Руслан Жангазы
военно-стратегические исследования
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, выступая на торжественном собрании, посвященном 15-летию Армии, отметил: «Казахстан не определяет в качестве противника ни одно государство. Но реалии современного мира таковы, что спектр угроз глобальной и региональной безопасности в начале нового века нисколько не уменьшился».
Действительно, военные угрозы не исчезли, и будут продолжать существовать, пока существуют государства, интересы которых могут не только не совпадать, но и сталкиваться. Вопреки прогнозным оценкам многих экспертов и политиков окончание «холодной» войны не привело к исчезновению противостояний между государствами.
В основе развития мировых процессов по-прежнему преобладают факторы взаимного недоверия, наблюдается общее снижение степени управляемости международных отношений, и, как следствие, дальнейшее нарастание стратегической нестабильности и непредсказуемости.
Усиливающееся глобальное рассредоточение политических, экономических и военных ресурсов обуславливается особенностями функционирования так называемого «бесполярного мира», когда доминируют не одно, два или несколько государств, а десятки субъектов международной политики, способных оказывать различное влияние на положение в мире.
В итоге сформировались новые «центры силы», которые оспаривают лидерство традиционных мировых держав и демонстрируют свои притязания на более высокие позиции в международных отношениях.
Противоречивость и драматизм, присущие бесполярному миру, находят свое отражение в военных доктринах и других планирующих документах армий иностранных государств. Фактически, формируется ситуация близкая к принципу «все против всех», когда военно-политическое объединение государств не является твердой гарантией территориальной целостности и суверенитета его участника.
Изменяется характер военных конфликтов, когда на смену военному противостоянию двух блоков пришли локальные внутригосударственные войны, межэтнические и религиозные конфликты, крупные террористические акты.
Мы становимся свидетелями того, что государства все чаще прибегают к силовым методам разрешения международных противоречий и разногласий.
Современный Казахстан планомерно наращивает свой геополитический статус и ресурсы влияния в Центральноазиатском регионе. Наша республика должна быть готовой адекватно реагировать на вероятное военно-силовое разрешение противоречий, связанных с переделом сфер влияния между мировыми державами.
В условиях глобальной нестабильности и неопределенности заложен фундамент для поддержания и развития отношений Республики Казахстан с окружающим миром.
В целях реализации жизненно важной функции государства – защиты суверенитета и территориальной целостности – сформированы силы, средства и органы, способные совместными усилиями выполнить эту миссию. Их деятельность объединена общими целями, задачами и способами реализации, базируется на единой нормативной правовой базе и общих принципах обеспечения военной безопасности, осуществляется в единой структуре управления.
Совокупность этих сил, средств и органов представляет собой систему обеспечения военной безопасности.
Для достижения целей и задач политики государства в области обороны Республики Казахстан необходимо последовательное проведение реалистичного военно-политического курса, повышение уровня социально-экономического развития, укрепление военной организации государства, исходя из военных угроз, научно обоснованное определение и использование наиболее эффективных форм и способов их нейтрализации.
Стремление к комплексному и взаимосвязанному учету перечисленных факторов при организации функционирования системы обеспечения военной безопасности позволяет рассматривать ее в качестве механизма, призванного реализовывать принятые в стране концептуальные взгляды и доктринальные установки в области обеспечения национальной военной безопасности путем координации деятельности всех элементов военной организации государства.
Основная роль системы обеспечения военной безопасности в структурах государственной власти и управления заключается в том, что она должна увязывать национальные интересы, стратегические цели и ценности Республики Казахстан воедино с политическим курсом государства, а также формами и способами их реализации преимущественно политическими методами, с учетом угроз военного характера.
Поэтому обеспечение военной безопасности является важнейшей составной частью системы национальной безопасности в целом, главным инструментом реализации государственной политики обеспечения национальных интересов в сфере обороны.
Область военной безопасности может иметь внешний и внутренний аспекты. С точки зрения внешнего аспекта это, прежде всего, способность Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований предотвратить или сдержать прямую военную агрессию против нашей республики и дружественных ей государств.
С точки зрения внутреннего аспекта это строительство и развитие такой военной организации государства, которая была бы подкреплена реальными экономическими возможностями страны.
Система обеспечения военной безопасности охватывает важнейшие области функционирования общества и государства, среди которых:
- военная область – вопросы совершенствования военной организации государства, оборонного планирования, оперативной и боевой подготовки войск и сил;
- военно-политическая область – вопросы коллективной региональной, в том числе СНГ, и глобальной безопасности, миротворческой деятельности;
- военно-экономическая область – вопросы экономического и ресурсного обеспечения военного строительства, поддержания жизнедеятельности войск и сил на уровне, обеспечивающем требуемую степень боевой готовности и боеспособности, вопросы формирования военного бюджета и распределения бюджетных средств;
- военно-социальная область – вопросы подготовки населения к участию в решении оборонных задач, психологические аспекты деятельности воинских коллективов, социальное обеспечение военнослужащих;
- военно-техническая область – вопросы развития фундаментальной науки в интересах укрепления обороны, поисковых и прикладных исследований, вопросы создания, модернизации и утилизации образцов вооружения и военной техники;
- военно-технологическая область – вопросы развития военных технологий для решения оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач – совершенствование систем разведки и управления войсками и оружием, разведывательно-ударных комплексов;
- область нормативно-правового обеспечения военного строительства – совершенствование и развитие нормативной правовой базы военного строительства.
