место в рейтинге
  • 296018
  • 674
  • 71
Нравится блог?
Подписывайтесь!

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Руслан Жангазы

военно-стратегические исследования

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, выступая на торжественном собрании, посвященном 15-летию Армии, отметил: «Казахстан не определяет в качестве противника ни одно государство. Но реалии современного мира таковы, что спектр угроз глобальной и региональной безопасности в начале нового века нисколько не уменьшился».

Действительно, военные угрозы не исчезли, и будут продолжать существовать, пока существуют государства, интересы которых могут не только не совпадать, но и сталкиваться. Вопреки прогнозным оценкам многих экспертов и политиков окончание «холодной» войны не привело к исчезновению противостояний между государствами.

В основе развития мировых процессов по-прежнему преобладают факторы взаимного недоверия, наблюдается общее снижение степени управляемости международных отношений, и, как следствие, дальнейшее нарастание стратегической нестабильности и непредсказуемости.

Усиливающееся глобальное рассредоточение политических, экономических и военных ресурсов обуславливается особенностями функционирования так называемого «бесполярного мира», когда доминируют не одно, два или несколько государств, а десятки субъектов международной политики, способных оказывать различное влияние на положение в мире.

В итоге сформировались новые «центры силы», которые оспаривают лидерство традиционных мировых держав и демонстрируют свои притязания на более высокие позиции в международных отношениях.

Противоречивость и драматизм, присущие бесполярному миру, находят свое отражение в военных доктринах и других планирующих документах армий иностранных государств. Фактически, формируется ситуация близкая к принципу «все против всех», когда военно-политическое объединение государств не является твердой гарантией территориальной целостности и суверенитета его участника.

Изменяется характер военных конфликтов, когда на смену военному противостоянию двух блоков пришли локальные внутригосударственные войны, межэтнические и религиозные конфликты, крупные террористические акты.

Мы становимся свидетелями того, что государства все чаще прибегают к силовым методам разрешения международных противоречий и разногласий.

Современный Казахстан планомерно наращивает свой геополитический статус и ресурсы влияния в Центральноазиатском регионе. Наша республика должна быть готовой адекватно реагировать на вероятное военно-силовое разрешение противоречий, связанных с переделом сфер влияния между мировыми державами.

В условиях глобальной нестабильности и неопределенности заложен фундамент для поддержания и развития отношений Республики Казахстан с окружающим миром.

В целях реализации жизненно важной функции государства – защиты суверенитета и территориальной целостности – сформированы силы, средства и органы, способные совместными усилиями выполнить эту миссию. Их деятельность объединена общими целями, задачами и способами реализации, базируется на единой нормативной правовой базе и общих принципах обеспечения военной безопасности, осуществляется в единой структуре управления.

Совокупность этих сил, средств и органов представляет собой систему обеспечения военной безопасности.

Для достижения целей и задач политики государства в области обороны Республики Казахстан необходимо последовательное проведение реалистичного военно-политического курса, повышение уровня социально-экономического развития, укрепление военной организации государства, исходя из военных угроз, научно обоснованное определение и использование наиболее эффективных форм и способов их нейтрализации.

Стремление к комплексному и взаимосвязанному учету перечисленных факторов при организации функционирования системы обеспечения военной безопасности позволяет рассматривать ее в качестве механизма, призванного реализовывать принятые в стране концептуальные взгляды и доктринальные установки в области обеспечения национальной военной безопасности путем координации деятельности всех элементов военной организации государства.

Основная роль системы обеспечения военной безопасности в структурах государственной власти и управления заключается в том, что она должна увязывать национальные интересы, стратегические цели и ценности Республики Казахстан воедино с политическим курсом государства, а также формами и способами их реализации преимущественно политическими методами, с учетом угроз военного характера.

Поэтому обеспечение военной безопасности является важнейшей составной частью системы национальной безопасности в целом, главным инструментом реализации государственной политики обеспечения национальных интересов в сфере обороны.

Область военной безопасности может иметь внешний и внутренний аспекты. С точки зрения внешнего аспекта это, прежде всего, способность Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований предотвратить или сдержать прямую военную агрессию против нашей республики и дружественных ей государств.

С точки зрения внутреннего аспекта это строительство и развитие такой военной организации государства, которая была бы подкреплена реальными экономическими возможностями страны.

