с переделом сфер влияния между мировыми державами.

В условиях глобальной нестабильности и неопределенности заложен фундамент для поддержания и развития отношений Республики Казахстан с окружающим миром.

В целях реализации жизненно важной функции государства – защиты суверенитета и территориальной целостности – сформированы силы, средства и органы, способные совместными усилиями выполнить эту миссию. Их деятельность объединена общими целями, задачами и способами реализации, базируется на единой нормативной правовой базе и общих принципах обеспечения военной безопасности, осуществляется в единой структуре управления.

Совокупность этих сил, средств и органов представляет собой систему обеспечения военной безопасности.

Для достижения целей и задач политики государства в области обороны Республики Казахстан необходимо последовательное проведение реалистичного военно-политического курса, повышение уровня социально-экономического развития, укрепление военной организации государства, исходя из военных угроз, научно обоснованное определение и использование наиболее эффективных форм и способов их нейтрализации.

Стремление к комплексному и взаимосвязанному учету перечисленных факторов при организации функционирования системы обеспечения военной безопасности позволяет рассматривать ее в качестве механизма, призванного реализовывать принятые в стране концептуальные взгляды и доктринальные установки в области обеспечения национальной военной безопасности путем координации деятельности всех элементов военной организации государства.

Основная роль системы обеспечения военной безопасности в структурах государственной власти и управления заключается в том, что она должна увязывать национальные интересы, стратегические цели и ценности Республики Казахстан воедино с политическим курсом государства, а также формами и способами их реализации преимущественно политическими методами, с учетом угроз военного характера.

Поэтому обеспечение военной безопасности является важнейшей составной частью системы национальной безопасности в целом, главным инструментом реализации государственной политики обеспечения национальных интересов в сфере обороны.

Область военной безопасности может иметь внешний и внутренний аспекты. С точки зрения внешнего аспекта это, прежде всего, способность Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований предотвратить или сдержать прямую военную агрессию против нашей республики и дружественных ей государств.

С точки зрения внутреннего аспекта это строительство и развитие такой военной организации государства, которая была бы подкреплена реальными экономическими возможностями страны.

Система обеспечения военной безопасности охватывает важнейшие области функционирования общества и государства, среди которых:

- военная область – вопросы совершенствования военной организации государства, оборонного планирования, оперативной и боевой подготовки войск и сил;

- военно-политическая область – вопросы коллективной региональной, в том числе СНГ, и глобальной безопасности, миротворческой деятельности;

- военно-экономическая область – вопросы экономического и ресурсного обеспечения военного строительства, поддержания жизнедеятельности войск и сил на уровне, обеспечивающем требуемую степень боевой готовности и боеспособности, вопросы формирования военного бюджета и распределения бюджетных средств;

- военно-социальная область – вопросы подготовки населения к участию в решении оборонных задач, психологические аспекты деятельности воинских коллективов, социальное обеспечение военнослужащих;

- военно-техническая область – вопросы развития фундаментальной науки в интересах укрепления обороны, поисковых и прикладных исследований, вопросы создания, модернизации и утилизации образцов вооружения и военной техники;

- военно-технологическая область – вопросы развития военных технологий для решения оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач – совершенствование систем разведки и управления войсками и оружием, разведывательно-ударных комплексов;

- область нормативно-правового обеспечения военного строительства – совершенствование и развитие нормативной правовой базы военного строительства.

Основу системы обеспечения военной безопасности Республики Казахстан составляет военная организация государства. В ее состав входят Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, реализующие меры военного, политического, управленческого, правового, организационного, экономического, социального и иного характера, направленные на обеспечение стабильного развития государства и общества, гарантирующие возможность и способность нейтрализовать угрозы в военной сфере.

Выполнение этих мер позволяет обеспечить суверенитет, территориальную целостность, политическую, экономическую и информационную независимость государства, дальнейшее осуществление демократических преобразований в соответствии с целями развития и национальными интересами Казахстана.

Обеспечение военной безопасности страны требует формирования и реализации единой государственной политики в этой области, консолидации усилий всех ветвей и органов власти, концентрации и рационального использования выделяемых сил, средств и ресурсов.

Это предусматривает приведение объема и содержания задач военной организации, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности страны.

Безусловно, определение основных требований к военной организации государства и ее составляющим – одна из труднейших научно-практических задач.

Анализ состояния системы военной безопасности Республики Казахстан показывает, что в настоящее время государственным и военным органам управления необходимо сосредоточить основные усилия, прежде всего, на решении следующих важных задач и вопросов:

- создание эффективного механизма по анализу военно-политической обстановки в мире и по периметру Государственной границы Республики Казахстан, исходя из реально складывающейся обстановки на текущий момент;

- мониторинг уровня возможных военных опасностей и угроз для Казахстана и выработка всего комплекса практических мер по их предотвращению;

- разработка жестко регламентированных и нормативно утвержденных критериев и пороговых значений военной безопасности;

- определение конкретных военно-технических параметров Вооруженных Сил в целях их качественной трансформации;

- контроль реализации и выполнения решений руководства страны по ликвидации в установленные сроки возникших военных опасностей и угроз.

Несмотря на то, что военная безопасность обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств, особое место в решении этой задачи отводится Вооруженным Силам, боевая мощь которых направлена на сдерживание, пресечение и военное устранение любой агрессии.