Основу системы обеспечения военной безопасности Республики Казахстан составляет военная организация государства. В ее состав входят Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, реализующие меры военного, политического, управленческого, правового, организационного, экономического, социального и иного характера, направленные на обеспечение стабильного развития государства и общества, гарантирующие возможность и способность нейтрализовать угрозы в военной сфере.
Выполнение этих мер позволяет обеспечить суверенитет, территориальную целостность, политическую, экономическую и информационную независимость государства, дальнейшее осуществление демократических преобразований в соответствии с целями развития и национальными интересами Казахстана.
Обеспечение военной безопасности страны требует формирования и реализации единой государственной политики в этой области, консолидации усилий всех ветвей и органов власти, концентрации и рационального использования выделяемых сил, средств и ресурсов.
Это предусматривает приведение объема и содержания задач военной организации, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности страны.
Безусловно, определение основных требований к военной организации государства и ее составляющим – одна из труднейших научно-практических задач.
Анализ состояния системы военной безопасности Республики Казахстан показывает, что в настоящее время государственным и военным органам управления необходимо сосредоточить основные усилия, прежде всего, на решении следующих важных задач и вопросов:
- создание эффективного механизма по анализу военно-политической обстановки в мире и по периметру Государственной границы Республики Казахстан, исходя из реально складывающейся обстановки на текущий момент;
- мониторинг уровня возможных военных опасностей и угроз для Казахстана и выработка всего комплекса практических мер по их предотвращению;
- разработка жестко регламентированных и нормативно утвержденных критериев и пороговых значений военной безопасности;
- определение конкретных военно-технических параметров Вооруженных Сил в целях их качественной трансформации;
- контроль реализации и выполнения решений руководства страны по ликвидации в установленные сроки возникших военных опасностей и угроз.
Несмотря на то, что военная безопасность обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств, особое место в решении этой задачи отводится Вооруженным Силам, боевая мощь которых направлена на сдерживание, пресечение и военное устранение любой агрессии.
Очевидно, что достижению цели строительства эффективной военной организации способствует придание ей оптимальных характеристик: по численности, боевому составу, организационно-штатной структуре, системам управления и всем видам обеспечения.
Сделать это жизненно необходимо. На решение этой задачи направлены единые принципы, приоритеты и направления строительства военной организации, приведение объема и содержания задач, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности.
На сегодняшний день определены характер и направленность военного строительства, основные требования к Вооруженным Силам по решению стратегических задач в возможных военных конфликтах, основные принципы обеспечения безопасности государства в оборонной области, а также направления их строительства и развития. Очевидно, что состав, структура и состояние Армии должны соответствовать объему и степени сложности возлагаемых на них задач.
Поэтому в настоящее время реализуются системные мероприятия по трансформации Вооруженных Сил в свете Военной доктрины Республики Казахстан. Следует отметить, что основные направления модернизации определяются общей ориентацией на повышение эффективности обеспечения военной безопасности государства:
- структурная трансформация;
- технологическая трансформация;
- кадровая трансформация.
Целью трансформации является создание Армии, отвечающей современным требованиям по обеспечению военной безопасности государства, сбалансированных по составу и структуре, обладающих высоким уровнем боевых возможностей и способных противодействовать вызовам и угрозам.
Этой же цели подчинены меры по совершенствованию стратегического планирования на принципах единства применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, что позволит обеспечить системный подход к военному строительству и скоординировать усилия силовых министерств и ведомств в вопросах организации обороны.
Очевидно, что возрастает необходимость в дальнейшем совершенствовании механизма реализации координирующих функций Генерального Штаба Вооруженных Сил в отношении других войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны.
В практической плоскости это означает установление оптимальных параметров Вооруженных Сил, основанных на научных подходах к решению ряда задач:
- оценка военно-политической обстановки, определение места Республики Казахстан в современном мире;
- анализ и мониторинг возможных угроз для Казахстана и оценка состояния вооруженных сил государств – потенциальных противников;
- определение задач по отражению возможной внешней агрессии.
Основными категориями для расчета, при этом, должны стать территория страны, ее экономические возможности и демографическая ситуация.
Таким образом, в условиях нарастающих угроз трансформация Вооруженных Сил, являющихся фундаментом системы обеспечения военной безопасности Республики Казахстан, имеет первостепенное значение для адекватного развития военной организации государства в целом.