Система обеспечения военной безопасности охватывает важнейшие области функционирования общества и государства, среди которых:

- военная область – вопросы совершенствования военной организации государства, оборонного планирования, оперативной и боевой подготовки войск и сил;

- военно-политическая область – вопросы коллективной региональной, в том числе СНГ, и глобальной безопасности, миротворческой деятельности;

- военно-экономическая область – вопросы экономического и ресурсного обеспечения военного строительства, поддержания жизнедеятельности войск и сил на уровне, обеспечивающем требуемую степень боевой готовности и боеспособности, вопросы формирования военного бюджета и распределения бюджетных средств;

- военно-социальная область – вопросы подготовки населения к участию в решении оборонных задач, психологические аспекты деятельности воинских коллективов, социальное обеспечение военнослужащих;

- военно-техническая область – вопросы развития фундаментальной науки в интересах укрепления обороны, поисковых и прикладных исследований, вопросы создания, модернизации и утилизации образцов вооружения и военной техники;

- военно-технологическая область – вопросы развития военных технологий для решения оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач – совершенствование систем разведки и управления войсками и оружием, разведывательно-ударных комплексов;

- область нормативно-правового обеспечения военного строительства – совершенствование и развитие нормативной правовой базы военного строительства.

Основу системы обеспечения военной безопасности Республики Казахстан составляет военная организация государства. В ее состав входят Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, реализующие меры военного, политического, управленческого, правового, организационного, экономического, социального и иного характера, направленные на обеспечение стабильного развития государства и общества, гарантирующие возможность и способность нейтрализовать угрозы в военной сфере.

Выполнение этих мер позволяет обеспечить суверенитет, территориальную целостность, политическую, экономическую и информационную независимость государства, дальнейшее осуществление демократических преобразований в соответствии с целями развития и национальными интересами Казахстана.

Обеспечение военной безопасности страны требует формирования и реализации единой государственной политики в этой области, консолидации усилий всех ветвей и органов власти, концентрации и рационального использования выделяемых сил, средств и ресурсов.

Это предусматривает приведение объема и содержания задач военной организации, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности страны.

Безусловно, определение основных требований к военной организации государства и ее составляющим – одна из труднейших научно-практических задач.

Анализ состояния системы военной безопасности Республики Казахстан показывает, что в настоящее время государственным и военным органам управления необходимо сосредоточить основные усилия, прежде всего, на решении следующих важных задач и вопросов:

- создание эффективного механизма по анализу военно-политической обстановки в мире и по периметру Государственной границы Республики Казахстан, исходя из реально складывающейся обстановки на текущий момент;

- мониторинг уровня возможных военных опасностей и угроз для Казахстана и выработка всего комплекса практических мер по их предотвращению;

- разработка жестко регламентированных и нормативно утвержденных критериев и пороговых значений военной безопасности;

- определение конкретных военно-технических параметров Вооруженных Сил в целях их качественной трансформации;

- контроль реализации и выполнения решений руководства страны по ликвидации в установленные сроки возникших военных опасностей и угроз.

Несмотря на то, что военная безопасность обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств, особое место в решении этой задачи отводится Вооруженным Силам, боевая мощь которых направлена на сдерживание, пресечение и военное устранение любой агрессии.

Очевидно, что достижению цели строительства эффективной военной организации способствует придание ей оптимальных характеристик: по численности, боевому составу, организационно-штатной структуре, системам управления и всем видам обеспечения.

Сделать это жизненно необходимо. На решение этой задачи направлены единые принципы, приоритеты и направления строительства военной организации, приведение объема и содержания задач, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности.

На сегодняшний день определены характер и направленность военного строительства, основные требования к Вооруженным Силам по решению стратегических задач в возможных военных конфликтах, основные принципы обеспечения безопасности государства в оборонной области, а также направления их строительства и развития. Очевидно, что состав, структура и состояние Армии должны соответствовать объему и степени сложности возлагаемых на них задач.

Поэтому в настоящее время реализуются системные мероприятия по трансформации Вооруженных Сил в свете Военной доктрины Республики Казахстан. Следует отметить, что основные направления модернизации определяются общей ориентацией на повышение эффективности обеспечения военной безопасности государства:

- структурная трансформация;

- технологическая трансформация;

- кадровая трансформация.

Целью трансформации является создание Армии, отвечающей современным требованиям по обеспечению военной безопасности государства, сбалансированных по составу и структуре, обладающих высоким уровнем боевых возможностей и способных противодействовать вызовам и угрозам.

Этой же цели подчинены меры по совершенствованию стратегического планирования на принципах единства применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, что позволит обеспечить системный подход к военному строительству и скоординировать усилия силовых министерств и ведомств в вопросах организации обороны.