Очевидно, что достижению цели строительства эффективной военной организации способствует придание ей оптимальных характеристик: по численности, боевому составу, организационно-штатной структуре, системам управления и всем видам обеспечения.

Сделать это жизненно необходимо. На решение этой задачи направлены единые принципы, приоритеты и направления строительства военной организации, приведение объема и содержания задач, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности.

На сегодняшний день определены характер и направленность военного строительства, основные требования к Вооруженным Силам по решению стратегических задач в возможных военных конфликтах, основные принципы обеспечения безопасности государства в оборонной области, а также направления их строительства и развития. Очевидно, что состав, структура и состояние Армии должны соответствовать объему и степени сложности возлагаемых на них задач.

Поэтому в настоящее время реализуются системные мероприятия по трансформации Вооруженных Сил в свете Военной доктрины Республики Казахстан. Следует отметить, что основные направления модернизации определяются общей ориентацией на повышение эффективности обеспечения военной безопасности государства:

- структурная трансформация;

- технологическая трансформация;

- кадровая трансформация.

Целью трансформации является создание Армии, отвечающей современным требованиям по обеспечению военной безопасности государства, сбалансированных по составу и структуре, обладающих высоким уровнем боевых возможностей и способных противодействовать вызовам и угрозам.

Этой же цели подчинены меры по совершенствованию стратегического планирования на принципах единства применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, что позволит обеспечить системный подход к военному строительству и скоординировать усилия силовых министерств и ведомств в вопросах организации обороны.

Очевидно, что возрастает необходимость в дальнейшем совершенствовании механизма реализации координирующих функций Генерального Штаба Вооруженных Сил в отношении других войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны.

В практической плоскости это означает установление оптимальных параметров Вооруженных Сил, основанных на научных подходах к решению ряда задач:

- оценка военно-политической обстановки, определение места Республики Казахстан в современном мире;

- анализ и мониторинг возможных угроз для Казахстана и оценка состояния вооруженных сил государств – потенциальных противников;

- определение задач по отражению возможной внешней агрессии.

Основными категориями для расчета, при этом, должны стать территория страны, ее экономические возможности и демографическая ситуация.

Таким образом, в условиях нарастающих угроз трансформация Вооруженных Сил, являющихся фундаментом системы обеспечения военной безопасности Республики Казахстан, имеет первостепенное значение для адекватного развития военной организации государства в целом.

Руслан Жангазы zhangazy
технополитолог - эксперт в области исследования и разработки национальной научно-технологической политики
15 февраля 2012, 16:53
2206

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Только на 10-й раз он смог поступить в Кембридж! Герой с Кармакшинского района

Свыше 10 известных университетов приглашают его обучаться за рубежом, но выбор будет оставаться за Сакеном. Он выберет обучение в The University of Edinburgh и отправится в эту удивительную страну...
socium_kzo
30 нояб. 2016 / 11:06
  • 11468
  • 10
Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

Взгляд со стороны: Назарбаев глазами кыргыза

В чем уникальность этой личности? В чем его успех или провалы? Эти вопросы требуют глубокой аналитики и исследований. Я же хочу рассказать о Нурсултане Абишевиче глазами рядового кыргыза...
maxes
1 дек. 2016 / 8:05
  • 5247
  • 17
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
вчера / 10:52
  • 4989
  • 63
Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
вчера / 15:19
  • 4211
  • 13
Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Молчание врачей. Дети ЮКО, заражённые ВИЧ 10-11 лет назад, узнают о диагнозе-приговоре

Как сообщают новостные издания, в ближайшее время в Южном Казахстане 102 детям в возрасте 11-12 лет сообщат об их страшном диагнозе. Все эти дети были заражены ВИЧ, причём большинство было инфицировано по вине врачей.
openqazaqstan
2 дек. 2016 / 13:57
  • 4194
  • 4
Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Почему Дональд Трамп назвал Казахстан чудом. Президент подтягивается по географии

Трамп и не подозревает, что 16 декабря 1991 Казахстан не создал, а восстановил свою национальную государственность. Иначе бы он упомянул не только 25 лет, а больше чем 550 лет казахской истории.
Stehlikova
2 дек. 2016 / 9:02
  • 4599
  • 88
Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Аэропорт Схипхол и Алматы. Смотришь на это и ощущение, что мы лет на тридцать отстали

Недавно пролетал через аэропорт Амстердама - Схипхол. Так как улетал из аэропорта Алматы, то не мог не начать сравнивать эти аэропорты.
Superkurt
30 нояб. 2016 / 10:09
  • 3612
  • 12
Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Мой личный опыт использования Astra Plat: мелочи в моем кармане заметно стало меньше

Давно ждал запуска электронного билетирования в общественном транспорте Астаны. В ноябре 2016 года этот день настал. Мой опыт насчитывает последние 2 недели и мне есть чем поделиться.
iamYerlan
1 дек. 2016 / 15:24
  • 3255
  • 12
Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Понять и простить: почему большинство стран бывшего СССР отказалось от амнистий

Президент Назарбаев предложил амнистию для совершивших преступления небольшой тяжести несовершеннолетних, пожилых, женщин и других социально уязвимых категорий осуждённых.
openqazaqstan
30 нояб. 2016 / 13:45
  • 3088
  • 21