Очевидно, что возрастает необходимость в дальнейшем совершенствовании механизма реализации координирующих функций Генерального Штаба Вооруженных Сил в отношении других войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны.

В практической плоскости это означает установление оптимальных параметров Вооруженных Сил, основанных на научных подходах к решению ряда задач:

- оценка военно-политической обстановки, определение места Республики Казахстан в современном мире;

- анализ и мониторинг возможных угроз для Казахстана и оценка состояния вооруженных сил государств – потенциальных противников;

- определение задач по отражению возможной внешней агрессии.

Основными категориями для расчета, при этом, должны стать территория страны, ее экономические возможности и демографическая ситуация.

Таким образом, в условиях нарастающих угроз трансформация Вооруженных Сил, являющихся фундаментом системы обеспечения военной безопасности Республики Казахстан, имеет первостепенное значение для адекватного развития военной организации государства в целом.

Руслан Жангазы zhangazy
технополитолог - эксперт в области исследования и разработки национальной научно-технологической политики
15 февраля 2012, 16:53
2226

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Обратная сторона Астаны. Девять худших и проблемных районов столицы Казахстана

Обратная сторона Астаны. Девять худших и проблемных районов столицы Казахстана

Несмотря на то, что Астана столица, и один из самых красивых и современных городов Казахстана, здесь все равно есть места, за которые стыдно и даже как-то неудобно перед гостями.
Washington
12 янв. 2017 / 12:25
  • 21192
  • 26
Расписание Универсиады в Алматы. Что стоит посетить?

Расписание Универсиады в Алматы. Что стоит посетить?

Путеводитель по соревнованиям Универсиады с рекомендациями, какие соревнования Универсиады никак нельзя пропустить. До встречи на Универсиаде!
olympic
11 янв. 2017 / 10:40
  • 19180
  • 10
Как мы «скидываемся» на красивую жизнь мажоров. Воровство пенсионных денег

Как мы «скидываемся» на красивую жизнь мажоров. Воровство пенсионных денег

Официальные спикеры КНБ РК рассказали о ходе расследования, раскрыв общественности схему, которую использовало руководство ЕНПФ для воровства 5 миллиардов тенге пенсионных накоплений.
openqazaqstan
13 янв. 2017 / 11:30
  • 14191
  • 12
«Ещё раз на те же грабли». Премьер Сагинтаев о временной регистрации

«Ещё раз на те же грабли». Премьер Сагинтаев о временной регистрации

Казахстанцы по-прежнему с нескрываемым возмущением и сарказмом комментируют нововведения в миграционное законодательство. Проблема, как это ни парадоксально, в том, что мы, казахстанцы – народ законопослушный.
openqazaqstan
12 янв. 2017 / 10:07
  • 11255
  • 26
10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

Названия улиц: Садовый бульвар, Солнечный проезд. Красиво звучит не так ли? Прям, как в Москве... Уютные улочки и радующие глаз одноэтажные домики, тихо и свободно, нет динамики, движух и ажиотажа.
gelberdeuet
16 янв. 2017 / 14:45
  • 6231
  • 89
Наверное, я себя почувствовала человеком именно в Корее. Не в Казахстане

Наверное, я себя почувствовала человеком именно в Корее. Не в Казахстане

Если я останусь в Казахстане, то идти мне здесь некуда, пахать за копейки на госслужбе? Прожить всю жизнь в однокомнатной вместе с котом и мамой?
savira6
13 янв. 2017 / 9:44
  • 5011
  • 32
Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Прошло около 2 лет. За эти годы в моей жизни многое изменилось. И мне стало интересно, какие же изменения произошли в жизни тех, у кого я когда-то брал интервью...
DastanIskakov
14 янв. 2017 / 11:43
  • 4441
  • 4
Сейчас даже дяденьки и тетеньки в 20-27 лет живут с родителями. Безработица в Алматы

Сейчас даже дяденьки и тетеньки в 20-27 лет живут с родителями. Безработица в Алматы

Наверняка, все знают крылатую фразу Ленина "Кто не работает - тот не ест" В то время за безработицу осуждали, а кормили народ за счет предприятия - славные были времена, пусть я и застала их лишь...
DoZa
13 янв. 2017 / 9:54
  • 4007
  • 44
Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Ожидали ли депутаты Мажилиса всего этого? Как планировали этот процесс регистрации, и обсуждали ли его, прежде чем одним нажатием кнопки принять нормы с такими абсурдными временными рамками?
openqazaqstan
вчера / 14:32
  • 2891
  • 20